Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сегментация рынка. Одним из первых стратегических решений, принимаемых фирмой должно стать определение рынка, на котором она хочет вести конкурентную борьбу




Одним из первых стратегических решений, принимаемых фирмой должно стать определение рынка, на котором она хочет вести конкурентную борьбу. Совокупность покупателей, обладающих схожестью потребностей и характеристик, которых компания намерена обслужить называется целевым рынком. Альтернативными методами, которые используются фирмой при определении и удовлетворении целевого рынка являются:

1) массовый маркетинг, предполагающий работу на всем рынке. Преимущество такого подхода связано с экономией на масштабах производства и с отсутствием необходимости вести различную политику для разных потребителей, т.к. товары унифицированы. Подобная стратегия особенно популярна на новых рынках и на начальных этапах продвижения товара. Однако при возрастающей индивидуализации требований покупателей сложно удерживать лидирующие позиции, используя данную стратегию охвата рынка;

2) концентрированный (целевой) маркетинг предполагает ориентацию на узкий круг покупателей, предъявляющих одинаковые требования к товару. Данный подход учитывает, что фирма не в состоянии охватить всех покупателей с равной эффективностью, обслуживание же небольшого целевого рынка обеспечивает фирме достижение конкурентного преимущества за счет более тщательного учета потребностей и меньших издержек в связи с сосредоточением усилий на меньшем количестве ключевых характеристик;

3) дифференцированный маркетинг предусматривает необходимость более качественного обслуживания нескольких групп покупателей, достижение более глубокой степени их удовлетворения за счет выпуска дифференцированных товаров. Затраты на такой маркетинг существенно выше, чем при массовом охвате рынка, но и цены на продукцию с яркими отличительными преимуществами, обычно выше.

На большинстве рынков массовая стратегия охвата перестает быть эффективной в силу перехода к постиндустриальному обществу. Дифференциация же позволяет отделить продукт какого-либо предприятия в глазах потребителей от остальных продуктов данного класса. Причинами дифференциации являются усиление конкурентной борьбы, насыщение рынка. Различия находят свое выражение в видах, типах, стилях, марках, степенях качества продукта, формах упаковки, системе обслуживания.

Стратегии концентрированного и дифференцированного маркетинга, предполагающие создание продукта с отличительными характеристиками, реализуются только при возможности сегментирования рынка.

Сегментирование – это процесс выявления различий в потребительских предпочтениях, выходящих за рамки удовлетворения базовой потребности, для заданного товарного рынка и разделения потребителей на гомогенные (однородные) группы. Сегмент рынка – это потребители, реагирующие сходным образом на предложение производителя товара или услуг.

Целью сегментации является поиск на рынке тех покупателей, чей спрос фирма может удовлетворить сегодня и в долгосрочной перспективе, а также тех, чей спрос лучше могут удовлетворить конкуренты.

Весь процесс сегментации можно разбить на три этапа:

1) сегментирование рынка: определение целей и критериев сегментирования, описание профилей сегментов;

2) оценка привлекательности выделенных сегментов и выбор одного или нескольких целевых сегментов, для каждого из которых разрабатывается маркетинговая программа;

3) позиционирование товаров в целевых сегментах.

Традиционно для сегментирования потребительских рынков предлагаются следующие критерии:

§ географические – деление рынка на различные географические единицы (страны, регионы, города и иные населенные пункты по числу жителей, по климату);

§ демографические – деление рынка на основе таких переменных, как возраст, пол, размер семьи, уровень доходов, род занятий, образование, вероисповедание, национальность;

§ психографические (социально-психологические) – деление покупателей на группы в зависимости от образа жизни, типа личности, общественного класса;

§ поведенческие – разделение покупателей в зависимости от их знаний, квалификации как пользователей определенных продуктов. Переменными сегментации служат: стиль покупки, искомые преимущества, статус покупателя (начинающий, бывший пользователь, постоянный клиент, потенциальный пользователь), интенсивность потребления, отношение к товару, степень приверженности.

Рынки товаров производственного назначения сегментируют по отраслям бизнеса, по типу и размеру организации, с помощью географических переменных, по объему приобретаемых товаров, по степени активности закупок, по типу существующей системы закупок, по системе предпочтений (чувствительные к цене, ориентированные на уровень обслуживания, ориентированные на долгосрочное сотрудничество).

Сегментирование – это инструмент и чтобы он оказался действенным необходимо при описании сегментов использовать количественные критерии (размер покупок, осуществляемых представителями данного сегмента в год, общая сумма расходуемых денег в месяц). В связи с этим выделяют требования к целевому сегменту:

§ сегмент должен быть достаточно велик по объему закупок (как в настоящее время, так и в перспективе), чтобы работа в нем была выгодной;

§ сегмент должен быть выявляем, идентифицируем, т.е. представлять собой группу лиц или компаний, чье поведение можно понять и описать;

§ должен соответствовать товару или услуге;

§ должен быть доступен воздействию компании, для чего необходимо наличие информационных каналов, позволяющих реализовать стратегию продвижения, и товаропроводящих каналов, по которым товар дойдет до сегмента быстро и с умеренными издержками.

Если целевые сегменты отвечают данным требованиям, значит сегментирование проведено успешно. В заключение для каждого выделенного сегмента составляется профиль, описывающий свойственные данной группе потребителей позицию, модель покупательского поведения, демографические характеристики и т.п. Обычно сегментам присваиваются названия описательного характера (например, молодежь, воспитанная Интернетом).

В результате сегментирования могут быть выявлены рыночные окна. Рыночное окно – сегмент, которым пренебрегают конкуренты (производители), т.е. не существует товара, который в полной мере удовлетворял бы специфические запросы сегмента. Рыночное окно не означает дефицит, т.к. при дефиците вообще отсутствует товар, удовлетворяющий базовую потребность.

Существует один критерий, который позволяет довольно просто принять решение о необходимости работы на сегмент: если количество различий между отдельными группами потребителей больше, чем различий внутри каждой из групп, сегментацию проводить целесообразно. Если компания, проанализировав рынок, для охвата выбрала сегментацию, ей необходимо обдумать некоторые вопросы:

1) достаточна ли будет прибыль от внедрения стратегии сегментации для покрытия издержек на модифицирование товара, рекламную кампанию для каждого из сегментов рынка, уменьшение масштабов производства;

2) достаточны ли ресурсы компании на разработку и последовательное внедрение стратегии дифференцированного или концентрированного маркетинга;

3) есть ли у товара очевидные конкурентные преимущества (если их нет, компания не сумеет использовать сегментацию наилучшим образом, напрасно потратив на нее драгоценные ресурсы);

4) позволяет ли стадия жизненного цикла товара или фирмы осуществлять сегментацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.