Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Они образуют денежные доходы предприятия




3 Средства учредителейпаевые взносы и т.п

4 Займы, субсидии, кредиты, авансы в счет оплаты прод.

Доходы предприятия – это денежные средства и имущество, поступившие предприятию за определенный период в результате его производственно-хозяйственной деятельности, увеличивающие его активы и дающие предприятию экономическую выгоду. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) составляет наибольший удельный вес. Она включает в себя:

Денежные средства, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции (работ, услуг).
Имущество в денежном выражении,полученное или подлежащее получению в результате реализации товаров, готовой продукции (работ, услуг).
Дебиторская задолженность,образовавшаяся при продаже продукции (товаров, работ, услуг) на условиях коммерческого займа.

 

 

Операционный доход – это финансовый результат от операций, не относящихся к видам деятельности предприятия. Операционные доходы включают в себя:

 

Доходы от продажи и прочего выбытия внеоборотных и оборотных активов.
Доходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов и прав на нематериальные активы, когда это не является предметом деятельности предприятия.
Проценты (доходы) по ценным бумагам, когда это не является предметом деятельности предприятия.
Проценты, выплачиваемые банком предприятию за пользование денежными средствами, находящимися на его счетах.
Доходы от совместной деятельности по договору простого товарищества, от участия в уставных фондах других организаций.
Доходы, полученные по операциям с тарой.
Прочие доходы, признанные операционными.

 

Внереализационные доходы – это финансовый результат от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью предприятия. К ним относятся:

 

Штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение договорных обязательств.
Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году.
Излишки имущества, выявленные при инвентаризации.
Сумма дооценки активов.
Стоимость безвозмездно полученных активов.
Поступления в возмещение причиненных предприятию убытков.
Кредиторская и депонентская задолженность, по которой истекли сроки исковой давности.
Положительные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств.
Прочие доходы, признанные внереализационными.

 

26.Выручка от реализации продукции, работ, услуг – основной источник поступлений средств предприятий

Главным источником доходов предприятия является выручка от реализации продукции (работ, услуг).

От своевременного поступления выручки от реализации зависит непрерывность производственного процесса, устойчивость финансового состояния предприятия, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом и бюджетными фондами, работниками предприятия, поставщиками.

Методы определения и учета выручки от реализации продукции (работ, услуг):

 

Кассовый метод (по оплате): реализация считается совершенной, когда деньги зачислены на счет предприятия или поступили наличными в кассу.
Метод начислений (по отгрузке):реализация считается совершенной по факту отгрузки продукции покупателю и предъявлении ему расчетных документов.

 

Выбор метода учета выручки от реализации влияет на исчисление и уплату налогов.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) подлежит налогообложению всеми оборотными налогами и распределяется по следующим направлениям:

- Себестоимость

- Прибыль

- Косвенные налоги и отчисления

 

 

27.Планирование выручки от реализации продукции, факторы, влияющие на величину выручки от реализации продукции, работ, услуг

 

Факторы, влияющие на величину выручки от реализации продукции, работ, услуг

 

Внутренние факторы:
а) в сфере производства:наличие производственного потенциала, уровень управления им, ассортимент продукции, ее качество, рентабельность;
б) в сфере обращения:соблюдение договорных обязательств, ритмичность отгрузки продукции, своевременность оформления транспортных и расчетных документов, соблюдение сроков документооборота, уровень цен.
Внешние факторы, не зависящие от деятельности предприятия: государственное регулирование, инфляция, изменение конъюнктуры рынка, несвоевременная оплата продукции покупателями и др.

 

Планированию выручки должен предшествовать финансовый анализ деятельности предприятия на рынке. В зависимости от сроков планы реализации делятся на следующие виды:

 

Перспективные планы реализации.Разрабатываются на длительный период.
Текущие (годовые) планы реализации.Разрабатываются на основе оформленных договорами поставок продукции, государственного заказа, заявок потребителей.
Оперативные планы реализации.Разрабатываются на короткий период времени (месяц, декаду) на основе плана производства продукции.

 

 

При планировании выручки от реализации пользуются следующими методами:

 

Метод прямого счетаПрименяется при ограниченном ассортименте продукции, под заключенные договора с оговоренными объемами и ценами.
Расчетный методсостоит в определении планового объема выручки от реализации на основе общего объема выпуска товарной продукции в планируемом году в отпускных ценах и общей суммы входных и выходных остатков. Применяется на крупных предприятиях с большим ассортиментом продукции. Расчет ведется в следующей последовательности: а) определяются входные остатки нереализованной продукции на начало планируемого года О1. б) определяется коэффициент пересчета в) определяются входные остатки нереализованной продукции на начало планируемого года О1 в отпускных г) определяется сумма выходных остатков нереализованной продукции в отпускных ценах на конец планового года О2 д) определяется плановый объем выручки от реализации

 

 

28.Управление выручкой от реализации

 

Своевременное поступление выручки связано с осуществлением ежедневного контроля за ее поступлением, эффективным управлением дебиторской задолженностью и разработкой мероприятий по ее снижению.

Дебиторская задолженность – это средства, которые принадлежат предприятию и должны быть перечислены на его счет в качестве оплаты за поставленную продукцию или оказанные услуги. Управление дебиторской задолженностью основано на следующих подходах:

  • Сравнение дополнительной прибыли, связанной с принятой схемой

финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции (предоплата или продажа в кредит).

  • Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей, которые проводятся по уровню платежеспособности заемщика, стратегии применяемых скидок, времени отсрочки платежа и др.

Основными методами управления дебиторской задолженностью являются:

 

Оперативный контроль за состоянием расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным платежам.
Диверсификация покупателей продукции, увеличение их количества с целью снижения риска неуплаты за поставленную продукцию несколькими крупными покупателями.
Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей с целью соблюдения финансовой устойчивости предприятия.
Синхронизация денежных потоков, т.е. максимально возможное приближение по времени получения дебиторской и погашения кредиторской задолженностей.
Продажа дебиторской задолженности с дисконтом факторинговым компаниям или банкам, которые занимаются ее взысканием с клиентов.
Снижение объема денежных средств, находящихся в пути за счет использования электронных чековых переводов, др.

 

Наличие дебиторской задолженности отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятия.

Кредиторская задолженность - долг предприятия за полученные товары, продукцию, сырье, материалы и возникает при расчетах с поставщиками, когда платежи производятся после отгрузки продукции. Наличие непросроченной кредиторской задолженности положительно влияет на деятельность предприятия, так как позволяет ему использовать материальные ресурсы с отсрочкой платежа по ним. Оптимальное соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей равно 1,0.

29.Понятие прибыли как показателя эффективности работы и основного финансового ресурса предприятия

Прибыль – это обобщающий абсолютный показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, определяемый как разница между выручкой от основной деятельности (за вычетом косвенных налогов) и суммой затрат на эту деятельность.

Общая прибыль предприятия отражает всю совокупность экономических выгод, полученных предприятием в результате его хозяйственной деятельности за определенный период времени и включает в себя:

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг– разница между выручкой от реализации (за вычетом косвенных налогов) и полными затратами на их производство и реализацию.
Прибыль от операционной деятельности предприятия– разность между операционными доходами (за вычетом косвенных налогов) и операционными расходами предприятия.
Прибыль от внереализационной деятельности –разность между внереализационными доходами и внереализационными расходами.

Распределение и использование общей прибыли осуществляется в следующем порядке:

 

Прибыль, подлежащая налогообложению– это прибыль, уменьшенная на сумму льготируемой прибыли и налога на недвижимость. Определяется по формуле: Побл = Пр + По + Пв – Пл – Нн, где Пл-льготируемая прибыль; Нн- налог на недвижимость.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия– это прибыль, остающаяся после вычета из общей прибыли налога на недвижимость и налога на прибыль.
Чистая прибыль– часть общей прибыли, которая остается в собственности предприятия после уплаты всех местных налогов и сборов из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Распределяется в соответствии с уставом предприятия на фонды накопления, потребления и резервные фонды.

30.Методы планирования (прогнозирования) прибыли

При планировании прибыли используются следующие методы расчетов:

Методы планирования прибыли

Метод прямого детального счета.Включает следующие этапы планирования: 1.Определение ассортимента продукции по всем номенклатурным позициям; 2.Составление калькуляций по изделиям сравнимой продукции; 3.Определение плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции (составление сметы производства по ее элементам); 4.Установление цен реализации продукции; 5.Определение прибыли от реализации по отдельным видам изделий или группам однородных изделий по формулам: а) П = В – Н – С, где В- выручка от реализации продукции в отпускных ценах; Н- косвенные налоги; С- полная себестоимость реализованной продукции; б) П = О1 + Т – О2, где О1, О2 – прибыль в остатках готовой продукции соответственно на начало и конец планируемого года. Т –прибыль в товарной продукции планируемого года 6. Определение плановой прибыли от реализации продукции в целом по предприятию путем суммирования полученных прибылей от реализации отдельных видов изделий или групп однородных изделий. 7. Для получения общей прибыли к прибыли от реализации прибавляют (вычитают) сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов. Метод прямого детального счета применяется на предприятиях с небольшим ассортиментом продукции.
Аналитический метод.Расчет прибыли может производиться на основе следующих показателей: 1.Затраты на 1 рубль товарной продукции. Определяются по формуле: П = Т (100 – З): 100, где П-прибыль от выпуска всего объема товарной продукции; Т-товарная продукция в отпускных ценах за вычетом косвенных налогов; З- затраты на 1 рубль товарной продукции, исчисленные в ценах реализации. 2.Показатель базовой рентабельности.Базовая рентабельность – это отношение прибыли от выпуска товарной продукции за прошлый год, скорректированной на изменения отпускных цен планового года, к ее полной себестоимости.

Планирование прибыли по показателю базовой рентабельности применяется в условиях стабильной экономики, в отраслях с широким ассортиментом продукции в дополнение к методу прямого счета.

31.Рентабельность как показатель, определяющий доходность, прибыльность и эффективность производства

32.Управление прибылью предприятия

Основной объем прибыли формируется за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг). На величину прибыли от реализации продукции влияют следующие факторы:

 

Изменение отпускных цен на реализацию продукции.
Изменение объема продукции
Изменение структуры реализованной продукции.
Изменение себестоимости продукции.
Изменение затрат на 1 рубль продукции.

 

Основными направлениями управления прибылью предприятия являются:

1. Определение объема реализации продукции,обеспечивающего безубыточную работу предприятия (точка безубыточности). Тб = ПОЗ/ Цед – ПЗед,где Тб-точка безубыточности; ПОЗ-общая величина постоянных затрат на весь выпуск продукции; Цед-цена единицы товара(без косвенных налогов); ПЗед-величина переменных затрат на единицу товара.
2. Расчет цен безубыточности, при которых предприятие хоть и не получает прибыль, но и не несет убытки.
3. Определение величины маржинальной прибыли– это разница между выручкой от реализации и переменными затратами:Мп = В – ПЗ,
4.Определение эффекта операционного рычага. Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле: С = Мп: П или С = В – ПЗ/ П,где С-сила воздействия операционного рычага; П - прибыль от реализации.
5.Определение запаса финансовой прочностив абсолютном выражении по формуле: Зфп = Опл – Тб,где Зфп-запас финансовой прочности; Опл-плановый объем реализации; Тб- точка безубыточности. Показывает, что предприятие для осуществления прибыльной производственной деятельности не должно снижать объемы производства продукции более чем на величину полученной разницы.

 

33.Заемные финансовые ресурсы и заемная политика предприятия

По принадлежности капитала: собственный и заемный. Собственный капитал отражает общую стоимость средств предп-я,принадлежащих ему на праве собственности.Заемный капитал – это капитал, привлекаемый предприятием для его производственной деятельности на возвратной основе.

Заемные финансовые ресурсы — это финансовые ресурсы и материальные ценности одних субъектов хозяйствования, временно вовлекаемые в кругооборот средств других субъектов на возвратной и платной основе. Они характеризуют в совокупности объем финансовых обязательств предприятия.

К наиболее распространенным в мировой практике формам заемных средств относятся: банковский и коммерческий кредиты, лизинг, факторинг и др.

Банковский кредит — средства, представляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок за определенную плату.

Коммерческий кредит — это товарный кредит, сущность которого заключается в предоставлении продавцом отсрочки покупателю в оплате счетов за поставленные ему товары.

Факторинг — это приобретение у поставщика права на получение платежа с плательщика за поставленные ему товарно-материальные ценности, выполненные работы или оказанные услуги.

 

34.Банковский кредит и управление им

 

Банковский кредит – это предоставление ссудного капитала во временное пользование на условиях платности, срочности, возвратности, целевой направленности и материальной обеспеченности. Может осуществляться в виде кредитной линии, овердрафтного кредитования или кредитования по счету-контокорренту.

Для субъекта хозяйствования основным критерием привлечения заемных средств в форме банковского кредита является процентная годовая ставка по кредиту (цена кредита), которая ложится на затраты предприятия и влияет на конечный финансовый результат его хозяйственной деятельности.

Цена банковского кредита определяется по формуле:

 

ПКб х (1- Снп)

ЦБК = ¾¾¾¾¾¾¾

1 - ЗПб

 

где ЦБК – цена банковского кредита;

ПКб – процентная ставка по кредиту, %;

Снп - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

ЗПб – уровень расходов по привлечению банковского кредита к его сумме, выраженный десятичной дробью.

 

Если предприятие не имеет дополнительных расходов по привлечению банковского кредита, то формула используется без знаменателя. Проценты за кредит включаются в себестоимость продукции и поэтому на их сумму уменьшается база обложения налогом на прибыль.

Управление стоимостью банковского кредита сводится в основном к минимизации процентной ставки за кредит при прочих равных условиях и сведению затрат на его получение к нулю.

Этапы управления банковским кредитом:

- определение целей использования привлекаемого банковского кредита;

- оценка кредитоспособности заемщика;

- выбор необходимых видов привлекательного банковского кредита;

- изучение и оценка условий банковского кредитования в разрезе видов кредита (предельный размер кредита; предельный срок кредита; валюта кредита; уровень процентной ставки; вид кредитной ставки; условия выплаты процента; условия погашения основного долга; формы обеспечения кредита);

- «выравнивание» кредитных условий в процессе заключения кредитного договора;

- обеспечение условий эффективного использования банковского кредита;

- организация контроля за текущим обслуживанием банковского кредита (уплата банковского процента);

- обеспечение своевременного и полного погашения суммы основного долга по банковским кредитам.

 

 

35.Коммерческий кредит: технология привлечения и использования

Коммерческий кредит - кредитная сделка между продавцом и покупателем на условиях отсрочки платежа в оплате счетов за поставленные товары.

При коммерческом кредите, плата за кредит включается в цену товара, определяется контрактный срок погашения задолженности.

При использовании коммерческого кредита имеется обоюдная выгода: продавец имеет рынки сбыта своей продукции, а покупатель оплачивает приобретенный товар через определенное время, используя свои финансовые ресурсы в этот период для других целей.

Стоимость коммерческого кредита определяется в зависимости от формы его предоставления:

 

1.Цена коммерческого кредита в форме краткосрочной отсрочки платежа: (ЦС х 365) х (1 – Снп) ЦККк = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ ПО   где ЦККк – цена коммерческого кредита, предоставляемого на условиях краткосрочной отсрочки платежа, %; ЦС – ценовая скидка при осуществлении платежа за продукцию в срок или раньше, %; Снп – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; ПО – период предоставления отсрочки платежа за продукцию, в днях. Для определения эффективности коммерческого кредита, необходимо его цену сравнить с ценой банковского кредита.
2.Цена коммерческого кредита в форме долгосрочной отсрочки платежа с оформлением векселем:   ПКв х (1 – Снп) ЦККв = ¾¾¾¾¾¾¾ 1 - ЦС где ЦККв - цена коммерческого кредита в форме долгосрочной отсрочки платежа с оформлением векселем, %; ПКв – процентная ставка по вексельному кредиту, %; Снп - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; ЦС –ценовая скидка, предоставляемая поставщиком при предварительной или немедленной оплате за продукцию, выраженная десятичной дробью. Необходимо учитывать размерь потерь от утраченной ценовой скидки, которую поставщик предоставляет при немедленной оплате. Управление стоимостью коммерческого кредита сводится к нахождению оптимального варианта, позволяющего минимизировать расходы, связанные с его использованием.  

 

 

36.Факторинг как способ привлечения заемных средств

 

Факторинг - операция по приобретению фактором (банком или факторинговой компанией) денежных требований продавца к покупателю с выплатой продавцу суммы денежного обязательства покупателя за вычетом дисконта.

При факторинге факторомсразу может быть выплачено до 80% суммы долговых требований, остальная часть суммы выплачивается продавцу фактором после поступления денег от покупателя. Дисконт - это разница между суммой денежного обязательства и суммой, выплачиваемой фактором поставщику. Может устанавливаться в виде процентов, начисленных на сумму денежного обязательства. Факторинг выгоден всем участникам операции: продавцу, который сразу, после отгрузки товара получает от фактора определенную сумму денег (меньше контрактной); покупателю, который имеет возможность по времени мобилизовать необходимую сумму для платежа; факторинговой компании, имеющей комиссионное вознаграждение за свои услуги. Факторинг имеет краткосрочный характер.

Годовая процентная ставка по факторингу определяется по формуле:

 

В х 365

ПКф = ¾¾¾¾

Ос

где ПКф – годовая процентная ставка по факторингу;

В – величина процента за факторинговые услуги за определенный период времени;

Ос – продолжительность оплаты счетов за отгруженную продукцию.

 

 

37.Лизинг и его роль в ресурсообеспеченности предприятия

 

Лизинг – это способ кредитования субъекта хозяйствования путем предоставления ему в аренду основных фондов за плату.

Лизинг осуществляется на основании договора лизинга, регулирующем все правовые аспекты сделки. В качестве объекта лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, а также программные средства и инструменты, обслуживающие объект лизинга.

Преимущества лизинга в том, что лизингодатель получает лизинговые платежи от арендатора на сумму, превышающую стоимость оборудования, минимизируются риски лизингодателя, а лизингополучатель, арендуя оборудование, получает таким образом долгосрочный кредит, осуществляет полную эксплуатацию оборудования, оплачивая лишь часть основных средств.

В зависимости от размера возмещения первоначальной стоимости объекта лизинга различают следующие виды лизинга:

 

Оперативный лизинг– это лизинг, по которому срок аренды имущества значительно короче нормативного срока его службы и лизинговые платежи в течение договора лизинга возмещают лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере менее 75 процентов его первоначальной (восстановительной) стоимости. По истечении договора лизинга лизингополучатель возвращает объект лизинга, в результате чего он может передаваться в лизинг многократно в течение полного срока его амортизации разным пользователям.
Финансовый лизинг– лизинг, при котором лизинговые платежи в течение договора лизинга, заключенного на срок не менее одного года, возмещают лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере, не менее 75 процентов его первоначальной (восстановительной) стоимости независимо от того, будет ли сделка завершена выкупом объекта лизинга лизингополучателем или нет. Продажа объекта лизинга лизингополучателю по окончании договора лизинга производится на основании отдельного договора купли-продажи по остаточной стоимости. Финансовый лизинг является средством минимизации рисков при продаже продукции в кредит на большую сумму.
Стоимость финансового лизингаопределяется по формуле:   (ЛС – НА) х (1 – Снп) СФЛ = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ 1 - ЗПфл   где СФЛ – стоимость финансового лизинга, %; ЛС – годовая лизинговая ставка по кредиту, %; НА – годовая норма амортизации объекта лизинга, %; Снп - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; ЗПфл – уровень расходов по приобретению объекта лизинга к стоимости этого актива, выраженный десятичной дробью.

 

38.Бюджетное финансирование предприятий сферы материального производства

 

Бюджетное финансирование материального производства и непроизводственной сферы осуществляется по следующим направлениям:

- сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность;

- лесное хозяйство;

- промышленность, строительство и архитектура;

- транспорт;

- дорожное хозяйство;

- связь;

- топливо и энергетика;

- жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство;

- здравоохранение;

- физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;

- образование;

- социальная политика и др.

На поддержку отраслей национальной экономики страны из средств бюджета выделяется более 30% всех бюджетных расходов. На развитие сельского хозяйства, рыбохозяйственной отрасли направляется более 6% средств бюджета; на дорожное хозяйство - 4%, промышленность, строительство и архитектуру более 2,5%. Незначительное выделение средств на финансирование многих отраслей материального производства в условиях перехода к рыночной экономике является вполне обоснованным и закономерным явлением. Ориентация только на бюджет недопустима, он должен поддерживать лишь важные объекты производственного назначения, связанные с экспортом продукции, внедрением новых высоких технологий.

В последние годы бюджетные расходы носят социально ориентированную направленность: в социальную сферу направляется более 40% всех расходов бюджета (без учета раз­личного рода субсидий, льгот, компенсаций населению и др.

 

 

39.Политика бюджетного финансирования непроизводственной сферы

 

40.Сущность капитальных вложений их структура и методы финансирования

Основным источником воспроизводства основных фондов являются капитальные вложения.

Капитальные вложения – это часть валового внутреннего продукта, а также иностранные инвестиции, направляемые на создание и обновление основных фондов и на прирост оборотных средств.

В структуре капитальных вложений выделяют:

- новое строительство;

- техническое перевооружение действующих предприятий;

- расширение производства;

- реконструкция и модернизация основных средств.

Источниками финансирования капитальных вложений на предприятии могут быть:

1. Собственные средства - чистая прибыль (в части фонда накопления), амортизационные отчисления, паевой и акционерный капитал, прирост устойчивых пассивов.

2. Заемные ресурсы - банковские и коммерческие кредиты, эмиссия долговых ценных бумаг, прочие средства на возвратной основе.

3. Альтернативные источники – лизинг, факторинг, форфейтинг, операции репо (сделки с обратным выкупом), венчурный капитал.

4. Государственные средства - бюджетные ассигнования, целевые бюджетные фонды, прочие средства.

41.Собственные средства предприятий и их роль в финансировании капитальных вложений.

42. Заемные ресурсы в финансировании инвестиций

43.Управление инвестиционной деятельностью предприятия

 

44.Экономичесская сущность оборотных средств предприятия, их классификация

Оборотные средства - денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения и предназначенные для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции.

Оборотные производственные фонды – это производственные запасы (сырье, материалы, топливо, тара, запасные части, полуфабрикаты, незавершенное производство и т.п.).

Фонды обращения – это готовая продукция на складе; товары отгруженные; денежные средства; краткосрочные ценные бумаги; дебиторская задолженность; прочие текущие активы.

Классификация оборотных средств:

по принципам организации и планирования:

- нормируемые – нормированию подлежат производственные запасы, заделы незавершенного производства, запасы готовой продукции;

- ненормируемые – относятся остальные элементы оборотных средств.

по источникам формирования и финансирования:

- собственные (уставный капитал, резервный фонд, накопленная прибыль и приравненные к собственным ресурсы (устойчивые пассивы));

- заемные – покрывают временную дополнительную потребность в финансовых ресурсах; к ним относятся банковские и коммерческие кредиты, налоговый кредит, временная отсрочка налоговых платежей, факторинг, франчайзинг.

по степени ликвидности (скорости превращения в денежные средства):

- абсолютно ликвидные (денежные средства на счетах в банке, кассе, краткосрочные финансовые вложения);

- среднеликвидные (товары отгруженные, дебиторская задолженность и прочие оборотные активы);

- низколиквидные (производственные запасы).

 

45.Формирование оборотного капитала предприятия, обоснование потребности в оборотных средствах

 

Определение плановой потребности в оборотных средствах находится в компетенции предприятия и предполагает оптимизацию их величины с целью обеспечения непрерывности процесса производства и реализации продукции.

Нормирование оборотных средств - процесс определения минимально необходимой годовой потребности предприятия в оборотных средствах.

Выделяют следующие методы нормирования оборотных средств:

метод прямого счета - основывается на расчете нормативов по каждому элементу нормируемых оборотных средств с учетом факторов каждого предприятия, влияющих на их ве­личину;

экономико-аналитический

коэффициентный метод - основывается на определении норматива оборотных средств в целом по предприятию путем корректировки норматива отчетного года на запланированные темпы изменения объемов производства, цен на сырье и материалы и масштабы ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Норматив оборотных средств - минимально необходимая сумма денежных средств, авансированных в оборотные производственные фонды и фонды обращения, обеспечивающая нормальную работу предприятия.

Совокупный норматив оборотных средств - сумма частных нормативов по отдельным элементам.

Расчет норматива оборотных средств по отдельным элементам производится по формуле

Н = Нд * 3одн ,

 

где Нд - норма оборотных средств, дн.; 3одн - однодневный расход (затраты) материальных ценностей

Норма оборотных средств - относительная величина, которая характеризует отношение необходимого предприятию запаса материальных ценностей к определенному показателю его деятельности.

Расчет нормы по отдельным элементам оборотных средств:

• норма оборотных средств на сырье равна текущему (складскому) запасу плюс гарантийный запас плюс технологический запас плюс подготовительный запас плюс транспортный запас;

• норма оборотных средств по незавершенному производству определяется как произведение средней длительности производственного цикла на коэффициент нарастания затрат.

Коэффициент нарастания затрат исчисляется по формуле

 

Зе+0,5*3п

Кн.з = ------------,

Зе+3п

 

где Зе - сумма единовременных затрат; Зп - последующие затраты;

• норма оборотных средств по готовой продукции исчисляется на время, необходимое для подбора, упаковки, комплектования партий отгружаемой продукции до размеров, соответствующих заказам, или до объема транзитной нормы, плюс время транспортировки продукции со склада предприятия до станции железной дороги плюс время погрузки и сдачи продукции транспортным организациям.

 

 

46.Показатели эффективности использования оборотных средств

Оборачиваемость оборотных средств определяется временем, в течение которого денежные средства совершают полный кругооборот, начиная от приобретения производственных запасов и заканчивая поступлением на счета в банке выручки от реализации продукции (работ и услуг).

Показатели оборачиваемости включают:

коэффициент оборачиваемости — определяется как част­ное от деления объема товарной (реализованной) продукции по себестоимости на средний остаток оборотных средств; характеризует число оборотов оборотного капитала;

длительность оборота - определяется делением числа дней в анализируемом периоде на коэффициент оборачиваемости; характеризует продолжительность одного оборота в днях;

коэффициент загрузки - определяется делением среднего остатка оборотных средств на объем товарной (реализованной) продукции по себестоимости; характеризует расход (загрузку) оборотных средств на единицу продукции.

Результат изменения оборачиваемости:

• при ускорении оборачиваемости - высвобождение средств из оборота;

• при замедлении оборачиваемости - дополнительное вовлечение средств в оборот.

Высвобождение оборотных средств может быть:

абсолютным - характеризуется ситуацией, при которой прежний объем производства достигается меньшей суммой оборотных средств;

относительным - характеризуется ситуацией, при которой увеличение объемов производства достигается ускорением оборачиваемости прежней суммы оборотных средств.

47.Денежные средства, как важная часть оборотного капитала предприятия

 

 

48.Принципы формирования инвестиционного портфеля предприятия

 

 

Портфель ценных бумаг – совокупность ценных бумаг, служащая для достижения определенных инвестиционных целей и выступающая как целостный объект управления. В основе формирования портфеля лежит комбинирование ценных бумаг с различными экономическими характеристиками, что позволяет данной совокупности ценных бумаг иметь инвестиционные качества, недостижимые при инвестировании средств в отдельные их виды.

Выделяют следующие основные принципы:

1. Обеспечение доходности портфеля, т.е. способности приносить текущие доходы или обеспечивать прирост капитала.

2. Минимизация инвестиционных рисков (безопасность), т.е. неуязвимость портфеля от потрясений на рынке при стабильном получении дохода.

3. Ликвидности инвестиционного портфеля, т.е. способность портфеля ценных бумаг достаточно быстро превращаться в денежные средства без существенных потерь в стоимости.

 

49.Диверсификация инвестиционного портфеля как метод снижения риска потерь

Для создания портфеля ценных бумаг достаточно выбрать в качестве объекта инвестирования один вид финансовых активов. Но однородный по содержанию портфель встречается редко, наиболее распространен диверсифицированный портфель, состоящий из разнообразных финансовых активов. По-настоящему диверсифицированный портфель включает не только акции и долговые обязательства, но и другие инструменты: опционы, фьючерсы, материальные ценности, недвижимость, аннуитеты и т.д.

Диверсификация минимизирует несистематический риск из-за процедуры балансировки, которая, как правило, нацелена на замещение невысокой доходности одного финансового инструмента высокой доходностью другого. Минимизация диверсифицируемого риска через тщательный отбор инвестиционных инструментов требует того, чтобы они относились к широкому спектру отраслей экономики. Хорошо составленный инвестиционный портфель обязательно содержит инструменты, относящиеся по меньшей мере к двум сферам экономической деятельности. Таким образом, диверсифицируемый риск снижается по мере роста числа видов ценных бумаг в портфеле.

50.Понятие денежного потока, его виды.

 

51. Управление денежными потоками предприятия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.176 сек.