Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительный анализ раннего и позднего канонизма




Экономические воззрения канонистов (Августин Блаженный и Фома Аквинский)

ТЕМА 3. Экономические учения в период Средневековья

Существенной особенностью идеологии Средневековья, в том числе в области хозяйственной жизни является ее богословный характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить внедрение рыночных отношений и демократических принципов общественного устройства.

Источники экономической мысли Средневековья:

В арабских странах: Коран (610 – 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406);

В Западной Европе: идеи Августина (354- 430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225- 1274);

В России: «Русская правда» (XII - XIII вв.) – свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.); М. Башкин (XVI в.).

Своеобразие экономической мысли средневековья ярко отразилось в экономических учениях католицизма. В средние века католическая церковь усиливает свое могущество. Обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью, церковники оправдывают господство крепостничества и отстаивают его позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви.

 

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма. Главные труды Блаженного Августина – «О граде Божием» и «Исповедь».

Экономические воззрения Августина:

а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;

б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

в) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

 

Фома Аквинский (Фома Аквинат) является представителем позднего феодализма. Основные труды: «О правлении государей» (излагает представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти); «Сумма теологии» (дает оценку товарно-денежным отношениям).

Ключевые догмы Фомы Аквинского:

· деньги не могут порождать деньги;

· необходимо сословное деление общества;

· богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);

· признание необходимости частной собственности.

«Справедливой ценой» Фома Аквинский считал:

- цену, которая сообразна издержкам;

- цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.

 

Ранний канонизм (Августин Блаженный) Поздний канонизм (Аквинат)  
Разделение труда  
Умственный и физический труд равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе Деление людей по профессиям и сословиям обусловлена божественным проведением и склонностями людей  
Богатство  
Труд людей создает богатство, в виде материальных благ включая золото и серебро. Нетрудовое накопление богатства является грехом. Золото и серебро - источник приумножения частной собственности и умеренного богатства  
Обмен  
Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей Субъективный процесс, не всегда обеспечивающий равенство извлекаемой пользы, насколько в результате этого акта выходит, что вещь поступает на пользу одному, и в ущерб другому  
Справедливая цена  
Ценность товара устанавливается в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу справедливой цены. Процесс установления справедливой цены считается неточным, т.к. он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количество денег и нанести ущерб.  
Деньги  
Деньги являются искусственным изобретением человека и необходимым для облегчения и ускорения меновых операций на рынке, благодаря внутренней ценности монет. Ценность денег на внутреннем рынке должна устанавливать не по весу содержащегося в них металла, а по усмотрению государства.  
Отношение к торговой прибыли и ростовщическому капиталу  
Торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемый из ссудных и торговых операций превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как не богоугодные и грешные явления. Крупные доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными прочими издержками, а также с риском, имеющим место в благопристойной деятельности.  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 3389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.