Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры




План

Тема 6. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

Список дополнительной литературы

Список обязательной литературы

Какой вид средневекового искусства был центральным, синтезирующим?

Какой из названных литературных жанров не характерен для западноевропейского Средневековья?

Что было главной средневековой наукой?

Что являлось просветительским центром в эпоху средневековья?

Какой образ жизни проповедовался в монастырях?

Какой принцип христианского учения провозглашен основным во взаимоотношениях между людьми?

Какая религия явилась основой европейской культуры средневековья

Средневековье – это

Тест

- политическая концепция;

- историческая эпоха;

- способ производства;

- художественный стиль;

- философская система.

 

- иудаизм;

- ислам;

- христианство;

- буддизм;

- конфуцианство;

 

- смирения;

- любви;

- совершенствования;

- успеха;

- равенства.

 

- отшельнический;

- аскетический;

- «по Евангелию»;

- духовный;

- мирской.

 

- школы;

- университеты;

- замки феодалов;

- монастыри;

- города.

 

- астрономия;

- схоластика;

- музыка;

- риторика;

- грамматика.

 

- публицистика;

- жития святых;

- героический эпос;

- рыцарский роман;

- поэзия вагантов.

 

- пение;

- архитектура;

- танцы;

- музыка;

- живопись.

 

1. Багновская Н.М. Основы культурологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004.

2. Гуревич П.С. Культурология. Учебник. М.: 4-е изд., 2005.

3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология – СПб.: 2005.

4. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. – 5 изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2001.

5. Культурология. Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина – М.: 2005.

6. Родионов Ю.И. Культурология. СПб.: Питер, 2007.

7. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология. Учебное пособие. Изд. 2- М.:ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д. Издательский центр «МарТ», 2006.

 

1. Баландин Р.К. Всемирная история. 500 биографий: Знаменитые правители, полководцы, народные герои…- М.: Современник, 1998.

2. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. – М.: 1976.

3. Культура и культурология. словарь / Сост. А.И.Кравченко – М.: 2003.

4. Культурология (конспект лекций в схемах) – М.: Изд-во «ПРИОР», 2001.

5. Токарев С.А. Религии народов мира. – М.: 1976.

6. Хрестоматия по культурологии. Т. Самосознание мировой культуры. / Под ред. И.Ф. Кефели и др. - СПб.: Изд-во «Петрополис», 1999.

7. Человек и общество (культурология). Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.

8. Энциклопедический словарь по культурологии. - М.: Изд-во «Центр», 1997.

 

 

 

Основные категории: Возрождение, Просвещение, проторенессанс, ренессанс, маньеризм, антропоцентризм, утопия, искусство, гений, истина, классицизм, истина, ампир, барокко, рококо.

 

1. Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.

2. Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.

3. Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.

4. Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.

 

 

Возрождение (франц. Ренессанс; итал. Риначименто) – это период, а также гуманистическое движение в истории европейской культуры, которое означает конец Средневековья и начало современности.

Возрождение возникает в Италии в XIV в., распространяется в западные страны (Северное Возрождение), достигает наибольшего расцвета в середине XVI в. К концу XVI в. – началу XVII в. заметен упадок Ренессанса, называемый маньеризмом.

В Возрождении, в процессе его первоначального становления, во многом были заметны традиции средних веков (религиозное сознание). Но по мере развития городов, торговли, товарного производства, ремесленничества, требующих человека, в обществе стали утверждаться такие явления как: гуманизм, антропоцентризм, обращение к античности, модификация средневековых христианских традиций, в целом же – новое отношение к миру.

Отсюда и хронологические рамки Возрождения условны. Проторенессанс – XII – XIV вв., раннее Возрождение – XIV – XV вв., высокое Возрождение XV – XVI вв.

Самое влиятельное явление эпохи Возрождения – это изменение человека к самому себе. Он начинал постигать свои собственные духовные силы, верить в них. Он даже мыслил и предполагал, что может понять Бога и вставать вровень с ним. Душа как бы воскресает в каждом человеке, его индивидуальность, собственный внутренний мир становится главной задачей и идеей эпохи Возрождения.

Человек ставится главным звеном бытия (антропоцентризм), приоритет отдаётся правам человеческой личности. Идеалами и отличительными качествами человека становились разносторонность, своеобразие, уникальность каждой личности, осознание собственной силы, таланта, как творения природы и самого себя.

Эти позиции повернули историю в сторону Нового времени.

Эпоха Возрождения несла в себе значительные позиции, главными из которых можно назвать:

1. Эпоха возрождения – эко кризис феодализма – становление капиталистических отношений, формирование национальных государств, абсолютных монархий, побед буржуазии над феодальной реакцией.

2. Происходит освобождение духовной жизни от влияния религии и церкви, от схоластического знания, догмата христианства.

3. Использование античного культурного наследия в создании литературы, живописи, скульптуры, архитектуры (достаточно назвать имена Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Сервантеса, Боккаччо, Петрарка, Данте). Но в культуре Возрождения сочетаются самые различные традиции философии, религии, Бог теперь не творит всё из ничего, а сливается с законами природы, обожествляет природу и человека.

4. Духовную культуру эпохи Возрождения отмечает антропоцентризм. Человек – главное звено бытия, его предназначение – земное, приоритет – правам человеческой личности. Идеалом и отличительными качествами человека становились – разносторонность, своеобразие, уникальность каждой личности, осознание собственной силы и таланта как творения природы и самого себя.

5. Радикальному пересмотру подвергалось представление о мире, Боге, вселенной и истине. Рассуждения о Земле были в пользу Вселенной, ибо Земля – не есть центр Мира, так как центра нет – Вселенная беспредельная, бесконечная. Постижение истины понималось как процесс освоения званий, продвижение к истине – не возможно остановить.

6. Джордано Бруно пошёл в своих изысканиях дальше. Он утверждал, что вселенная едина, материальна, бесконечна, вечна. Материя активна, самостоятельна, саморазвивается, самодвижется вследствие внутреннего принципа «собственной души», т.е. самодвижения материи (хотя законы движения небесных тел ещё не были открыты).

7. В эпоху Возрождения появляются коммунистические теории, Т. Мора (1478-1535) и Кампанеллы (1568-1638). В своих работах «Утопия» и «Город солнца» они предлагали:

- плановое общественное хозяйство;

- обязательный для всех труд;

- распределение продуктов по потребностям;

- участие всех членов общества в управлении;

- бесплатное образование;

- справедливое общественное устройство.

Кампанелла за эти мысли провел в тюрьме 33 года.

8. Возрождение было эпохой формирования новых ценностей и ориентиров:

- утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

- его индивидуализм, установка на автономию личности;

- динамизм развития, ориентация на новизну;

- терпимость к иным взглядам, мировоззренческим позициям.

Возрождение заложило основу для формирования светской культуры.

Горожане, лёгкие на подъём, строили корабли, отправлялись искать неведомые края земли, налаживали новое дело, открыли торговлю. Сами города играли заметную роль в транзитной торговле. Города были связующим звеном между богатыми приморскими странами.

Авторитет в обществе и всё большее значение приобретали купцы и ремесленники, так называемое третье сословие, они теснили духовенство и феодальное дворянство.

Новое мироощущение человека, его оптимизм нуждались в мировоззренческой опоре, обосновании, подкреплении. Такая опора виделась в классической древности, она рассматривалась как основа для новых потребностей ума и новых жизненных устремлениях.

Кабинетные учёные, особенно философы, поэты становятся математиками, монахи – астрономами. Учение о морали стоиков и эпикурийцев оттесняют католические представления о греховности и ничтожестве человека. Вновь извлекаются и изучаются сочинения древних юристов, историков, поэтов. В основном это были римляне, но к концу XIV века начинается изучение греческого языка и во Флоренции открывается греческая школа.

Идеи нового времени несли гуманисты, принадлежавшие к буржуазной интеллигенции. Это были врачи, юристы, философы, художники, педагоги, учёные. Именно они развивали светскую культуру и науку. В философии место бога занимает природа, в это время зарождается естествознание. В архитектуре и живописи человеческие тела приобретают необходимые пропорции. Изобретение Христа, Богоматери становятся портретами, религиозные события на полотнах превращаются в жанровую сцену.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.