КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
Исследователи культуры насчитывают свыше 150 её определений. Действительно, как показывает анализ, понятие «культура» находит применение для характеристики многогранных и многоплановых процессов в развитии человечества и общества. Слово «культура» появилось в латинском языке. Его употребляли в письменах и трактатах Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке и «культивированию» земли. Позднее, в средние века понятие «культура» стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил. В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста Самюэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека. Культура была им противопоставлена природному, или естественному, состоянию человека. Смысл чего-то внеприродного, чего-то развитого, специально поддерживаемого в понимании «культуры» сохраняется по сей день. Сейчас понятие «культура» все чаще употребляется в значении образованности, просвещенности и воспитанности человека. Культура - это уровень развития общества, как материальный, так и духовный. Это - совокупность общепринятых образцов поведения, мышления, мироощущения, а также индивидуально значимые действия. Она охватывает также уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, состояние нравов, это процесс производства самого человека. Культура - это арена наиболее устойчивого взаимодействия народов, их взаимного обогащения и понимания. Культура -есть процесс самостоятельной, разумной, целеустремлённой деятельности человека, направленный на осуществление идеалов красоты, гармонии и всестороннего развития своих сил. Это живая человеческая деятельность по созданию, распространению и хранению духовных и материальных ценностей. Культура - это есть этап развития общества по восходящей. В то время как цивилизация - есть характеристика общества, развивающегося по нисходящей, как период утраты обществом культурной, духовной основы и предпочтения материальной стороны жизни. Культура - есть результат взаимодействия человека и природы. Культура проявляется, прежде всего, через труд человека. Недаром утверждается, что культуру надо искать там, где кончается природа и начинается человек мыслящий, нравственный, с эстетическим чувством. Сущность культуры - духовная, творческая, а выражение ее - материальное. Культура - это артефакт, т.е. всё искусственное, созданное трудом, знаниями, усилиями, творчеством человека. Культура - это всё, что не природа. Природа и культура соотносится как естественное и искусственное. Культура передаётся по традиции средствами языка, символов, изучения и подражания. Усвоению культуры способствует социализация личности.
Культура соединяет в себе и представляет собой три неразрывных аспекта: 1. Социокультурную деятельность: экономическую, политическую, художественную, религиозную, научную, нравственную, правовую, технико-промышленную, коммуникативную, экологическую и другие. 2. Развитие самой личности, а именно личность как объект культуры усваивает ее в процессе деятельности; будучи субъектом культуры, человек сам ее создает; личность есть носитель и выразитель культурных ценностей, ибо живет и действует в определенной культурной среде. 3. Результаты человеческой деятельности проявляются как в специализированных областях культуры, так и в обыденном уровне культуры.
Автор учебного пособия «Основы культурологии» Н.М. Багновская пишет, что каждая сфера жизни имеет свои ценности: политика – политические, искусство – художественные, наука – интеллектуальные, то есть культурные ценности разнообразны и не распространены равномерно среди всех членов общества. В современном развитом обществе, неоднородном по своему культурному составу выделяются по меньшей мере четыре уровня культурных ценностей: 1. Общечеловеческие и общезначимые – ценность жизни, семьи, продолжения рода, любви, дружбы, гуманизма, доброты. 2. Локально – групповые - конфессиональные ценности (христианские, мусульманские); половозрастные – молодёжные, людей среднего, пожилого возраста, женщин и мужчин; этнические и др. 3. Сословные или социально-классовые – интересы и предпочтения людей в зависимости от их социального положения в обществе. 4. Индивидуально-личностные – включают предметы и идеи, соответствующие вкусам и склонностям каждого человека, отобраны из тех, что имеются в окружающей его социокультурной среде. Составными элементами культуры принято считать: 1. Понятия, содержащиеся в языке. 2. Отношения как связи и взаимосвязи во времени и пространстве. 3. Ценности как общепринятые убеждения, нравственные принципы. 4. Правила как законы, нормы, стандарты поведения. 5. Язык как средство общения, приобретения опыта человеческой интеграции.
К принципам взаимодействия культуры относятся: 1. Открытость внешним влияниям, способность к восприятию, взаимообогащению. Если этого нет, наступаетстагнация, отсталость, утрата культурного достояния. 2. Самостоятельность культуры по отношению к государственному регулированию и взаимодействию с властью. Культура оказывает обратное влияние на состояние общества. 3. Равноправие взаимодействия культур малых и больших, этнических и национальных, классической и современной. 4. Соотношение каждого компонента духовной жизни, прежде всего, со своей культурной средой. К основным типам и уровням управления культурой можно отнести: 1. Государственный, подчиненный централизованному аппарату власти. 2. Церковный, опирающийся на поддержку религиозного института. 3. Меценатский или патронажный, где знать содержала и одаривала поэтов, музыкантов. 4. Ремесленный, когда на заказ или на местный рынок изготовлялись предметы искусства. 5. Коммерческий, связан с рыночными отношениями. 6. Самообеспечение культуры через самостоятельные институты (церковь, образование, творческие организации, индустрия культуры). К основным чертам мировой культуры относятся: внебиологичность – то есть возникновение и существование её вне сферы биологии, технологичность – способность творца приспосабливаться к среде, продуктивность – творческий характер проявления, стереотипичность – способность к воспроизведению. Культура как социальное явление имеет многие формы своего существования и выражения. Наиболее выразительными и конкретными формами проявления общечеловеческой культуры являются субкультура и контркультура. Субкультура - есть культура определённых социальных групп: нации, молодёжи, пенсионеров, военных и др. Это определенная система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Она формируется, в основном, под влиянием следующих факторов: места жительства, этнического происхождения, религии, социального положения в обществе, языка. Поэтому она может быть национальная, профессиональная, религиозная. Каждое сообщество создаёт свою субкультуру. Контркультура – это разновидность субкультуры, которая формируется на фоне существенных отличий от господствующей культуры или враждебной ей. К ней можно отнести: идеологию, действия, факторы или явления, которые противостоят официальной культуре: хиппи, анархизм, меркантилизм, секты, рокеры, байкеры и др. Контркультура обычно несёт в себе заострённость против потребительского общества, критикует материальное благополучие, накопительство, жизненный успех, меркантильные интересы. В противовес этому она рассматривает индивидуализированное общество с ярким выражением чувственности, действия подсознательных сил и влечений. Достигается это нередко созданием небольших групп на религиозной, политической и другой основе, в которых провозглашается культ, почитание чего-либо, воздействия в себя, например, наркотиками.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |