КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
Свое творческое начало люди выражают по разному, нередко это выливается в создание и использование различных культурных форм. Многие формы обладают своей смысловой и символической системой, и каждая из них по-своему, по-особому, специфично выражает суть человеческого мышления и бытия. Подобными формами самовыражения человека могут служить часто не материальные формы, а духовные. Под духовной культурой понимаются деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты, результаты этой деятельности, которыми являются новые идеи, новые знания, духовные ценности. Миф (от греч. muthos – предания, сказание и Logos – слово, рассказ, учение), фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило передаваемое в форме устных повествований – мифов. Первобытнообщинный человек живя в стихийном коллективизме переносил эти отношения на все его окружающее. Земля, небо, растительный и животный мир представлялись в виде универсальной родовой общины, где все предметы мыслились не только одушевленными, но и разумными и родственными. Представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами бытия, природы, общества. Это первоначальная форма человеческого мышления. В мифе всё одушевлено, а природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов или богов. Миф появился на ранней стадии общественного развития. В мифе человек воспринимает мир не рационально, а эмоционально – чувственно. С помощью мифа прошлое связывается с настоящим и будущим. В мифе, как ранней форме человеческой культуры объединяются зачатки знаний, религии, эмоций, морали и эстетические оценки происходящего. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Разным народам в этом присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Например: о происхождении мира, Вселенной, человека, солнца, Луны, звезд, животных, календарные мифы. Особо интересны мифы о происхождении благ – добывании огня, земледелии, изобретении ремесел. Часто хождение мифов о брачных правилах, обычаях, традициях, обрядах. В первобытном обществе миф являлся способом познания мира, где он предстает нерасчлененным, с тождественностью субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени, с установлением мнимых связей между различными явлениями. В мифе все условно и символично, миф наиболее древняя система ценностей. Мифологическое мироощущение устанавливает гармонию между миром и человеком, между природой и обществом, обществом и индивидом, то есть они как бы обеспечивают внутренней согласие человеческой жизни с практикой. Мифологические мироощущения зачастую выражаются в повествованиях, обрядах, рассказах, где объясняется происхождение природы, человека и самого обряда и права его совершать. Таким образом, миф не исчезает, он продолжает жить в бессознательных структурах человеческой психики в форме древнейших культурных образов, по сему является потребностью человеческой психики и человеческой культуры. Проявляется в расовых и классовых мифах, в культах вождей, ритуалах массовых сборищ и др. К мифу следует относится со вниманием и уважением. Поскольку он явился важнейшим фактором социализации людей. Потому что он выстраивал существующие верования в систему, делал это в образной форме, мотивировал смыслы обрядов и культов, находил нужные обоснования для человеческих действий, формировал определенную поведенческую мудрость (типа современной нравственности), он способствовал консолидации первобытного общества. Религия –это вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постижимо разумом, рациональным путем, практикой. Религия - выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Обожествляется, однако, уже не природа, а сверхприродные силы человека, дух с его свободой и творчеством. Религия выступает как мировоззрение, как идеология об объективной реальности, обожествляя свободу и творчество человека. Религия пришла на смену мифа. она выражается в соответствующем поведении и действиях (культах), основанных на вере в Бога или богов, в сверхъестественное. Они бывали: племенные, этнические, сейчас – мировые религии. Нравственность в её итоговом понимании - есть способность человека к самоограничению, регуляторами при этом выступают- долг, стыд, совесть и честь. Она возникает после того, как миф уходит в прошлое, где человек сливался с жизнью природы и контролировался символическими запретами, которые программировали его поведение на уровне бессознательного. Теперь в условиях относительной внутренней автономности человека от природы и коллектива требуется самоконтроль. Основными нравственными понятиями выступает добро и зло, как позитивное созидательное гармоничное качество личности, с одной стороны, и агрессивное, разрушительное, эгоистическое состояние индивида, с другой стороны. Особую роль в нравственности играет долг, как необходимость при выполнении нравственных обязательств подчиняться более значимой воле, чем собственная. В сфере человеческой жизни придаётся значимость совести, как соотнесению поступков человека с общепризнанными нормами морали. Составляющим золотого правила нравственности, которое гласит, что относись к другому, как самому себе, является гуманизм. Гуманизм – это признание человека высшей ценностью общества, что предполагает перестраивать всю социальную систему в сторону добра, человеколюбия, согласованности и культуры отношений. Искусство в истории культуры существовало и действовало параллельно с мифом и религией. Оно обогащало культуру духовными ценностями через художественное производство, через систему образов, идеалов, представлений. Искусство создаёт для человека "вторую реальность" - мир природных, духовных и других жизненных переживаний, выраженных специальными образами и символами. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании самых значимых, самых содержательных, самых ярких моментов своей жизни. Приобщение к миру искусства, самовыражение и самопознание в нём составляет одну из важнейших потребностей человеческой души и самосознания. В широком смысле искусство часто отождествляется с мастерством, то есть искусно исполненной профессиональной деятельности любым человеком. В узком смысле, искусство выступает как практика, в которой создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл, то есть искусство – это сфера профессионального творчества. Произведения искусства должны обладать познавательной ценностью, эстетической ценностью, нравственной ценностью, то есть истиной, красотой и добром. Отсюда искусство - явление социальное, поскольку оказывает эстетическое и культурное воздействие на личность. Специфика искусства в том, что оно выражает в художественной форме окружающую нас реальность. При этом художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как попытка домыслить, дополнить реальную жизнь. Философия - это наука, рационально объясняющая бытие, мир в человеческом измерении, она выражает мудрость, осмысление бытия и его доступное объяснение. Философия стремится выразить мудрость в формах мысли, она возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость выражалась в формах, не допускающих её критического осмысления и рационального доказательства. Философия же видит и оценивает мир в человеческом измерении. Философия выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль культуры в человеческой жизни. Наука - это система знаний, стремящаяся усовершенствовать мир на основе познанных закономерностей его развития. Наука отражает действительность в форме абстрактных понятий. Цель науки отражать действительность в её всеобщих связях, поэтому она не останавливается на открытии сущности одного факта, а углубляется с сферу существенных отношений, выражаемых в законах. Научное проникновение в действительность рассекает непосредственное бытие, отчленяет случайное, индивидуально-единичное, внешнюю видимость, рассматривая сущность. Законы науки не могут содержать непосредственного соотношения прошлого, настоящего и будущего, они, как утверждают учёные, отражают спокойное, то есть изучают всё в относительном покое, отсюда законы понимаются как моменты относительного покоя, выделенные из массы движущихся явлений и случайностей действительности. Важнейшими компонентами культуры можно назвать: язык, ценности, стандарты поведения, обряды, традиции, обычаи, музыка, кино, театр и многое другое, что способствует духовному общению. Составляющими духовной культуры также являются: политическая культура, правовая, эстетическая, этническая (нравственная) философская, религиозная.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 10912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |