КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Философские представления в древних цивилизациях. Античная философия
Тестовые задания: 1. Основателем даосизма в Китае был: а) Мо Цзы; *б) Лао Цзы; в) Конфуций; г) Чжуан Цзы. 2. Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего: а) слушаться старших по возрасту и званию; б) сдерживать себя, избегать крайностей; *в) формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления; г) быть гуманным. 3. Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями: *а) отца и сына; б) матери и детей; в) друзей; г) сотрудников. 4. Среди постулатов легизма отсутствует следующий: *а) человек от природы добр; б) интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимно противоположны; в) основной стимул в соблюдении законов — страх перед наказанием; г) закон — один для всех. 5. Карма в древнеиндийской философии — это: а) закон вечного круговорота бытия; б) понятие долга и предназначения; *в) закон воздаяния; г) выход за пределы круга перевоплощений. 6. Дхарма в древнеиндийской философии — это: *а) понятие долга и предназначения; б) закон вечного круговорота бытия; в) абсолютное духовное освобождение; г) вид религиозно-духовной практики. 7. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию: а) надежду; б) любовь; в) желание; *г) страдание.
8. В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее: а) карма; б) нирвана; *в) дао; г) сансара. 9. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является: а) вода; *б) огонь; в) земля; г) дерево. 10. Сократ в молодости обучался в школе: *а) софистов; б) пифагорейцев; в) милетцев; г) элеатов. 11. О рабовладельческой демократии он говорил: «Худшее — это большинство»: а) Пиррон; б) Диоген; *в) Сократ; г) Клеанф. 12. По мнению этого философа, знание — высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ? а) Пиррон; *б) Сократ; в) Диоген; г) Хрисипп. 13. По Эпикуру, наслаждение от еды есть удовольствие: *а) динамическое; б) статическое; в) разумное; г) совершенное. 14. Согласно стоикам, злорадство относится к такому виду страстей, как: а) удовольствие; б) вожделение; в) страх; *г) печаль. 15. Поскольку нет никакого основания предпочитать один порядок устройства государства другому, следует подчиняться обычаям той страны, в которой живешь, — так считал: *а) Клеанф; б) Пиррон; в) Аристотель; г) Платон. 16. Для Платона мир нереальный и недействительный — это мир: а) первоматерии; б) эйдосов; *в) множества конкретных предметов и вещей; г) представлений. 17. Основополагающей категорией Аристотель считал: *а) сущность; б) обладание; в) положение; г) время. 18. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...» а) знать все и невозможно; б) знания увеличивают скорбь; в) знать что-то вовсе и не нужно; *г) другие не знают и этого. 19. По Аристотелю, человек — это: а) двуногое без перьев; б) нравственное существо; в) душа в темнице тела; *г) политическое животное. 20. Майевтика — это: а) ироничное подтрунивание; б) форма назидания; в) легкая беседа «ни о чем»; *г) общение с собеседником с целью обретения им истины. 21. Основателем этики в западноевропейской философии считается: а) Фалес; *б) Сократ; в) Платон; г) Аристотель. 22. О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил: а) Хрисипп; б) Сократ; *в) Платон; г) Аристотель. 23. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», — говорил: а) Фалес; б) Анаксимандр; *в) Гераклит; г) Левкипп. 24. В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это: а) порядок; б) Бог; в) разум; *г) число. Тема 3. Развитие европейской философии в V – XVIII вв. Тестовые задания: 1. Квинт Тертуллиан провозгласил: а) «Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего»; *б) «Верую, потому что нелепо»; в) «Божественное и дьявольское постоянно борются между собой»; г) «Ищите и обрящете». 2. Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейства, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов западной церкви: а) Иероним Блаженный; б) Амвросий Медиоланский; *в) Аврелий Августин; г) Василий Кессарийский. 3. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы: а) исследовать социальную действительность; б) исследовать природу; *в) найти рациональные доказательства веры; г) сформировать христианскую философию в противовес языческой. 4. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется: а) атомизмом; *б) томизмом; в) августинизмом; г) папизмом.
5. Фома Аквинский, развивая теорию отдельных душевных сил или свойств в духе Аристотеля, считал, что: *а) разумная душа находится в зависимости от сенситивной, возвышаясь над вегетативной; б) вегетативная душа определяет сенситивную и разумную душу; в) разумная душа возвышается над вегетативной и сенситивной; г) сенситивная душа определяет вегетативную, а та, в свою очередь, руководит разумом. 6. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым: а) укрепил христианскую теологию; *б) подготовил почву для отделения теологии от философии; в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви; г) затормозил формирование позитивизма Нового времени. 7. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в: а) Нидерландах; б) Германии; *в) Италии; г) России. 8. Термин «реформация» имеет отношение к критике: *а) католической церкви; б) английской буржуазии; в) французских рантье; г) немецкого бюргерства. 9. Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения является: а) Виклиф; б) Ян Гус; в) Жан Кальвин; *г) Мартин Лютер. 10. Лютер выступал против идеи о том, что: а) человек может напрямую обращаться к богу; *б) церковь — единственный посредник между богом и человеком; в) священники не могут отпускать мирянам грехи; г) человек полон чувства вины и греха. 11. В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о: а) личной свободе и творческой активности человека; *б) предопределении как вечном спасении только по воле бога; в) независимости человека от социального окружения и государства; г) ведущей роли католической церкви в деле спасения человеческой души.
12. Религиозно-философские воззрения Томаса Мюнцера были близки к идеям: а) мистического индивидуализма; б) античного платонизма; *в) утопического коммунизма; г) римского цезарепапизма. 13. Тонкий дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как: а) божественную волю, реализуемую через поступки людей; б) своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки; *в) автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии; г) систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства.
14. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как: *а) гуманизм; б) объективизм; в) цинизм; г) анархизм. 15. В философии политики Жана Бодена (1530—1596) государство рассматривается как: а) гарант социальной справедливости и равенства всех граждан перед законом; б) форма осуществления власти церкви над обществом; в) власть нескольких семей, при которой монарх является абсолютным источником права и политики; г) политическая власть аристократии, которая для управления обществом формирует выборный коллегиальный орган.
16. Идеолог голландской буржуазной революции Гуго Гроций философски обосновал теорию: а) абсолютного (божественного) права, при котором реализуется проявление божьего суда; *б) естественного права, когда его сущность отражает общечеловеческую природу; в) государственного права, когда оно создается управляющей верхушкой для решения своих проблем; г) эгалитарного права, когда признаются права и свободы всех граждан государства. 17. Термин «утопия» означает буквально: а) удаленный остров; б) идеальное государство; *в) несуществующее место; г) великая мечта. 18. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело: а) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства; *б) формирование наук, в первую очередь, естественных; в) становление абсолютной монархии; г) подъем народного и революционного движения.
19. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского: а) идеализма и стоицизма; б) объективизма и скептицизма; *в) материализма и эмпиризма; г) позитивизма и прагматизма. 20. По Ф. Бэкону, эмпирия — это: *а) опыт, опирающийся на эксперимент; б) изолированное чувственное восприятие; в) форма, присущая самой вещи; г) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании. 21. Основной рабочий метод Ф. Бэкона — это: а) анализ; б) синтез; в) дедукция; *г) индукция.
22. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал: а) «верую, потому что нелепо»; *б) «во всем должно сомневаться»; в) «любовь движет солнца и светила»; г) «знание — сила».
23. Главным атрибутом материи, по Декарту, является: а) делимость; *б) протяженность (распространенность); в) вечность; г) изменчивость.
24. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал: а) созерцательный анализ; б) эмпирическую индукцию; *в) рациональную дедукцию; г) спекулятивный синтез. 25. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют: *а) картезианством; б) сенсуализмом; в) реализмом; г) деизмом.
26. Философия Декарта сыграла значительную роль в становлении: а) диалектического материализма; *б) механистического естествознания; в) объективного идеализма; г) протестантской теологии. 27. Так Гоббс называет «склонность людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все»: а) социальный упадок; *б) естественное состояние; в) природное заблуждение; г) психическое отклонение.
28. По Гоббсу, государство — это «великий Левиафан», началом рождения которого можно считать момент, когда: а) великий вождь захватывает власть в племени и силой покоряет остальных; б) старейшины убеждают соплеменников покориться власти одного человека или группы людей; в) жрецы обманом устанавливают власть богатых и знатных; *г) каждый человек добровольно отрекается от права владеть самим собой. 29. Гоббс является последовательным сторонником той государственной власти, которую мы можем назвать сегодня: *а) монархической; б) демократической; в) аристократической; г) олигархической. 30. По мнению Дж. Локка, свобода человека: а) абсолютна и никем не контролируема; б) относительна, зависит от конкретных условий жизни человека; *в) ограничена свободой других людей; г) ограничена силой государства.; 31. Впервые в философии политики Дж. Локк в своей работе «Два трактата об управлении государством» предлагает идею: а) демократического централизма; б) просвещенной монархии; *в) разделения властей; г) общественного договора.
32. В основе философской системы Спинозы лежит учение о: а) методе; б) акциденции; *в) субстанции; г) боге. 33. В философии Джорджа Беркли «быть» означает: а) существовать независимо от нашего сознания; б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции; *в) быть воспринимаемым ощущениями; г) существовать в человеческом представлении. 34. Беркли отрицал существование: *а) материи; б) Бога; в) ощущений; г) сознания. 35. «Позитивные» законы Монтескье разделял на три основных типа, к которым не относятся: *а) естественные; б) международные; в) политические; г) гражданские. 36. По Монтескье, естественным доисторическим состоянием человечества был закон: а) войны всех против всех; *б) мира всех со всеми; в) общественного договора; г) борьбы за существования. 37. Представление о «духе законов» Ш. Монтескье положило начало направлению: а) духовного монизма; *б) географического детерминизма; в) европейского гуманизма; г) социального фатализма. 38. Для Вольтера равенство людей — это, прежде всего, равенство: а) природное; б) имущественное; в) политическое; *г) сословное. 39. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей — это равенство: *а) природное; б) имущественное; в) политическое; г) сословное. 40. Руссо считал единственно справедливым правителем общества и сувереном: а) просвещенного монарха; б) избранного президента; *в) объединенный народ; г) парламент. 41. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает: а) собственную свободу; б) неограниченное право; *в) гражданское право; г) естественное право.
Тема 4. Тестовые задания 1. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть: а) вещь в себе; *б) феномен; в) ноумен; г) интеллектуальный синтез. 2. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку: а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости; *б) человек — это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения; в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей; г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе. 3. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он: а) соответствует действующему закону; б) доставляет личное удовлетворение; *в) подчинен абстрактному чувству долга; г) связан с гуманными или дружескими чувствами. 4. В этике Канта современники усмотрели: а) основу новой системы права; *б) моральное доказательство существования бога; в) истоки нового естествознания; г) основы современной метафизики.
5. Необходимым условием сознания, по Шеллингу, является: *а) постоянное общение людей; б) автономная деятельность Я в отношении внешнего мира; в) взаимодействие с высшим духом; г) неосознанная деятельность инстинктивного Я. 6. Последователи Гегеля отвергли его мнение о необходимости совпадения воедино государственной власти, религии и принципов философии. Это: а) правые гегельянцы; б) старогегельянцы; *в) младогегельянцы; г) неогегельянцы. 7. Фейербах называл способ иллюзорного, мнимого удовлетворения человеком своих потребностей (в тех объективных условиях, когда его активность не приводит к реальным последствиям): а) политикой; б) философией; в) наукой; *г) религией. 8. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика: а) права; б) государства; в) Абсолюта; *г) любви.
9. Центром мировоззрения К. Маркса считается: *а) материалистическое понимание истории; б) категорический императив; в) безосновная воля; г) диалектика абсолютного духа. 10. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие: а) сознания; *б) производительных сил; в) мирового исторического процесса; г) взаимодействия бога и природы. 11. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе — это: а) удел радостей и прогресса; *б) цепь тревог, разочарований и мучений; в) подобие маятнику — от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот; г) серая и безликая «жизнь насекомых». 12. Согласно Шопенгауэру, человеческая история — это: а) прогрессивное движение к обществу всеобщего благоденствия; б) неизбежное приближение Страшного Суда; в) бессмысленное сплетение событий; *г) непредсказуемая игра случайности, отражающая внутреннюю закономерность. 13. Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или состояния человеческого духа: а) мифологическую — философскую — позитивную; *б) теологическую — метафизическую — позитивную; в) религиозную — позитивную — натуралистическую; г) философскую — позитивную — религиозную. 14. Социальным принципом О. Конта была формула: а) жить, чтобы жить; б) жить ради дела; в) жить для себя; *г) жить для других. 15. Глава позднего позитивизма Д.С. Милль разработал учение о принципах неполной: а) дедукции; *б) индукции; в) этики; г) семантики. 16. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение существующих телесных частиц и их движений — это: *а) эволюция; б) революция; в) стагнация; г) трансформация.
17. «Философия жизни» — это философское направление, которое сосредоточено на: а) создании научных теорий и систем; б) формулировании основных нравственных законов; *в) полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека; г) созерцании бесконечных изменений в природе и обществе.
18. В философии Ф. Ницше основным понятием является: а) безосновная воля; б) воля к жизни; *в) воля к власти; г) воля как «жизненный порыв». 19. В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу: а) государственного права; б) прав и свобод человека; *в) права сильного; г) права на жизнь. 20. В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им «переоценки ценностей»: а) «Человек — это звучит гордо!»; *б) «Горе слабому!»; в) «Человек человеку — бог»; г) «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |