КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Налоговая система
Основной источник государственных финансов – налоги. Налоги – часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Налоги изымаются в обязательном и принудительном порядке. Налоговые обязательства законодательно оформляются. Функции налогов: 1. Фискальная (лат. казенный). Налоги формируют доходы государства. Доля налогов в ВВП – от 20 до 45% ВВП в разных странах. 2. Регулирующая. Налоги могут стимулировать или сдерживать экономическую активность. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь созданным предприятиям или малому бизнесу, направлены на развитие бизнеса. Напротив, повышение тарифов на ввоз товаров направлено на сдерживание импорта. Налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития. С ее помощью проводятся структурные изменения в производстве, содействуя ускоренному развитию приоритетных отраслей. 3. Перераспределенческая. Перераспределение доходов и ресурсов общества происходит на базе изменения доходов экономических субъектов. Механизм следующий. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги воздействуют на изменение спроса и предложения, следовательно, воздействуют на цены и рыночное равновесие. Это влияет на объемы производства и занятость, что в свою очередь воздействует на распределение ресурсов. 4. Контрольная. Обязательность налоговых платежей и необходимость декларирования доходов создают возможность проверки деятельности субъектов налогообложения со стороны государственных органов.
Принципы налогообложения: 1. Справедливость и равенство налогообложения. Горизонтальная и вертикальная справедливость. Горизонтальная справедливость – находящиеся в равном положении (получающие одинаковый доход) должны платить одинаковый налог. Вертикальная справедливость – находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги. В основе соблюдения принципа равенства лежит платежеспособность налогоплательщика (доход или богатство) и размер выгод, получаемых от государства. Принцип равенства на основе платежеспособности – «принцип уплаты по возможности». Он реализуется путем установления зависимости между величиной дохода (богатства) и налоговым изъятием. Тот, кто получает бóльшие доходы, должен платить бóльшие налоги. Реализация принципа равенства на основе получаемых от государства выгод означает, что тот, кто больше получает от государства, платить налоги (например, автомобильный налог платят автомобилисты за пользование дорогами). На практике – за основу берется платежеспособность. 2. Эффективность налогообложения. Этот принцип связан с потерями, которые порождают налоги. Они могут оказать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, привести к неоптимальному распределению ресурсов и т.п. Налоги могут исказить соотношение цен и издержек. Возможный негатив делает необходимым при построении налоговой системы учитывать отрицательные результаты, которые могут возникнуть при налогообложении. 3. Простота и доступность при исчислении. Налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание ее аппарата - слишком дорогим.
Конкретная налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, состоянием экономики, выбранным вариантом государственной экономической политики и т.д.
Налоговая система - совокупность налогов, устанавливаемых в государстве плюс методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы: 1. Всеобщность. Охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы. 2. Стабильность. Устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени. 3. Равнонапряженность. Взимание одинакового налога по одинаковым для всех налогоплательщиков налоговым ставкам. 4. Обязательность. Принудительность и неизбежность уплаты налога. 5. Самостоятельность. Самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога. 6. Социальная справедливость. Установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.
Виды налогов: I. В зависимости от взаимоотношений плательщика налога и государства. 1. Прямые налоги. Взимаются непосредственно с доходов или имущества экономических субъектов (хозяйствующих субъектов) и не могут быть переложены на других субъектов (например, подоходный налог, налог на имущество). 2. Косвенные налоги. Устанавливаются в виде надбавок к цене. Плательщик, передающий этот налог государству – экономический агент, являющийся конечным продавцом. Фактический плательщик – потребитель данной продукции. Например, НДС, акцизы. II. В зависимости от органа, взимающего налог. 1. Общегосударственные налоги. Подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины. 2. Местные налоги. Земельный налог, имущественный налог. III. По целям использования. 1. Общие налоги. Предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. 2. Специальные налоги. Имеют целевое назначение.
Методы построения налоговой ставки. 1. Пропорциональное налогообложение. Одна и та же ставка используется независимо от величины дохода. Доля налога в доходе в этом случае постоянна и не зависит от величины дохода. Прирост налога равен приросту дохода (в процентном выражении). 2. Прогрессивное налогообложение. Ставка налога возрастает по мере увеличения дохода. Доля налога в доходе возрастает по мере роста дохода. Прирост налога больше прироста дохода (в процентном выражении). 3. Регрессивное налогообложение. Ставка налога уменьшается. Налоги могут быть регрессивными даже при неизменной ставке налога. Доля налога в доходе падает по мере роста дохода. Прирост дохода меньше прироста дохода (в процентном выражении).
Кривая Лаффера - кривая, отражающая зависимость расширения деловой активности (и соответственно сбора налогов) от налоговой ставки. Наилучший экономический результат достигается не когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные.
Рисунок 8.3 Кривая Лаффера
Бюджетно-налоговая политика -Меры государства (правительства) по изменению государственных расходов, налогов, состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, экономического неинфляционного роста, равновесия платежного баланса. Виды бюджетно-налоговой политики: I. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия). 1. В краткосрочной перспективе цель – преодоление циклического спада. Инструменты: a) увеличение государственных расходов, b) снижение налогов, c) комбинация а) и b). 2. В долгосрочной перспективе цель – экономический рост. Снижение налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Инструменты: a) Проведение комплексной налоговой реформы; b) Ограничительная кредитно-денежная политика ЦБ; c) Оптимизация структуры государственных расходов. II. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция). Цель – ограничение циклического подъема. Инструменты: a) уменьшение государственных расходов, b) повышение налогов, c) комбинация а) и b). В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса, однако ценой увеличения безработицы и спада производства. В долгосрочной перспективе возможен спад совокупного предложения и стагфляция.
Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате сознательных мероприятий государства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции, состояния платежного баланса. Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции, состояния платежного баланса в результате циклических колебаний. Эта политика предполагает автоматическое увеличение или уменьшение чистых налоговых поступлений в госбюджет. Увеличение – в период роста ВВП, уменьшение – в период уменьшения ВВП. Считается, что такое изменение чистых налоговых поступлений оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Чистые налоговые поступления – общие налоговые поступления в бюджет минус сумма трансфертов, выплаченных государством (правительством). При дискреционной политике для стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит государственного бюджета (расходы государства растут, например, из-за финансирования создания новых рабочих мест либо налоги снижаются для стимулирования бизнеса). В период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек. Дискреционная политика осложняется проблемой временных лагов. При недискреционной политике бюджетные дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов. Автоматический (встроенный) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний, не прибегая к частым изменениям экономической политики государства. Они смягчают негативное воздействие временных лагов, так как включаются без непосредственного вмешательства правительства. Чаще всего в этой роли выступают: · прогрессивная система налогообложения; · система государственных трансфертов (в том числе, страхование по безработице); · система участия в прибылях. Степень встроенной стабильности экономии зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков. Именно они выполняют функции автоматических амортизаторов колебаний совокупного спроса. Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета – дефицит или излишек, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности. В фазе циклического спада налоги падают, а трансферты растут. Это ограничивает глубину спада, так как на фоне общего падения происходит относительный рост совокупного спроса. Однако степень встроенной стабильности противоречит другой, долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики – укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и экономического роста. Стимулы к инвестированию и труду сильнее при снижении ставок налогообложения. Однако, такое снижение сопровождается сокращением циклического бюджетного дефицита (излишка) и следовательно, снижением степени встроенной стабильности экономики. Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний, а только ограничивают размах этих колебаний. Встроенные стабилизаторы, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |