Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночное хозяйство




Рынок – способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном механизме ценовых сигналов. Рыночные связи охватывают все экономические системы, всех субъектов хозяйства. Под рыночной экономикой понимается система различных рынков (товаров, услуг, труда, ссудного капитала, валюты и т.д.), функционирующая на основе децентрализованного механизма ценовых сигналов

Основные субъекты рыночного хозяйства:

1. Домашние хозяйства. Функционируют в потребительской сфере экономики. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты. Домашние хозяйства – основные собственники и поставщики ресурсов (факторов производства). Потребление домашних хозяйств носит конечный характер, направлено на удовлетворение личных потребностей, а не на наращивание капитала.

2. Предприятия (бизнес, фирмы). Функционируют в сферах производства, распределения, обращения. Цель – получение дохода. Доход от применения капитала (как собственного, так и заемного) расходуется на расширение производственной деятельности. Предприятия – собственники и поставщики товаров.

3. Государство (правительство). Представлен бюджетными организациями, реализующими функции государственного регулирования экономики. Прибыль целью не является.

 

Условия возникновения рынка:

1. Общественное разделение труда. Отдельные виды хозяйственной деятельности разделены между отдельными группами людей. Разделение труда - дифференциация трудовой деятельности, приводящая к обособлению и сосуществованию различных её видов. Разделение труда приводит к необходимости обмена деятельностью и/или результатами деятельности. Итог – специализация – данный вид хозяйственной деятельности прочно срастается с личностью индивида. Действует принцип сравнительного преимущества – при специализации индивид может производить продукцию с относительно меньшей альтернативной стоимостью.

2. Экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Обмен осуществляется независимыми, автономными в принятии решений производителями. Производитель сам принимает решения: что, как, сколько производить; где, с кем, как обмениваться. Это возможно только при наличии собственности на средства производства. «Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться» (Д.Хайман. «Современная микроэкономика: анализ и применение»).

3. Свободный обмен ресурсами (без контроля со стороны центра). Свободное распределение ресурсов на основе косвенных ценовых сигналов (свободных рыночных цен) обеспечивает минимизацию трансакционных издержек при установлении рыночного равновесия.

 

Объект рыночных связей – товар. Товар – экономическое благо, обладающее общественной полезностью (то есть представляющее интерес, обладающее полезностью не для собственного производителя, а для кого-либо другого), и произведенный для обмена.

Товар обладает следующими свойствами:

· полезность (способность удовлетворять какую-либо потребность);

· ценность (способность обмениваться на другие товары в определенной пропорции).

 

Барьеры на вход и выход с рынка. Барьеры – препятствия для проникновения на рынок новых фирм и для попыток фирм, действующих на рынке, уйти с него.

Барьеры на вход в отрасль, препятствующие проникновению новых фирм в отрасль, служат основой для установления цены по усмотрению фирмы. Они направлены на то, чтобы сделать затраты по проникновению в отрасль настолько высокими, чтобы окупаемость инвестиционных затрат стала проблематичной.

Виды барьеров на вход:

1. Патенты, лицензии.

2. Право на ресурсы.

3. Исключительные права, полученные от государства, барьеры, создаваемые государством (например, допуск на рынок только лицензированных фирм).

4. Высокий уровень капиталоемкости производства.

5. Территориальное размещение объектов (например, размещение объектов розничной торговли).

6. «Естественная монополия». Возникает в связи с «экономией на масштабе». В ряде отраслей функционирование одной крупной фирмы эффективнее, чем нескольких мелких. Дело в том, что производство эффективно только при определенном объеме выпуска (так называемый «эффективный выпуск»), и данный объем совпадает с масштабами спроса на товар, то есть с размерами рынка данного товара. Имеется в виду отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает рынок. Пример; связь, торговля и услуги в малонаселенных районах и т.п.

 

Выходные барьеры мешают фирме покинуть данный рынок и заставляют фирму функционировать в условиях низкой рентабельности.

Виды барьеров на выход:

1. Необходимость списания крупных издержек.

2. Нежелание утратить имидж.

3. Честолюбие менеджера.

4. Вмешательство правительства.

5. Большие затраты на ликвидацию предприятия.

6. Оппозиция поставщиков, клиентов, дилеров, профсоюзная оппозиция.

 

Классификация рыночных структур.

Основа для классификации – степень конкурентности рынка (способность фирмы воздействовать на рынок и, прежде всего, на цены).

Типы рыночных структур:

I. Чистая (совершенная, абсолютная) конкуренция. Конкурентный рынок – это рынок, где ни размер фирм, производящих идентичную продукцию, ни другие причины не позволяют ни одной из фирм воздействовать на рыночную цену. Колебания цены на продукт – результат взаимодействия спроса и предложения, а не результат действий отдельных продавцов. Спрос на продукцию отдельной фирмы не изменяется при изменении ее предложения. Изменения будут только, если наращивание/сокращение выпуска коснется данного рынка в целом. Рыночная цена в модели совершенной конкуренции – независимая переменная. Выбор фирмы сводится к принятию решения об объеме выпуска. Модель совершенной конкуренции – равновесная (то есть отсутствуют инфляция, безработица, перепроизводство). Фирма на данном рынке является ценополучателем.

Характеристики:

1) Множество мелких фирм.

2) Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных факторов производства.

3) Полная свобода входа и выхода с рынка (цена входа-выхода в отрасли равна нулю).

4) Свободный и равный доступ к полной информации всех участников. Полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях, означает, что созданы все условия для рационального выбора в строгой форме. Полная информированность предполагает, что:

· покупатели и продавцы имеют полное представление о спросе и предложении, знают цены на факторы производства и готовую продукцию во всех секторах рынка и действуют в соответствии с ценовыми сигналами.

· нормы прибыли действующих в отрасли фирм известны всем потенциальным конкурентам.

5) Однородная продукция.

6) Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска. Ни один участник рынка свободной конкуренции не может оказать влияния на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку число рыночных субъектов велико, значение каждого в отдельности – ничтожно мало.

II. Чистая монополия. В случае чистой монополии границы фирмы расширяются до масштабов рынка данного товара (объем выпуска фирмы совпадает с объемом спроса на данный товар). Следовательно, выпуск продукции фирмой-монополистом аналогичен выпуску продукции отрасли в условиях совершенной конкуренции. Кривая спроса на продукт фирмы-монополиста является рыночной кривой спроса на данный продукт. Фирма на данном рынке является ценоискателем.

Характеристики:

1. В отрасли – единственный производитель.

2. Производимый товар не имеет субститутов. Производимый продукт однороден и уникален.

3. Непреодолимые барьеры на вход и выход из отрасли.

4. Ограничения на информацию.

5. Цена устанавливается фирмой.

III. Монополистическая конкуренция. Основана на дифференциации продукта (действительной или мнимой). В условиях, когда множество мелких фирм производят разнородную продукцию и каждая фирма – монополист на своем крохотном рынке, фирма имеет возможность устанавливать цену в значительной степени самостоятельно.

Характеристики:

1. Большое число сравнительно мелких фирм.

2. Разнородная продукция.

3. Нет барьеров на вход и выход.

4. Некоторые затруднения в доступе к информации.

IV. Монопсония. Рынок с одним покупателем (монополия покупателя). Пример: единственное предприятие-работодатель в данном населенном пункте выступает монопсонистом на рынке труда.

V. Двусторонняя монополия. Ситуация на рынке, на котором единственный продавец противостоит единственному покупателю. Чаще всего встречается на рынке труда: противостояние монопсониста-работодателя и монополиста-профсоюза.

VI. Дуополия. Монополия двух фирм.

VII. Олигополия. Преобладающую часть продукции на данном рынке производит небольшое число крупных фирм.

Характеристики:

1. Небольшое число сравнительно крупных фирм.

2. Продукция разнородная (дифференцированная олигополия) или однородная (чистая олигополия).

3. Отдельные препятствия для входа-выхода из отрасли. Например: размер стартового капитала, доступ к новейшей технике и т.п.

4. Некоторые ограничения в доступе к информации.

 

Функции рынка:

1. Информационная.

2. Посредническая.

3. Ценообразующая.

4. Регулирующая.

5. Санирующая.

 

Посредством рыночного механизма происходит оптимальное распределение основных факторов производства. Цепочка следующая: повышение спроса на товар ð повышение цен на него ð оживление производства ð повышение спроса на факторы производства со стороны данной отрасли и повышение цен на них ð перелив факторов производства в данную отрасль ðповышение предложения товара и превышение предложения над спросом ð затоваривание и снижение цен на товар ð отток факторов производства из отрасли. В результате описанных процессов структура распределения факторов производства приходит в соответствие с общественными потребностями.

Рыночный механизм стимулирует научно-технический прогресс. Фирмы, использующие новейшие технику и технологию, добиваются уменьшения индивидуальных затрат факторов производства до уровня ниже сложившейся рыночной цены и получают таким образом дополнительную прибыль, которую могут использовать для расширения и дальнейшего совершенствования производства. В конкурентной гонке выигрывает тот, чьи издержки меньше. Это весомый стимул для внедрения в производство новейших научно-технических разработок.

Рынок дифференцирует доходы субъектов рынка. Дифференциация доходов – объективный результат действия механизма цен. В зависимости от того, выше или ниже издержки производителя по отношению к цене, последние теряют или получают прибыль. Слабые фирмы разоряются и уходят с рынка. Сильные – расширяют свое производство.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.