КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение Г. Гроция о государстве и праве
ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ГУГО ГРОЦИЯ. Гуго Гроций (1583-1645) – выдающийся голландский юрист и политическиймыслитель, один из основателей школы естественного права. Гроцию суждено было ссамого раннего возраста возбуждать всеобщее удивление своими редкими способностями.О нем недаром говорили, что он родился взрослым. Восьми лет он уже сочинял латинскиестихи, двенадцати – вступил в университет, в четырнадцать защищал к общемуизумлению присутствующих ряд тезисов по юриспруденции, математике и философии.Шестнадцати лет он получил степень доктора в одном из французских университетов, апрежде чем написать что-нибудь крупное, он был уже известен как человек редкихдарований, как «чудо из Голландии», как назвал его однажды французский король ГенрихIV, которому он был представлен. Слава его предупредила славу его сочинений ипредопределила их судьбу. Г. Гроций – автор более 90 произведений. Его основной труд - «О праве войны имира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а такжепринципы публичного права» (1625), в котором ученые всех стран находилисистематическое изложение всех основных начал правоведения. В правовой теории Гроций, являясь сторонником предложенного еще Аристотелемделения права на естественное и волеустановленное, считает, что в юриспруденцииследует различать «естественную, неизменную часть» и «то, что имеет своим источникомволю». Естественное право при этом определяется как «предписание здравого ума».Согласно этому предписанию то или иное действие – в зависимости от его соответствияили противоречия разумной природе человека – признается либо морально позорным,либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качествеоснования и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного(недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного(людьми или богом) предписания (дозволения или запрета). Позитивное (волеустановленное) право вытекает из естественного права и являетсяправом постольку, поскольку не противоречит естественному праву. Позитивное правоявляется средством реализации требований естественного права вовнутригосударственной жизни и в международном общении. «Право не получает своеговнешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь». В трактовке причин возникновения государства Гроций является сторонникомтеории общественного договора. По его мнению, при переходе от «естественногосостояния» к «гражданскому обществу» и государству следует, что в сфере политики кправовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (ицелесообразности). Положение о том, что люди принуждаются своего рода силой к соблюдениюсправедливости, подчеркивает он, «относится только к тем установлениям и законам,которые должны способствовать осуществлению права на деле; так что многие сами посебе слабые, желая избегнуть угнетения со стороны более сильных, чем они,объединяются для установления и соблюдения общими силами правосудия, чтобы, небудучи в состоянии порознь равняться силами с могущественными, одолеть их сообща».Только в таком смысле, подчеркивал Гроций, можно признать правильным изречение:«право есть воля сильнейшего». По своему социальному смыслу государство в трактовкеГроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых иугнетенных против сильных и могущественных. Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как«естественное состояние». В этом состоянии отсутствовала частная собственность, людипребывали в «великой простоте», находились между собой «в некоей чрезвычайнойвзаимной приязни» и пользовались «общностью имущества». Появление частнойсобственности, необходимость ее защиты привели к тому, что «люди объединились государство». Государство, следовательно, является, по Гроцию, чисто человеческимустановлением, хотя оно и было, потом одобрено богом как благодетельное длячеловечества. «Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенныйради соблюдения права и общей пользы». Сущность государства состоит в том, что это – власть, действия которой неподчинены никакой другой: власти и не могут быть отменены по усмотрению чужойвласти. Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство вцелом (как «совершенный союз»), носителем же власти в собственном смысле может бытьодно или несколько лиц. Форма правления не имеет существенного значения: «народ может избрать любойобраз правления, ибо тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зренияпреимуществ его формы, о чем суждения людей весьма расходятся, но с точки зренияосуществления в нем воли людей». Вместе с тем очевидны как его отрицательноеотношение к тирании (которое основано на насилии и где отсутствует правопорядок), таки предпочтение, отдаваемое единоличной и аристократической формам правления. Гроций не отрицает саму возможность суверенитета народа (принадлежности емуверховной власти), однако в своих трудах опровергал, что «верховная власть всюду и безизъятия принадлежит народу, так что государей, которые злоупотребляют своей властью,следует низлагать и карать». Права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения обучреждении государства и гражданской власти. Гроций допускает право подданных насопротивление властям, но лишь в случае крайней необходимости и при условии, есливооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинитвеличайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных. Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: «поприроде каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки». Незапрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе неозначает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что «справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение».
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |