Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарождение научных кадров в России




В РОССИИ, КНР, ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ И США

ДИАЛЕКТИКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ

 

В университетских центрах Европы в XVIII в. сложилась система подготовки и аттестации, предусматривающая присуждение научных ступеней бакалавра, магистра и доктора. Учёные степени служили целям образования, подтверждая квалификационную возможность исполнения лицом должностных обязанностей, поэтому степеням соответствовали определённые преподавательские должности. Степени бакалавра соответствовали должности репетиторов и учителей низших или подготовительных классов университетов. Магистрам соответствовали должности преподавателей, докторам – профессоров университета [ 5 ].

Важным этапом в подготовке отечественных научных кадров явилось создание в 1755 г. Московского университета. Но подавляющееся большинство профессоров в нём были иностранцами. Для развития отечественной науки, образования и подготовки научно-педагогических кадров способных выпускников университета направляли на учёбу за рубеж. Многолетнее обучение за границей и проведение научных исследований под руководством известных зарубежных учёных завершались написанием и защитой докторских диссертаций. Успешная переаттестация, заключавшаяся в публичных испытаниях и сдаче экзамена, влекла за собой подтверждение за рубежом учёной степени. Заложенные вначале высокие требования к первым русским профессорам были положены в основу зарождавшейся системы государственной аттестации.

У истоков российской системы государственной аттестации стоял М.В. Ломоносов. Он ставил перед органами власти вопрос о введении учёных степеней и добивался включения в уставы Московского и Санкт-Петербургского университетов «производить в градусы».

В 1764 г. Екатерина II подписала указ «О произвождении кандидатов, обучающихся в медицине, в доктора сего факультета, по собственным Медицинской коллегии экзаменам». Первым, получившим степень доктора медицины, был уроженец Финляндии Г.М. Оррерус. В 1794 г. в Московском университете впервые была присуждена учёная степень доктора медицины Ф.И. Барсук- Моисееву.

Указом от 24.01. 1803 г. Московскому, Дерптскому, Казанскому Харьковскому университетам предоставлялось право присуждать учёные степени при условии проведения строгих испытаний. Была предусмотрена трёхступенчатая система: кандидат, магистр, доктор. Каждой университетской степени был прописан класс Табели о рангах.

Таким образом, именно вузы стали основным звеном российской системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Учёные степени магистра и доктора присуждались после публичной защиты соответствующей диссертации.

Университетский устав 1804 г. предоставил всем российским университетам право присуждения учёных степеней. Следовательно, во всех учебных заведениях были унифицированные требования к уровню учёных степеней и одинаковый порядок их получения. Это явилось значительным шагом в вопросе централизации подготовки и аттестации научных кадров в России.

Устав университета 1884 г. отменил низшую учёную степень кандидата наук.

В дооктябрьский период 1917 г. присуждались степени доктора и магистра по естественным и гуманитарным наукам. Прикладные науки оказались за пределами научной аттестации, кроме Петровской земледельческой и лесной академии, в которой присуждали степени кандидата и магистра сельского хозяйства, и академий богословия.

К 1917 г., почти за 120-летний период, в российских университетах, духовных академиях и ветеринарных институтах было защищено около 8 тыс. магистерских и докторских диссертаций в области гуманитарных, естественных наук, богословия, медицины и ветеринарии (35 % докторских и 65 % магистерских). Защита диссертаций проходила в обстановке критического отношения к ней. Аттестационные документы утверждались императорами. Это было свидетельством понимания властью роли науки в обществе. Вектор аттестации в процессе эволюции постепенно изменялся. Если вначале он был ориентирован на потребности образования, то к началу ХХ в. переместился в научную сторону. Стали обращать внимание на вклад диссертации в науку. Появились ростки связи науки и образования. В 1863 г. академик Струве О.В. высказал идею о научной специализации, которая в дальнейшем была реализована созданием советов по защите диссертаций со специализированным профилем.

В дореволюционной России была постоянная нехватка научно-педагогических кадров, практически не выделялись средства на оборудование вузов. Была дискриминация в отношении научной аттестации женщин. Так, выдающийся учёный России – доктор философии Гёттингенского университета – С.В. Ковалевская не была допущена правительством к сдаче магистерских экзаменов и педагогической деятельности в отечественных университетах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.