Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа, вузы и наука в годы войны




Эрмитаж в Великую Отечественную войну

Сибирь в войне

В предвоенные годы в городах Сибири оформились отделения Союза художников, писателей. Писатели группировались около журнала "Сибирские огни". В нем печатались Герман ("Возвращение"), Борисов ("Сын орла"), Кожевников ("Брат океана"). Развивается поэзия. Группа художников (Ликман, Мочалов, Титков, Иванов) и писателей (Смердов, Алексеев, Мухачев, Кожевников) выпустили за сентябрь 1942 года 264 "Окна ТАСС". В Томске выходила газета "За Родину", в Омске "Окна Сатиры", где сотрудничал поэт Леонид Мартынов, на Алтае была распространено "Агитокно".

 

Сибирь принимала ценности:

Новосибирск - Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительного искусства А.С. Пушкина, Государственный музей восточных культур, Горьковский художественный музей, Большой театр союза СССР.

Томск - Севастопольская картинная галерея.

Омск - Театр Вахтангова, Воронежский, Острогожский художественные музеи.

Абакан - Харьковскую картинную галерею и галерею Шевченко.

 

С первого дня войны началась эвакуация музейных ценностей Эрмитажа. Вывезенные экспонаты были эвакуированы в Свердловск с частью научных работников, реставраторов и др.

Оставшиеся ценности сносились в подвалы, кладовые. В Эрмитаж также сносились рукописи, частные коллекции, коллекция портретов астрономов из Пушкинской обсерватории, экспонаты Музея истории религии, рукописи Ломоносова, библиотека Пушкина, чертежи, рисунки, научные материалы, ценные книги библиотек.

В Ленинграде продолжались концерты, защищались диссертации, праздновали 800-летие азербайджанского поэта Низами, в Эрмитаже делали бомбоубежище. Дети, взрослые в свободное время занимались научной работой: западноевропейским искусством, историей железных дорог, учились по древним латинским рукописям. Художник Мох к 500-летию узбекского поэта Алишера Навои расписал фарфор на тему его произведений.

В декабре консервация музейных ценностей закончилась, коллекцию отправили в кладовые, в музее остался небольшой штат хранителей и военизированная охрана. Остальные были эвакуированы.

 

В это время становятся распространенными сети интернатов и детских домов. 23 июня 1941 года вышло постановление "О мероприятиях по военной работе в комсомоле". В нем говорилось, что нужно установить посты, группы доноров, охрану собственности, многие комсомольские организации школ объявляли себя мобилизованными, организовывались подпольные группы "Бесстрашные", общеполезный труд "Все для фронта, все для победы".

30 июня 1941 года многие области вынесли постановление "О привлечении учащихся и молодежи на работу в промышленность и сельское хозяйство".

17 сентября 1941 года Совнарком издал постановление "Об обучении сельскохозяйственным работам учащихся старших классов средних школ, техникумов и вузов". Летом 1942 года в уборке урожая работало 20 млн. учащихся.

В 1941 году школьники собирали теплые вещи для фронта. Существовала традиция пионерских и комсомольских воскресников. Дети пилили дрова для школы, готовили одежду для фронта, зарабатывали в фонд обороны страны, готовили дрова старикам, помогали престарелым, собирали лекарственные растения, металлолом, занимались распространением облигаций.

Но при этом школа не прекращала работы ни на день, учились все дети согласно всеобучу.

Незадолго до войны – 17 января 1939 г. – была проведена всесоюзная перепись населения, при этом выявилось, что процент грамотного населения в возрасте старше 9 лет достиг 81,2 (мужчин – 90,8, женщин – 72,6). В СССР работало 152 тысячи школ. Создавались вузы и техникумы. В 1940 г. в стране работало 460 вузов, к концу второй пятилетки советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов.

В 1941 году прием в вузы был сокращен вдвое, численность студентов уменьшилась в 3 раза, сроки обучения были доведены до 3,5 лет. К концу войны численность студентов приблизилась к довоенному уровню. В 1943 году создана Академия педагогических наук РСФСР, под руководством В.Т.Потемкина.

В первые месяцы Великой Отечественной войны многие научно-исследовательские институты были эвакуированы на восток, в глубокий тыл, где продолжали работать 118 академиков, 182 члена-корреспондента, тысячи научных сотрудников. Научные учреждения по естественным наукам работали в Казани, по геологии – на Урале, по гуманитарным дисциплинам – в Ташкенте и Алма-Ате.

Научная тематика в основном была трех направлений: военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов.

К концу 1941 г. создана комиссия по мобилизации ресурсов Урала, Сибири, Казахстана во главе с академиками А.А.Бойковым, И.П.Бардиным, С.Г.Струмилиным, М.А.Павловым. Ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получения проката нового стандарта.

Благодаря ученым – геологам А.Е.Ферсману, В.А.Обручеву разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, молибденовых руд в Казахстане. На проблемы войны работали математики – П.С.Александров, И.М.Виноградов, физики – Н.Д.Иоффе, С.И.Вавилов, П.Л.Капица, химики – Н.Д.Зеленский, А.Н.Несмеянов, А.Е.Фаворский и многие другие. Ученые А.П.Александров, Б.А.Гаев, А.Р.Регель и другие успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. Огромное значение имела деятельность ученых – медиков: академиков Н.Н.Бурденко, А.Н.Бакулева, Л.А.Орбели, профессоров – хирургов С.С.Юдина, А.В.Вишневского, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов.

В 1943 г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством И.В.Курчатова приступившая к разработкам по расщеплению урана. Освобожденные из лагеря С.П.Королев, М.К.Янгель, Ю.Б.Харитон заложили основы развития ракетной техники.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.