Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнекитайская цивилизация




История Китая насчитывает начиная с периода неолита семь тысячелетий. Почти треть её занимает эпоха древнекитайской цивилизации, одной из древнейших цивилизаций мира. Она восходит к рубежу III-II тыс. до н.э. когда в бассейне реки Хуанхэ возникли первые протогородские культуры. Концом её считается крушение империи Хань (220 г. н.э.). Она распалась на три царства, в которых активно шёл процесс феодализма. До этого периода императоры старейшей и младшей династии Хань сохраняли единство, могущество и целостность Китая.

Культурная преемственность ранних эпох позволила создать уникальный, неповторимый тип древнекитайской цивилизации.

Основным содержанием её являлись: централизованная власть с высокобюрократической системой управления и почитанием власти императора, единая система ирригационных сооружений, рациональный взгляд на природу, как необходимый живой организм, создание нравственно-правовых норм и принципов этикета, создание пороха, бумаги, компаса, фарфора, основ китайской медицины, уникальной системы боевых искусств, основание религиозно-философской системы - конфуцианства (Конфуций 551-479 гг. до н. э. странствующий проповедник), которая более 2 тысяч лет является идеологической основой китайской империи.

В Китае постоянно шёл процесс борьбы за власть. К середине 1 тыс. до н.э. появилась карта, где от почти 200 государственных образований осталось менее 30. Среди них выделялись «семь сильнейших» - Цинь, Янь и Чу, Вэй, Чжао, Хань и Ци, находящихся в политической борьбе.

Китайское древнее общество находилось в постоянном поиске средств, расширяющих производительные силы: плавка железа, изготовление ремёсел и средств земледелия, расширение площадей обрабатываемых земель, внедрение орошаемого земледелия, строительство городов с полумиллионным населением, сооружение Великой китайской стены, создание гробниц, каналов, дорог, создание монетарной формы денег, создание крупных сельскохозяйственных частных хозяйств, введение единого законодательства и судопроизводства (IV в. до н.э. министр Шан Ян), не ограничивалось порабощение бедняков, создание рабства, введение счёта (знали до 30 тыс.), переход от письма на бамбуковых дощечках к письму на шёлке и от царапающей палочки к писцовой кисточке, развитие математики, физики, механики, фортификационного и крепостного строительства, появление первых сочинений («Книга перемен») об изменчивости всего сущего, о морали, о ритуалах, политических и правовых нормах, изобретение глобуса, с описанием 2500 звёзд, включённых в 320 созвездий. В 613 г. до н.э. древнекитайские астрономы впервые зарегистрировали появление кометы Галлея. В V в до н.э. был составлен звёздный каталог, вычислены лунные затмения.

Древний Китай вёл широкую торговлю никелем, железом, драгоценными металлами, лаковыми, бронзовыми и другими художественными и ремесленными изделиями, шёлком, которые были лучшими в мире.

В Китае также наличествовало складывание основных направлений философской мысли Древнего Китая (конфуцианства, даосизма, моизма, легизма).

Среди китайских мудрецов особо выделяется Лао-Цзы – основатель даосизма. Лао-Цзы (буквально переводится – старый учитель) личность легендарная, по преданию родился в 604 г. до н.э., жил около 200 лет. Более всего его учение направлено на духовное совершенствование человека, следование космическим законам и нравственности. Примерно в III в. до н.э. появилась его книга «Дао-дэ-цзын», содержащая богатый культурный подтекст, учит человека созерцать и следовать природе.

Лао-Цзы утверждал, что у истоков движения мира стоит Дао, оно являет собой творящее (креативное) начало. Дао есть великий образ Вселенной, и в этом качестве оно выступает как мир и душа. Дао - есть путь возникновения, развития и исчезновения вещей.

1. в должное время вещи (в том числе и живые вещества рождаются);

2. на протяжении предназначенного им времени они существуют;

3. в должное время они и рассеиваются, исчезают.

 

Приведем некоторые высказывания Лао-Цзы:

Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.

Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.

Кто знает меру, у того не будет неудачи.

По себе можно познать других.

На ненависть нужно отвечать добром.

Кто много обещает, тот не заслуживает доверия.

Если хочешь, чтобы люди шли за тобой, иди с ними.

Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага.

То, что сжимают – расширяется,

То, что ослабляют – укрепляются,

То, что уничтожают – расцветает,

Кто хочет отнять у другого – непременно потеряет все.

Современный Китай вновь усилил внимание к овладению и пропаганде учения Лао-Цзы. Учения Лао-Цзы уважал и разделял великий русский писатель Лев Толстой.

Постоянным оппонентом даосов выступали конфуцианцы.

Конфуций (551-479 до н.э.) – китайский философ, государственный деятель, религиозный мыслитель. Он имел более 3000 учеников, 12 из них находились при нем постоянно. Он много странствовал, не смотря на опасности. Записок после себя Конфуций не оставил, но известны его изречения: Чего не желаешь себе, того не делай и другим.

Благородный муж думает о долге, а мелкий человек – о выгоде.

Своим примером побуждай людей трудиться.

Если платить добром за зло, чем же тогда платить за добро?

Все течет как вода. Время бежит не останавливаясь.

 

Конфуций разработал учение «о благородном муже» (человеке, который входит в круг людей, управляющих государством).

«Благородный муж» должен следовать Ли. Ли в примерном переводе с китайского означает: приличие, сдержанность, этикет. «Благородный муж» должен воплощать в себе равновесие природы и украшения. «Если природа одерживает верх над украшением, то это грубость; если украшение – над природой – это плебейство». Он говорил:

Благородный муж живет в согласии со всеми. Низкий человек ищет себе подобных.

Благородный муж стойко переносит беды. Низкий человек в беде распускается.

Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

То, что ищет благородный муж, находится в нем самом. То, что ищет низкий человек, находится в других.

Культура личности по Конфуцию заключается во многом в том, как человек уважает опыт, использует как нравственную опору, использует его для самосовершенствования.

Вся мудрость Конфуция как бы сходится в великом завете «Не пренебрегай повседневными делами».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.