Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические проблемы безработицы




Во-первых, большинство людей, потерявших работу, склонны объяснять это внешними причинами, а не своей собственной несостоятельностью.

Во-вторых, более 60% граждан, решая проблемы обеспечения собственной занятости, в первую очередь полагаются на разного рода внешние силы -- государственные органы управления, службу занятости, администрацию предприятий, учреждений, родственников, друзей, знакомых. Такие ориентации крайне негативно отражаются на конечном результате, поскольку значительно влияют на личную активность безработного в обеспечение собственной занятости.

Концепция о потребностях как источниках активности людей (у ее основания стоят Гегель, К. Маркс), в том числе и в объяснении производственной (трудовой) деятельности человека, является основной. Но она получила и свое дальнейшее развитие в настоящее время. Осознание необходимости гуманизации производства и изменения самой его структуры привело ряд ученых к необходимости формирования и разработки нового подхода к трудовой деятельности, использованию концепции «человеческих ресурсов». Появившаяся в рамках становления теории менеджмента идея Тейлора об «экономическом человеке», допускающая (во имя достижения цели) принуждение и давление извне, была вытеснена теорией «человека-творца». В развитие и популяризацию данной теории большой вклад внесли А. Маслоу, Д. Макгре-гор, Ф. Херцбергер.

В основе этой теории лежит предположение о том, что, включаясь в процесс производства, человек стремится не только получить какую-либо материальную выгоду и/или обеспечить себе экономические предпосылки существования, но и имеет желание самоутвердиться и самореализоваться в ходе выполняемой им работы, применяя/свои знания, способности, навыки и опыт, исходя из необходимости удовлетворения глубинных потребностей, желаний, влечений и формирующихся на их основе мотивов. И как отмечают исследователи, в первую очередь А. Маслоу, существует определенная иерархия потребностей: от низших к высшим, («"физиологии к самоутвер-ждению. Так выглядит «пирамида Маслоу».

1. Витальные потребности (от латинского vita -- жизнь) -- физиологический уровень, характеризуют биологическое естество человека: потребности в пище, одежде, жилище, защите от стихийных сил природы.

2. Потребности в безопасности и защите от насилия и угроз (социально-экономические факторы имеются в виду).

3. Потребность в общении, привязанности, любви.

4. Потребность в признании и уважении -- имеет два основных подуровня: 1) психологический (личностный) -- потребность в высокой самооценке, которая включает уверенность в своих силах, самостоятельность, компетентность в решении проблемных ситуаций, профессиональное мастерство, достаточный уровень образования и т. п.; 2) социальный (общественный) -- потребность в соответствующем социальном статусе, престиже, высокой профессиональной репутации, «добром имени».

5. Потребность в самовыражении, реализации своих способностей и талантов. Потребность в творчестве.

Предлагаемая теория реализации трудовой активности без давления и принуждения во имя достижения организационных целей путем самоутверждения и самореализации личности получила название «теории мотивации».

Выделяют следующие мотивы успешной и инициативной трудовой деятельности:

-- уверенность в завтрашнем дне;

-- признание;

-- самостоятельность;

-- право принимать решения; -- участие в управлении производством.

При этом выявлена корреляция между мотивацией и уровнем развития организации, в рамках которой осуществляется трудовая деятельность личности.

Однако следует сказать и о том, что идея универсальной иерархии потребностей не всегда действует столь прямолинейно. Группа исследователей жизненных интересов наемных работников обнаружила, что «белые воротнички» (менеджеры среднего и низшего звена, инженерные кадры) испытывают большую удовлетворенность работой, чем «синие воротнички» (производственные рабочие и в сфере услуг).

Таким образом, социально-психологическая активность как всеобщее свойство социально организованной материи является важным общественным социальным качеством человека, реализующимся в его самодеятельном способе существования.

Другим важным фактором, определяющим степень участия самого безработного в поиске нового рабочего места, является период нахождения без работы -- «стаж безработицы».

На степень активности безработного влияют факторы объективного и субъективного характера, в особенности такие, как зависимость активности в поиске работы от уверенности в конечном успехе этого поиска и эмоциональное состояние в период потери работы и нового трудоустройства.

В мировой практике исследования вопроса безработицы, прежде всего его психологической стороны, отмечается, что потеря работы ведет к различным негативным изменениям в эмоциональных реакциях людей. Это или состояние депрессии, обусловливающее снижение удовлетворенности жизнью, усиление чувства одиночества, социальной изоляции (особенно это проявляется у старших возрастных групп), или нарастание возбудимости, агрессии.

Традиционный анализ таких ситуаций проводится в русле общей теории деятельности индивида в ситуации стресса. Ситуация потери работы рассматривается как тревожное явление, на которое человеческий организм реагирует специфическим образом, называемым дистрессом, то есть «удвоенным» стрессом и от последствий переживания безработицы как не-гативного явления. После такого анализа с иным чувством и размышлениями приходится читать о неизбежности безработицы и ее регулирующем воздействии в условиях рыночной экономики.

Однако ученые выявили и другую тенденцию в поведении людей, которая нашла обоснование в теории противодействия, объясняющую, почему некоторые из уволенных работников проявляют эмоциональную активность и сильное стремление к восстановлению занятости. Это стремление базируется на мотивации к восстановлению утраченного (частично или полностью) контроля над собственной жизнью и зависит не только от надежды индивида на самоконтроль, свободу собственного по-ведения и значимость поведения для достижения целей, но и от степени угрозы для этой свободы со стороны объективной действительности и влияния потерянной работы на другие жизненные цели, планы, программы.

Таким образом, противодействие может выражаться в двух формах: мобилизации ресурсов для восстановления контроля (интенсивный поиск работы) и во фрустрации (ярко выраженная агрессивность, враждебность), в случае неудачных неоднократных попыток найти работу.

Целый ряд достаточно авторитетных зарубежных и отечественных ученых (Г. Селье, О. Грегор, Дж. Эверли, В. Петров), рассматривая ситуацию потери работы в русле общей теории стресса, придерживаются «стадийной» модели реакции индивида на безработицу. В общих чертах она выглядит, следующим образом:

1. Фаза оптимизма -- длится примерно 3-4 месяца после потери работы и характеризуется как фаза субъективного облегчения, приспособления к ситуации. Уже в первые недели люди начинают испытывать облегчение и даже радость от того" что неприятная ситуация, связанная со старой работой, уже позади, что появилось, наконец-то, время заняться собой, семьей, детьми. В ряде случаев отмечается улучшение состояния здоровья. Именно на этой фазе начинаются активные поиски нового рабочего места. По данным наших исследований более 60% безработных в этот период активно занимаются поисками места трудоустройства, и лишь 8,6% предпочитают, чтобы работу им «нашли». Этот этап наиболее плодотворен для восстановления собственной занятости. Основными путями поиска аовой работы являются средства массовой информации (их предпочитают использовать 39,6% безработных), Государственная служба занятости (38,3%), получение информации от друзей и знакомых (35,8%), непосредственное обращение к работодателю (40,5%).

2. Фаза пессимизма -- наступает в результате неудач на первом этапе поиска работы и характеризуется как фаза утяжеления состояния. В психике начинаются изменения, касающиеся колебаний самооценки, социального статуса, изменения «Я-образа». Теряется активность, рушится привычный уклад жизни, привычки, интересы. Нет сил противостоять неприятностям. В результате психосоматических процессов возможно ухудшение состояния здоровья. Особенно тяжело становится, если утрачен даже небольшой заработок на временной или «черновой» работе. Лишь немногим больше 40% безработных в этот период продолжают активный поиск, 56% предпочитают заниматься этим от случая к случаю. Характерно, что именно в этот период большинство из стоящих на учете в СЗ безработных соглашаются пройти профессиональную переподготовку. Средствами поиска работы на этом этапе выступают в основном члены семьи и близкие родственники (26,1%), друзья, знакомые (22,5%). Несколько падает в этот период рейтинг службы занятости--немногим более 24% ищущих работу надеются на ее помощь.

3. Фаза фатализма -- наступает примерно после 7-8 месяцев тщетных поисков и характеризуется примирением со сложившейся ситуацией. Состояние апатии усиливается с каждым месяцем. Отсутствие даже минимальных успехов в поиске работы ведет к потере последних надежд. Человек начинает привыкать к состоянию бездеятельности и в ряде случаев даж е боится найти работу. Приоритет на данной фазе отдается опосредованному поиску рабочего места: через родственников и знакомых (40%), средства массовой информации (41,2%), с помощью бывших сослуживцев, коллег по работе (36,1%). Само-стоятельно предпочитают обращаться к возможному нанимателю немногим более 28% ищущих работу. Так формируется группа безработных, которую называют «безнадежно безработными».

Подводя итог сказанному выше, хочется еще раз подчеркнуть устойчивую зависимость между стажем безработного и степенью проявляемой им инициативы, личной активности и заинтересованности в поиске работы, причем зависимость эта имеет обратный порядок: чем больше период нахождения без работы, тем меньше желание ее искать.

Кроме того, на наш взгляд существует целый ряд факторов, имеющих как субъективный, так и объективный характер и существенно влияющих на степень активности безработного, находящегося в поиске работы. Важно упомянуть о двух из них: во-первых, о зависимости между активностью в поиске работы и уверенностью в конечном успехе этого поиска, и, во-вторых, об эмоциональном контексте трудоустройства.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция — это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Конкуренция — это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. Тема: Виды конкуренции (совершенная и несовершенная)
Различают виды конкуренции (совершенная и несовершенная): Совершенная конкуренция (олиполия) – состояние рынка при котором существует множество производителей и потребителей которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж. Главные достоинства совершенной конкуренции: 1) Позволяет достичь соответствия экономических интересов производителей и потребителей через уравновешенный спрос и предложение, через достижение равновесной цены и равновесного объема. 1) Обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов благодаря информации заложенной в цене; 2) Ориентирует производителя на потребителя, то есть на достижение главной цели, удовлетворения различных экономических потребностей человека. Таким образом при такой конкуренции достигается оптимальное, конкурентное состояние рынка, при котором нет прибыли и нет убытка. Недостатки совершенной конкуренции: 1) имеет место равенство возможностей, но одновременно сохраняется неравенство результата. 2) блага которые нельзя разделить и оценить поштучно, в условиях совершенной конкуренции не производится. 3) не учитываются разные вкусы потребителей. Совершенная рыночная конкуренция – простейшая рыночная ситуация позволяющая понять как действительно функционирует рыночный механизм, но в реалии встречается редко. Несовершенная конкуренция - это конкуренция, при которой производители (потребители) – влияют на цену и ее изменяют. При этом объем продукции и доступ производителей на данный рынок ограничен.   Основные условия несовершенной конкуренции: 1) На рынке действует ограниченное число производителей 2)Существуют экономические условия (барьеры, естественные монополии, гос. налоги, лицензии) проникновения в данное производство. 3) Рыночная информация искажена и не объективна. Все эти факторы способствуют нарушению рыночного равновесия, т.к. ограниченное число производителей устанавливает и поддерживает высокие цены для получения монопольной прибыли. Таким образом, на рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действуют множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям. При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует.

Типы несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Различают 3 типа несовершенной конкуренции:

1) монополия,

2) олигополия,

3) монополистическая конкуренция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.