Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура




Основные способы построения естественнонаучной теории

Структура естественнонаучной теории

Для построения естественнонаучной теории необхо­димо:

1. Иметь определенный круг (банк) экспериментальных данных.

2. Выбрать различие опытных данных и эксперименталь­ных закономерностей и создать на их основе модели и теории.

3. Осуществлять обратную связь между моделью и экс­периментальными данными.

4. Сделать качественные выводы и сравнить их с экспе­риментальными данными.

5. Осуществлять корректировку модели.

6. Обязательно перевести модель на язык математики.

7. Провести аналогию с какой-либо теорией, выявить аналогичные связи, обнаруженные между эксперимен­тальными закономерностями.

8. Определить физический смысл вводимых понятий.

Все физические теории носят модельный характер и требуют доказательства теоремы существования.

Можно выделить два основных способа построения естественнонаучной теории:

1. Способ, связанный с предварительным построением модели из чувственно-наглядных элементов с после­дующим построением знаковой модели. Для реализа­ции этого способа необходимо иметь банк экспери­ментальных данных, на основании которых строится математическая модель.

2. Способ, основанный на первоначальном построении знаковой модели с последующим нахождением ее физического смысла или практического применения (например, все прикладные вопросы математики).

Структура построения любой естественнонаучной те­ории определяется двумя основными факторами:

· выбором тех или иных основных посылок;

· типом логического вывода.

Если начальные положения неверны, то теория обре­чена на неудачу. Так, например, ошибались создатели космогонических теорий, беря за начало отсчета центр мира – Землю или Солнце. Результаты исследований должны быть завершены логическими выводами.

Процесс создания единой картины мира, интегриру­ющей данные различных наук, далеко не закончен. В настоящее время в сфере знания функционируют част­ные картины мира: физика, химия, биология и т. Причем наиболее разработана картина мира, описывающая физическую реальность. Анализ категорий пространства и времени, с точки зрения их вхождения в различные естественнонаучные теории, даст возмож­ность нащупать наиболее общие черты будущей естествен­нонаучной картины мира. Подходя к процессу познания как к единой картине знаний, нужно научиться представлять знания как систему, логически связывать об­щие и специфические закономерности и положения.

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспита­ние, образование, развитие, почитание) – определенный уровень развития общества, творческих сил и способно­стей человека, выраженный в типах и формах организа­ции жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

В более узком смысле слово «культура» означает сфе­ру духовной жизни людей. Она включает в себя предмет­ные результаты деятельности человека, а также челове­ческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравствен­ного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Каждый этап развития общества харак­теризуется определенным типом культуры, который ме­няется с переходом от одной общественно-экономичес­кой формации к другой; при этом наследуется все цен­ное из прошлого.

Развитие культуры, а значит, развитие любого об­щества зависит от множества факторов: производствен­но-экономических, социальных, политических, этничес­ких, идеологических и т. д. Но всегда творцом культуры остается живой человек.

Процессы овладения культурой новыми поколения­ми и механизмы их приобщения к достижениям культу­ры изучаются специалистами. В настоящее время выяв­лено три типа трансляции культуры:

1. Способ приобщения культуры через обучение стар­шими поколениями младших. Этот тип культуры до­статочно консервативен и господствует в традицион­ных обществах. Здесь люди неохотно включаются в процессы нововведений, не любят самостоятельнос­ти и инициативы. Творчество здесь не связано с со­зданием чего-то принципиального.

2. Обучение взрослых и детей у своих сверстников. В этом случае новации и нововведения, самостоятельное твор­чество характерны для людей любого поколения. При этом типе культуры формируется высокий творчес­кий потенциал общества. Именно такая передача культурных достижений свойственна всем великим циви­лизациям Земли.

3. Приобщение к культуре, когда старшие поколения учатся у своих детей. Молодежь значительно легче схватывает новшества, она не отягощена грузом про­шлого опыта, ее характеризует склонность к переме­нам и у нее достаточно высоко развит творческий потенциал (подростки, например, гораздо быстрее осваивают компьютер, чем люди старшего поколе­ния; то же относится и к современной радио-, теле-и видеопродукции). К такому виду культур переходит все большее количество народов, в том числе и Рос­сия делает шаги в направлении от традиционной трансляции культуры к формированию современного творческого потенциала.

Интересен взгляд современных исследователей: они рассматривают цивилизацию как нечто внешнее по от­ношению к человеку, противостоящее ему и на него воз­действующее, в то время как культура всегда является внутренним достоянием человека, показывает меру его раз­вития и служит как бы символом его духовного богатства. Сегодня все больше приверженцев получаеттриада:«человек, человечество, человечность», т. е. все опреде­леннее проявляется стремление уравнять ритмы истории и ритмы жизни человека и человечества, приподнять ценности гуманизма. В настоящее время коренные измене­ния в культуре происходят на протяжении жизни уже одного поколения. Потеря национального культурного разнообразия равноценна утрате разнообразия генетиче­ского и очень опасна для будущего человечества. Люди должны научиться жить вместе, что может стать основой новой морали и новых отношений в мире человечества. Единство человечества и национальное разнообразие – две стороны одной и той же медали.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.