КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные направления и источники экономического развития
Оптимальность и рациональность логистической цепи характеризуются целым рядом показателей, оценивающих как различные направления производственно-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования в области использования материальных ресурсов, так и отдельные стороны процесса товародвижения в части экономии и рационального использования материальных ресурсов. Данные показатели классифицируются по объектам оценки движения и потребления материальных ресурсов — объемы, затраты, использование, структура, экономия. Такого рода классификация позволяет: во-первых, в полной мере и с высокой степенью достоверности оценить использование материальных ресурсов, величину их объема и затрат в логистических цепях набором показателей определенной классификационной группы, которые комплексно характеризуют потребление материальных ресурсов; во-вторых, контролировать достоверность величин затрат и объемов материальных ресурсов, рассчитанных по отдельным показателям, с помощью дополнительных или опосредованных показателей, которые могут внести определенные коррективы в установленные величины; в-третьих, выявить скрытые резервы экономии и рационального использования материальных ресурсов в логистических цепях и их отдельных звеньях путем сопоставления технико-экономических показателей, характеризующих деятельность подсистем логистики; в-четвертых, прогнозировать потребление материальных ресурсов в перспективном планировании функционирования логистических цепей на базе данных, всесторонне характеризующих степень использования материальных ресурсов в подсистемах логистики. В зависимости от объектов оценки движения и потребления материальных ресурсов показатели классифицируются на общие и частные, прямые и косвенные, натуральные, стоимостные и относительные, основные и дополнительные, которые показывают масштаб оценки, характерный измеритель, направления оценки, степень оценки (рис. 6.3). рис. 6.3. Схема классификации показателей затрат и использования материальных ресурсов в логистических цепях Общие показатели охватывают объекты оценки движения и потребления материальных ресурсов в целом, например: общая потребность в материальных ресурсах (в натуральном и стоимостном выражениях) основного и вспомогательного производства; стоимость переработки единицы груза па складе; абсолютная экономия материальных ресурсов в натуральном и стоимостном выражениях. Частные показатели характеризуют объекты оценки по отдельным видам материальных ресурсов, например: потребность в основных или вспомогательных материалах, полуфабрикатах, топливе, запасных частях; расход электроэнергии на один чае работы оборудования; норма ресурса работы оборудования. Прямые показатели характеризуют объекты оценки абсолютно в натуральном или в стоимостном выражении, например: амортизационные расходы основных фондов; расходы на 1 час работы оборудования; абсолютная экономия материальных ресурсов в отдельных звеньях или в целом в логистической цепи; затраты на материальные ресурсы — в целом и по отдельным видам. Косвенные показатели подразделяются, в свою очередь, в зависимости от степени оценки на основные и дополнительные. Основные косвенные показатели оценивают степень использования материальных ресурсов в относительном выражении (коэффициентами, индексами, удельным весом), например, удельные нормативы оборотных средств на запасные части, тару, инвентарь; коэффициенты ремонтных затрат, межремонтного обслуживания, профилактических затрат. Дополнительные косвенные показатели характеризуют объекты оценки опосредованно — через ряд показателей, которые являются дополнительными дифференцированными источниками (характеристиками) при комплексной оценке движения материальных ресурсов, например: коэффициенты использования парка оборудования, планового фонда времени работы оборудования; относительная экономия на амортизационных отчислениях за счет рационального использования производственных фондов, складского оборудования и транспортных средств. В табл. 6.8 приведены примеры содержания основных и частных показателей объектов оценки движения и потребления материальных ресурсов по классификационным признакам. Таблица 6.8 Примеры оценочных показателей по классификационным признакам
Ресурсосбережение в логистических цепях, имея самостоятельное значение, комплекс задач и направлений их реализации, является неотъемлемой частью хозяйственного механизма в целом. Поэтому качественное функционирование отдельных направлений ресурсосбережения, их работоспособность и жизнестойкость зависят от степени объединения задач, процедур и операций, осуществляемых в области экономии и рационального использования материальных ресурсов. Такое объединение представляет собой экономический механизм ресурсосбережения, который должен учитывать соответствующие требования функционирования общего хозяйственного механизма. Экономический механизм структурно состоит из ряда самостоятельных и одновременно взаимосвязанных составляющих (рис. 6.4).
Рис. 6.4. Составляющие экономического механизма ресурсоснабжения Основу функционирования экономического механизма ресурсосбережения составляет взаимовыгодность партнеров в деле экономии и рационального использования материальных ресурсов на базе экономической заинтересованности на различных уровнях управления, которая позволяет сконцентрировать работу в области ресурсосбережения с ее практической стороны. При этом партнерство рассматривается как в макрологистической цепи (заинтересованность в снижении материальных затрат субъектов различных направлений производственно-хозяйственной деятельности), так и в микрологистической цепи (на предприятиях и в организациях) при взаимодействии функциональных подсистем логистики — складского хозяйства, внутризаводского транспорта, управления запасами, производства, сбытовой деятельности. Условия функционирования экономического механизма, обеспечивающие осуществление действенной работы в области экономии и рационального использования материальных ресурсов, предусматривают следующее: во-первых, оптимальное сочетание различных форм собственности субъектов хозяйствования, включая государственные предприятия, акционерные общества, частные фирмы и другие образования; во-вторых, максимальную интеграцию транспорта, складского и тарного хозяйства в логистических цепях при рациональной степени специализации и кооперации в отдельных звеньях логистической цепи. Принципы формирования экономического механизма основаны на: осуществлении мероприятий по экономии и рациональному использованию материальных ресурсов, обеспечивающихся экономическими, организационными, техническими и технологическими решениями, которые не только неразрывно связаны с повышением качества обслуживания потребителей, но и подчинены ему; реальной экономической заинтересованности персонала в снижении материальных затрат при выполнении логистических процедур и операций на каждом рабочем месте. Основные элементы экономического механизма охватывают все направления деятельности в области ресурсосбережения и подразделяются на следующие группы: экономическую, организационную, техническую. К экономической группе относятся следующие элементы: затратный — величина затрат па материальные ресурсы и экономия, полученная в результате нововведений; стоимостной — стоимость выполняемых логистических процедур и операций; натуральный — объемы и направления движения материальных ресурсов. Организационная группа включает такие элементы, как: учетный — операции по учету материальных ресурсов в звеньях логистических цепей различных уровней управления; нормативный — система нормирования расхода материальных ресурсов; контрольный — оценка качества выполняемых работ в логистических процедурах и операциях; мониторинговый — отслеживание процессов, осуществляемых в логистических цепях; регламентирующий — нормативные положения по структуре распределения функций и обязанностей участников логистической цепи. Техническая группа состоит из следующих элементов: технологический - предписанные положения и последовательность осуществления логистических процедур и операций в функциональных звеньях логистической цепи; эксплуатационный — регламенты работы различных технических устройств, в том числе транспортных средств и складского оборудования. Производственные связи экономического механизма предопределяют его качественное функционирование. При этом различаются внешние связи логистической цепи различного уровня управления с другими логистическими цепями макроуровня (распределительные склады общего пользования и общие обслуживающие транспортные компании, логистические цепи смежных отраслей производства, общая дистрибутивная и торговал сеть) и внутренние связи, объединяющие элементы экономического механизма ресурсосбережения в микрологистической и функциональных логистических цепях отдельного предприятия или организации. Критерии оценки включают показатели, оценивающие качество обслуживания потребителей и комплекс показателей объектов оценки движения и потребления материальных ресурсов при проведении мероприятий по их экономии и рациональному использованию. Определение степени использования материальных ресурсов опирается на всю совокупность элементов экономического механизма, каждый из которых дополняет друг друга с точки зрения полноты и достоверности информации. При этом взаимосвязь всех составляющих экономического механизма должна осуществляться во всех звеньях макрологистических, микрологистических и функциональных цепей по стоимостным и натуральным показателям движения материальных ресурсов. В свою очередь, элементы экономического механизма должны взаимодействовать в реальном режиме функционирования субъектов хозяйствования — промышленных предприятий, торгово-посреднических организаций, распределительных складов, транспортных компаний.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |