КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выморочное имущество
С принятием и вступлением в силу третьей части Гражданского кодекса РФ в отечественном законодательстве о наследовании появилось понятие «выморочное имущество», хотя российская цивилистическая доктрина оперирует им уже не одно десятилетие[302]. В то же время следует всемерно подчеркнуть, что речь не идет о том, что данное понятие получило легальное закрепление впервые. Оно было известно как отечественному внутреннему законодательству[303], так и международным договорам с участием СССР (РФ)[304]. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. отказался от термина «выморочное имущество», заменив его понятием «переход наследства к государству»[305]. Мотивы такого отказа, как указывает Ю.К. Толстой, основывались на том, что «выморочность» следует понимать как безнаследность имущества, в то время как обладатель такого имущества даже в случае его выморочности известен в силу прямого указания о том в законе[306]. Подобная аргументация, как представляется, не является достаточно фундированной, так как имущество может перейти к государству как по закону, так и по завещанию. Кроме того, как будет показано далее, хотя состояние выморочности означает именно безнаследность как результат действия норм наследственного права, ее не следует понимать как абсолютное отсутствие обладателя имущества, оставшегося после умершего лица. Имущество умершего становится выморочным в том случае, если в отношении него не имеется наследников ни по закону, ни по завещанию. Согласно п. 1 ст. 1151 ГК указанное может иметь место тогда, когда «отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158)». Общепризнанным в мировой практике является правило о том, что выморочное имущество переходит к публично-властным образованиям (прежде всего – к государству). В то же время, квалификация этого перехода не характеризуется единообразием в практике различных стран. Здесь можно выделить две основные системы определения правовой природы принадлежности выморочного имущества казне. Первая система переход к государству права собственности на выморочное имущество опосредствует титулом наследования (Россия, Германия, Италия, Испания, Венгрия, Чехия, Швейцария). В частности, п. 2 ст. 1151 ГК РФ закрепил положение о том, что «выморочное имущество поступает в порядке наследования в собственность РФ». Вторая система основана на том, что имущество становится бесхозяйным и переходит к государству на праве «оккупации», т.е. завладения по «праву верховной власти», «территориального верховенства», осуществляемого сувереном, на территории которого находится имущество (Англия, США, Франция, Австрия). В качестве последнего выступает государство[307]. Разумеется, что переход бесхозяйного имущества в собственность частных и публичных субъектов существенно отличается от перехода выморочного имущества в собственность публичных образований в порядке наследования. Первый лишен начал правопреемства, для второго правопреемство является его сущностью. Первый определяет судьбу отдельной вещи, второй – судьбу имущества в целом, в том числе и входящих в него вещей, прав, обязанностей и др. Первый не связан с принадлежностью бесхозяйной вещи физическому или юридическому лицу либо иному субъекту. Второй связан лишь с наследованием имущества, принадлежавшего физическому лицу. Первому свойственны различные основания, среди которых могут быть и случаи, когда вещь не имеет собственника, либо собственник вещи неизвестен, либо собственник вещи известен, жив, но от нее отказался. Второй основан исключительно на открытии наследства в связи с событием смерти определенного лица. Право собственности на бесхозяйную вещь может возникнуть у разных субъектов в зависимости от особенностей бесхозяйных вещей, право собственности на выморочное имущество может возникнуть исключительно у указанных в законе органов публичной власти. Характеризуя новое российское регулирование по рассматриваемому вопросу, большинство авторов ограничиваются, во-первых, указанием на то, что в случае выморочности имущество умершего наследуется Российской Федерацией по закону[308], а во-вторых – основное внимание уделяют порядку передачи государству выморочного имущества и его учета, особенностям ответственности государства по долгам умершего и иным подобным вопросам[309]. Обращая внимание на данное обстоятельство, Л.П. Ануфриева и Т.Д. Чепига отмечают, что квалификация перехода имущества к государству как наследования требует согласования оценок всех юридических граней явления, квалифицируемого тем или иным образом. Данные авторы указывают, что подобная квалификация должна была бы сопровождаться оговоркой о том, что это наследование особого рода, поскольку имеются разнообразные обстоятельства как научно-теоретического, так и практического, прикладного значения, на которые нельзя не обратить внимания. По мнению указанных авторов, состояние выморочности наследственного имущества возникает в том случае, если нормы, регламентирующие порядок наследования «не сработали»[310]. Указанные авторы обращают внимание также на следующие моменты. Из буквального толкования различных положений V раздела ГК РФ в их совокупности со всей определенностью вытекает, что нынешнее регулирование закрепляет принцип наследования государством выморочного имущества в силу прямого указания п. 2 ст. 1116 ГК и п. 2 ст. 1151 на то, что Российская Федерация может призываться к наследованию по закону. Вместе с тем, сопоставляя соответствующий понятийный аппарат, используемый прежними актами и действующим законодательством, следует отметить небезупречность формулировок последнего. Так, уже самое названия статьи 1151 ГК – «Наследование выморочного имущества» – представляется уязвимым – прежде всего, с юридической точки зрения. Известно, что явление «выморочность», будучи сугубо юридическим, правовым, может быть обусловлено различными правовыми основаниями – отсутствием наследников по закону, по завещанию либо лишением определенных лиц права наследовать или отказом наследников от права наследовать оставшееся после наследодателя имущество. Тем не менее, в любом случае оно связывается с категорией наследования и является институтом, производным от общих принципов правового регулирования перехода прав на имущество от одного лица на другое или множество лиц в порядке реализации наследственных отношений. Следовательно, если идет речь о выморочном имуществе, следует говорить о результатах действия соответствующих норм. Это означает, что регулятивная функция и эффект таких норм уже состоялись. Таким образом, если имеет место выморочное имущество, вопрос перехода права собственности на него должен ставиться в какой-то иной плоскости – не в плане наследственных отношений, а в плане, прежде всего, природы отношений. Соответственно большая тщательность в отработке конструкций привела бы здесь к установлению регулирования, предназначенного обеспечить права государства на выморочное имущество на основе адекватности юридических квалификаций фактическим обстоятельствам: не как наследование им имущества (этот институт, характеризующийся соответствующим правовым режимом, уже обеспечил воздействие юридических норм на объект, его результат – возникновение факта выморочности данного имущества), а на каком-то ином титуле. Как компромиссный вариант искомое основание могло бы быть представлено такой формой, как «переход прав на выморочное имущество к государству в порядке наследования», поскольку «в порядке наследования» - это режим, осуществляемый по правилам наследования («квази-наследование»), но не само наследование[311]. Отметим, что в п. 2 ст. 1151 законодатель более точен и устанавливает, что «выморочное имущество переходит к Российской Федерации в порядке наследования по закону» (курсив мой. – П.Ч.). Итак, в соответствии с правилами п. 1 ст. 1151 ГК имущество умершего считается выморочным, если: отсутствуют наследники как по завещанию, так и по закону. Это означает, что на момент открытия наследства в живых нет лиц, относящихся к кругу назначенных завещанием наследников, а так же лиц, относящихся к любой очереди наследников по закону; все наследники по закону лишены наследства (п. 1 ст. 1119 ГК). Случай лишения всех наследников наследства в силу завещания специально не упомянут в ст. 1151 подобно тому, как это сделано в ст. 1141 ГК, выделяющей такой случай наряду с отсутствием наследников. Однако нельзя отрицать, что наследники по закону и по завещанию могут быть приравнены к отсутствующим, если завещатель лишил наследства всех наследников по закону любой очереди и не назначил иного правопреемника к своему наследству; никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования по основаниям недостойности и в порядке, предусмотренными ст. 1117 ГК; никто из наследников не принял наследства. Это означает, что на момент открытия наследства имелись наследники, у которых возникло право на наследство, но никто из них не совершил действий, свидетельствующих о принятии наследства способами, предусмотренными ст. 1159 ГК. Основания, которые влекут признание имущества выморочным, как правило, не являются очевидными в момент открытия наследства. Они могут быть установлены лишь по истечении определенного времени, необходимого либо для розыска наследников и выяснение факта их отсутствия, либо для подтверждения недостойности наследников и отсутствия у них права на наследство или для судебного отстранения от наследования, либо для выявления фактов непринятия наследства наследниками по закону всех очередей (ст. 1154) или отказа их от наследства (ст. 1157). Однако закон не предусматривает специального срока, в течение которого должен быть решен вопрос о возможности признания имущества выморочным. Для легитимации имущества умершего в качестве выморочного не требуется принятия соответствующего судебного или иного акта. Оно приобретает статус выморочного в силу закона при наличии указанных в нем оснований со дня открытия наследства и сохраняет этот статус до момента оформления прав государства на наследство. В течение всего этого времени должна быть обеспечена охрана наследства и управление им в целях передачи его в казну государства. Выморочным может быть признано не только все в целом имущество умершего, но также его часть, если таковая соответствует признакам выморочности. Представляется, что возможность признания выморочным части имущества умершего не противоречит смыслу правил п. 1 ст. 1151, а также существу тех обстоятельств, которые являются основанием возникновения отношений частичной выморочности имущества. Например, в том случае, если наследование всего имущества осуществляется по закону при отсутствии завещания или помимо завещания, либо по завещанию, согласно которому все имущество оставлено назначенным наследникам, частичная выморочность имущества исключается, поскольку порядок наследования по закону и порядок наследования по завещанию в таких случаях покрывают всю наследственную массу и дополняются применением правил о приращении наследственных долей (ст. 1161 ГК). Однако если завещана лишь часть имущества, а к другой части наследства наследников по закону не оказалось и эта другая часть не подпадает под действие правил о приращении, оставшаяся не завещанной часть наследства может приобрести статус выморочного имущества. По рассматриваемому вопросу в литературе не имеется единства мнений. Так, некоторые авторы отрицают самую допустимость частичной выморочности наследства, утверждая, что при наследовании по закону она исключается, а при наследовании по завещанию практически не наступает. Последнее обосновывалось тем, что распоряжение завещателя относительно передачи лишь отдельной вещи или части имущества в пользу единственного постороннего наследника должно рассматриваться как «двусмысленное» при отсутствии наследников по закону и не может создать препятствий для передачи всего наследства лицу, назначенной к завещанной части имущества, в том числе посредством применения по аналогии правил о приращении[312]. Следствием такого допущения должно быть ни что иное, как расширительное толкование завещания и включение в него тех распоряжений, которые наследодатель не имел намерения учинять. Другая группа исследователей придерживается более выверенной позиции, допуская возможность частичной выморочности наследства[313]. Субъектами права собственности на выморочное имущества, как это указано в п. 2 ст. 1151 ГК, являются Российская Федерация, а также муниципальные образования и города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург (последние две категории – только в том случае, когда в составе наследства есть находящееся на территории РФ жилое помещение. Оно переходит соответственно в собственность муниципального образования или города федерального значения и включается в жилищный фонд социального найма). Содержание принадлежащего государству права на наследование выморочного имущества существенно отличается от права наследования, возникающего по иным основаниям у наследников по закону или по завещанию. В частности, при приобретении в порядке наследования по закону выморочного имущества указанный в законе субъект является исключительным, необходимым правопреемником, который не вправе отказаться от принятия наследства[314] и для которого не существует необходимость совершать специальный акт принятия наследства, что особо предусмотрено п. 1 ст. 1152 и п. 1 ст. 1157 ГК. Выморочное наследство считается принятым со стороны государства в силу закона, что является основанием приобретения государством права собственности, обязательственных прав требования и других, принадлежавших наследодателю и составлявших наследство. Иное содержание имеет право наследования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в случаях наследования ими имущества в качестве наследников по завещанию. Они вправе, как и любые иные наследники по завещанию, принять наследство или отказаться от наследства. Однако, как указывается в литературе, в случае, если все наследство завещано Российской Федерации и другие наследники по закону отсутствуют, отказ Российской Федерации от наследства по завещанию представляется недопустимым, поскольку эти действия по существу означали бы отказ от принятия выморочного наследства. Если формальное заявление об отказе о наследства было сделано уполномоченными органами государства и позднее выявляется выморочное состояние наследства, отказ от принятия государством завещанного наследства должен быть аннулирован. К этому случаю неприменимы правила п. 3 ст. 1157 о том, что отказ от наследства не может быть взят обратно. Аннулирование отказа государства от завещанного наследства, являющегося выморочным, нельзя приравнять к отзыву отказа от наследства[315]. При наследовании выморочного имущества государство несет ответственность по долгам наследодателя в тех же пределах и в том же порядке, какие установлены для наследников, принявших наследство, и кредиторов наследодателя (ст.1175 ГК). Момент перехода к государству выморочного наследства, иначе – момент, с которого государство, как и любой другой наследник, становится субъектом права собственности на вещи или субъектом прав кредитора или обязанностей должника, субъектом прав на ценные бумаги и другие объекты в составе наследства, определен правилами п. 4 ст. 1152 ГК. Принятое наследство признается принадлежащим наследодателю со дня открытия наследства. Из этого положения не сделано исключений в отношения наследования выморочного имущества государством. Приобретенное государством выморочное имущество также признается принадлежащим ему со дня открытия наследства, хотя бы для приобретения выморочного имущества не требовалось принятия наследства. Как указывалось ранее, выморочное состояние имущества умершего устанавливается спустя довольно продолжительное время после открытия наследства. Поскольку переход имущества к государству совершается без особого акта принятия наследства, следует признать, что истечение времени, необходимого для принятия наследства наследниками по завещанию и наследниками по закону всех очередей, является тем обстоятельством во времени, которое позволяет считать фактом состоявшийся переход имущества в собственность государства. Этому факту перехода наследственного имущества к государству придается обратная сила: моментом наследственного правопреемства является день открытия наследства. Переход выморочного имущества в собственность Российской Федерации предполагает его учет и последующую передачу в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований для использования в соответствии с назначением и ценностью имущества, что должно составить объект регулирования специального закона (п. 3 ст. 1151 ГК), однако такой закон до настоящего времени не принят. Можно предположить, что в этом законе должны быть указаны органы и лица, которые будут обязаны выявлять случаи выморочного наследства и сообщать о них соответствующим государственным органам, принимать меры охраны такого наследства, состоящего из движимых и недвижимых вещей, и управления имуществом в интересах государства, вступать во взаимодействие с нотариальными органами, обеспечивать организацию и ведения учета, оценки выморочных наследств и т.д. В законе должны быть предусмотрены меры, предотвращающие злоупотребления в этой области, формы ответственности за нарушение закона. В настоящее время действующим актом в рассматриваемой области является постановление Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. № 683 «Об утверждении Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» (далее – Положение) с последующими изменениями[316]. Как видно из самого названия Положения, с одной стороны, оно имеет более широкую сферу действия, нежели это вытекает из требований ст. 1151 ГК, а с другой – в нем явно отсутствует одна из важнейших областей регулирования, прямо предусматриваемая ст. 1151, касающаяся порядка передачи выморочного имущества в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Следовательно, по содержательной стороне имеющиеся в настоящее время правила, регламентирующие предмет, являющийся центральным для ст. 1151, должны быть признаны не соответствующими требованиями требованиям Гражданского кодекса. Кроме того, согласно Положению, компетентными органами для целей получения выморочного имущества являлись налоговые органы, а это, как отмечается в литературе, уже не укладывается в рамки их компетенции, определенные действующим законодательством[317]. Описанное положение дел было частично изменено с принятием Правительством РФ постановления от 27 ноября 2004 г. № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом»[318], которым было утверждено положение о названном агентстве. В его п. 5.30 устанавливалось, что данный орган принимает выморочное имущество. В настоящее время в соответствии постановлением Правительства от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»[319] (с последующими изменениями) упомянутое ранее постановление от 27 ноября 2004 г. № 691 признано утратившим силу, а функции по принятию выморочного наследства возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (п. 5.35). Таким образом, завершая данный параграф и главу в целом, представляется возможным заключить, что в основу формирования круга законных наследников положен, как представляется, следующий мотив – свести случаи выморочности наследственного имущества к минимуму, если не сказать «на нет». Этот мотив воплощен в жизнь посредством такого расширения количества очередей наследников, когда родственное начало существенно «притесняет» начало семейной близости, а также влияет и на социальное начало – семейно близкий умершему нетрудоспособный иждивенец, исходя из существующего положения дел, может быть лишен возможности получить что-либо из имущества наследодателя, в то время как de facto совершенно посторонние ему субъекты получат возможность пользоваться имущественными благами.
Глава 6. Приобретение наследства Литература: Белов В.А. Гражданское право. Т. I. Общая часть. Введение в гражданское право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012; Он же.Гражданское право. Т. III. Особенная часть. Абсолютные гражданско-правовые формы: учебник. М.: Юрайт, 2012; Гордон М.В. Наследование по закону и по завещанию. М.: 1967; Дроников К.П.Наследственное право Украинской ССР. Киев: Вища школа, 1974; Зайцева Т.И. Судебная практика по наследственным делам. М.: Волтерс Клувер, 2007; Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. Наследственное право в нотариальной практике. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2007; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья (постатейный) / Отв. ред. Л.П. Ануфриева. М.: Волтерс Клувер, 2004; Комментарий к части третьей Гражданского Кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М.: Юристъ, 2003; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части третьей (постатейный) / Отв. ред. Н.И. Марышева, К.Б. Ярошенко. М.: НОРМА, 2004; Наследственное право / Под ред. К.Б. Ярошенко. М.: Волтерс Клувер, 2005; Никитюк П.С. Наследственное право и наследственный процесс (проблемы теории и практики). Кишинев: Штиинца, 1973; Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Елисеев И.В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть третья. М.: Проспект, 2002; Серебровский В.И. Избранные труды по наследственному и страховому праву. М.: Статут, 2003; Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 2. М.: Статут, 2005; Эйдинова Э.Б. Наследование по закону и завещанию. М.: Юридическая литература, 1984.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |