КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение Платона о государстве и праве
ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ ПЛАТОНА, ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВА. Политико-правовая концепция Сократа. Принципиальным критиком софистов был Сократ (469-399 гг. до н.э.) – одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Сократ оказал огромное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли. Так как Сократ не написал ни строчки за всю свою жизнь, сведениям о его биографии и политико-правовым взглядам мы обязаны его ученикам. Политико-правовые взгляды Сократа можно свести к следующим положениям: 1. Сократ стремился к рациональному обоснованию природы государства и права. Там самым он заложил начало теоретического исследования в этой области. 2. Сократ различал естественное право и позитивный закон. Он пытался обосновать разумную природу политических и правовых явлений: а) Разумное начало б) Естественное право в) Позитивный закон 3. Сократ развивает принцип верховенства законов над всеми сферами государственной и общественной жизни. 4. Тождество законного и справедливого («Что справедливо, то и законно»). 5. Мораль и истина тождественны. Сократ утверждал, что моральные качества (добродетели) имеют объективную природу и не зависят от субъективной оценки человека. 6. Истина (мораль) – это знание. Зло люди совершают по незнанию. 7. Оптимальной формой правления Сократ считал аристократию (правление «знающих», интеллектуальной элиты общества). 8. Отрицательно относился к крайней демократии (т.к. люди склонны к стяжательству, демократическое правление он считал не компетентным). Худшей формой правления Сократ считал тиранию. 9. Верховенство интересов государства по отношению к личности. Придерживаясь аристократической точки зрения, Сократ неоднократно сталкивался с властями, которые пытались пресечь его довольно влиятельную оппозицию и достаточно популярную критику. В 399 году до н. э. видные государственные деятели выдвигают против Сократа обвинение в безбожии, нарушении отечественных законов и развращении молодежи. Осужденный на смерть, Сократ остается верен своим принципам и отказывается от подготовленного побега. Влияние Сократа сказывается в таких высших достижениях греческой политико-правовой мысли, как политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля.
Платон (427 - 347 гг. до н.э.) родился в Афинах в богатой семье. Был учеником Сократа. Основал философскую школу - Академию. Наибольшее влияние на политико-правовые взгляды Платона оказали: 1. Сократ. Так как Сократ считал, что истина рождается в споре. Он ничего не писал. Все произведения Платона написаны в форме диалога. Сократ выступает одним из героев в диалоге Платона. Устами Сократа Платон выражает свои мысли. 2. Пифагор (Пифагор считал, что истина выражается числом). Платон так же считал, что истина вычисляется (например, в идеальном государстве должно быть 5040 граждан). Платон - основатель школы объективного идеализма. Он считал, что существует два мира: духовный мир (идеи) и материальный мир. Первичны идеи. Платон различал сущность и явления. Главной задачей философии является познание сущности. Платон верил, что люди могут познать истину, но носителями истины могут быть только избранные. Толпа не может познать истину. Его взгляды на протяжении всего творческого пути изменились. В его ранних диалогах господствовал метод и подход Сократа. Собственно платоновское учение появляется в поздних его диалогах. Основные положения политико-правовых взглядов Платона: 1. Лучшая форма правления – аристократия. 2. Худшая – тирания (так же отрицательно Платон относился к демократии). 3. Стремление к сохранению полиса. 4. Отрицание завоевательных войн. 5. Верховенство интересов государства над интересами личности. 6. Отрицание частной собственности. 7. Оправдание рабства (люди не равны по природе).
11. ПРОЕКТ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ДИАЛОГЕ «ГОСУДАРСТВО». Свои идеи и политико-правовые взгляды Платон выражает в своих произведениях (диалогах). Модель идеального государства, взгляд на проблему справедливости, оптимальную форму правления Платон раскрывает в диалоге «Государство». В «Государстве» Платон, конструируя идеальное, справедливое государство, исходит из того соответствия, которое существует между космосом, государством и отдельным человеком. «По самой идее справедливости, - говорит Платон, - справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним». В человеке существуют три начала: 1. Разумное. 2. Яростное. 3. Вожделеющее (биологическое). Идеальным человеком, по Платону, является тот человек, у которого разумное начало преобладает. В идеальном государстве, как и в человеке, существует три начала. 1. Совещательное – правители (философы) 2. Защитное – воины (стражи) 3. Деловое – производители (ремесленники, земледельцы) Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела других. На этом основывается наилучшее удовлетворение потребностей (т.к. каждый человек будет лучше заниматься одним делом, чем несколькими одновременно). Такое разделение труда вытекает из природного неравенства людей (миф о том, что при рождении одним людям подмешивается золото, другим – серебро и т.д.; в мифе говорится, что государство погибнет, если им будет управлять железный или медный страж). Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности всех начал во имя целого: 1. Правители (философы) – интеллектуальная элита общества. По Платону, править должны знающие, и править должны именно философы, т.к. они не могут совершать плохих поступков. Существует диктатура правителей. Они являются законодателями, решают все вопросы государственной и общественной жизни, занимаются науками и воспитанием. Власть - это обязанность. В сословие правителей отбираются дети, наиболее способные к умственному труду. Философы обязательно должны пройти военную службу, после которой они обучаются различным наукам, и только по достижении пятидесяти лет становятся правителями. 2. Стражи (воины). В сословие стражей отбираются дети с хорошими физическими данными и преобладающим яростным началом. Задача стражей состоит в защите государства. Стражам строго запрещается прикасаться к деньгам, золоту, серебру и иметь какую-либо собственность (даже жены и дети у них должны быть общими). 3. Производители (торговцы и ремесленники) не должны вмешиваться в вопросы управления или иные сферы деятельности государства. Их главной функцией является обеспечение государства необходимыми благами (пищей, орудиями труда и т.д.). Исходя из вышеизложенного Платон выводит функции государства: 1. Социальная функция (удовлетворение потребностей). 2. Защитная функция. 3. Воспитательная функция (человеку внушается, что интересы государства выше интересов личности). 4. Духовная функция (развитие философии и науки). Платон считал, что превыше всего - благо государства, а не отдельных личностей или социальных слоев (главное, чтобы было счастливо все государство в целом). Идеальное государство, в понимании Платона, - это полис, т. е. небольшой город-государство. Территория полиса не должна быть особо обширной, поэтому завоевательные войны им осуждаются. Войны могли вестись только в целях защиты государства. Война, по Платону, - главный источник частных и общественных бед. Оптимальной формой правления Платон считал аристократию (т.е. власть «лучших», управлять государством должны знающие). Следующей, по предпочтительности, формой правления является тимократия (т.е. власть воинов сословия стражей). Она наиболее близка к аристократии. Такой тип формы правления существовал в Спарте. Вместо разумного начала в таком государстве господствует яростный дух. Такое государство будет вечно воевать. Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит, в результате скопления значительного богатства у частных лиц, к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в управлении. У неимущих зреет ненависть против алчных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии. В целом демократию Платон расценивает как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. Согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания (т.е. власть одного человека). Чрезмерная свобода превращается в чрезмерное рабство. Тирания – наихудший вид формы правления, где царят произвол, беззаконие и насилие. Тирания является неустойчивой формой правления, т.к. у нее отсутствует социальная основа. То, что в прочном государственном строе считают благом и к чему стремятся (в тимократии – военные успехи, в олигархии – богатство, в демократии – свобода), губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним. Таким образом, Платон выделяет пять форм правления: 1. Аристократия – наилучшая. 2. Тимократия. 3. Олигархия. 4. Демократия. 5. Тирания – наихудшая. Особенностью учения Платона является отсутствие монархии как формы правления. Платон выступает против крайностей богатства и бедности, за умеренность и средний достаток. В идеальном государстве должен быть преодолен раскол на богатых и бедных. Частной собственности в идеальном государстве не должно быть («Никто не может обладать частной собственностью, если в том нет крайней необходимости»). Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Необходимые припасы все получают от третьего сословия. Особое отношение к собственности должно быть у стражей. Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуется на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Живут и питаются они сообща, как во время походов. Семьи, в обычном смысле, для двух первых сословий не существует. Решающее значение для идеального государственного устройства, по Платону, имеет введение для стражей общности жен и детей. Детей воспитывает государство. Вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда, да и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства.
12. ПРОЕКТ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ДИАЛОГЕ «ЗАКОНЫ». К позднему творчеству Платона относится диалог «Законы». В нем отсутствует Сократ в качестве героя. В «Законах» Платон рисует «второй по достоинству» государственный строй. Основная ставка делается на детальные и суровые законы, которые жестко регламентируют все сферы жизни общества и государства в целом. Основные отличия второго государства от первого, изображенного в «Государстве», состоят в следующем: 1. Во втором по достоинству государстве допускается, что «граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов». А в первом государстве рабов как таковых не было (люди третьего сословия были свободными). 2. Различия в системе органов государственного управления. 3. В проекте второго государства основная ставка делается на жесткие законы, регламентирующие публичную и частную жизнь людей. В остальных вопросах первое и второе государства сходны. Сходство состоит в том, что: 1. Остается отрицательное отношение к частной собственности. 2. Во втором, как и в первом государстве не должно быть крайностей бедности и богатства. 3. Стремление к коллективизму и единомыслию. 4. Внушение гражданам представлений о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и законов. Основное отличие второго государства от первого, изображенного в «Государстве» состоит в следующем: 5040 граждан второго государства по жребию получают земельный участок и дом, которыми пользуются на правах владения, а не частой собственности. Надел считается общей собственностью государства. Он переходит по наследству лишь к одному из детей. В зависимости от величины имущества граждане делятся на четыре класса. Предусматривается закон о пределах бедности и богатства. Никто из частных лиц не имеет права владеть золотом или серебром. Ростовщичество запрещено. Исключается всякая роскошь. Выступая за потребительское равенство, Платон подчеркивает, что «часть, предназначенная для господ, ничем не должна быть обильнее остальных двух частей, предназначенных для рабов, а равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны и в отношении качества». Политическими правами обладают только граждане. Граждане равноправны, но сам принцип равенства трактуется Платоном аристократически – в виде требования «геометрического», а не простого «арифметического» равенства. «Ибо для не равных, - замечает Платон, - равное стало бы не равным, если бы не соблюдалась надлежащая мера». Быт второго государства как и первого, пронизан стремлением повсюду насаждать единомыслие и коллективизм. Хотя индивидуальная семья существует, однако весь процесс воспитания регламентирован законами и находится в руках многочисленных должностных лиц. Женщины равноправны с мужчинами, хотя не входят в число высших правителей. Во главе идеального государства Платона стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет. Находиться у власти можно не более 20 лет. Полномочия правителей обширны, но они, прежде всего, «стражи законов». Значительная власть находится в руках выборного Совета, который состоит из 360 членов, по 90 человек от каждого класса. Мельком упоминается о наличии народного собрания, причем к посещению его обязываются (под страхом наказания) лишь граждане первого и второго классов. Для граждан третьего и четвертого классов посещение народного собрания не обязательно. Предусматривается также избрание множества гражданских и военных должностных лиц. Все кандидаты на должности проходят докимасию – своеобразную проверку правомерности их претензий. Кроме перечисленных высших органов государства, Платон предлагает создать еще один, по существу, надгосударственный орган – особое «ночное собрание» из 10 самых мудрых и престарелых стражей закона, которым вручается судьба государства: а) «Ночное собрание» б) 37 правителей в) «Стражи законов» г) Совет 360 д) Государственные и военные должностные лица е) Народное собрание Лучшей формой правления Платон считает смешанную форму правления, которая включает элементы аристократии, олигархии и демократии. Анализируя правовую сферу государства, Платон выделяет требования к законам: 1. Законы имеют божественное происхождение. 2. Законы должны быть вечными и неизменными. 3. Законы должны быть справедливыми. 4. Законы должны быть суровыми (допускалось применение смертной казни). 5. Не допускаются пробелы в законодательстве. 6. О чем закон молчит, то он запрещает. Платон рекомендует законодателю придерживаться умеренности, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой – свободу управляемых. При составлении законов учету подлежат также география местности, климат, почва и т.п. «Не возможно, - подчеркивает Платон, - устанавливать законы в разрез с местными условиями». Придавая большое значение разработке теории закона, Платон пишет: «Ведь из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах». На страже законов стоит правосудие. Всякое государство, замечает Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом. Правосудие, однако, не является в его понимании какой-то самостоятельной властью и обособившейся государственной функцией. Каждый правитель в определенных случаях выступает как судья. К общему отправлению правосудия должны быть, по его мнению, причастны и все граждане государства.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 6738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |