Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Товарные знаки. Основные понятия




Контрольные вопросы.

Контрольные вопросы.

Материалы, поясняющие сущность промышленного образца

Чертежи, схемы и поясняющие рисунки представляются на отдельном листе, в правом верхнем углу которого рекомендуется приводить название промышленного образца.

Чертежи, схемы и поясняющие рисунки не приводятся в описании и перечне существенных признаков промышленного образца.

Конфекционная карта (образец текстильных, трикотажных материалов, кожи, фурнитуры, отделки и т.п., рекомендуемых для изготовления изделия) представляется в том случае, если промышленный образец относится к изделиям легкой и текстильной промышленности. Образец материалов с повторяющимся рисунком (декоративных материалов, ковров, тканей и др.) представляется в размере раппорта рисунка.

 

1. Продолжите фразу промышленный образец это - …...

2. Определите состав заявочных материалов на промышленный образец.

3. Перечислите критерии патентоспособности промышленного образца.

4. Составьте структуру описания промышленного образца..

5. Какие виды пошлин установлены на полезную модель.

6. Приведите пример перечня существенных признаков промышленного образца.

 

VI. ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Патентные исследования (ПИ) - исследования технического уровня и тенденций развития объекта техники, их патентоспособности и патентной чистоты на основе патентной и другой научно-технической информации.

Патентные исследования включают поиск, отбор и систематизацию источников научно-технической и патентной документации, последующий анализ и синтез которых позволяют принять правильное решение или сделать правильный выбор на различных этапах создания объекта техники (далее ОТ). Это могут быть решения прогнозного характера при исследовании задач перспективного планирования, результаты патентных исследований позволяют определить наиболее перспективное направление в изучаемой отрасли или виде техники, дать объективную оценку техническому уровню разработанной техники и технологии и определить пути достижения поставленной цели - осуществлять собственную разработку или заимствовать технические решения путем закупки лицензий, принять решение о патентовании, продажи лицензии, поставки на экспорт, экономические аспекты реализации технического решения.

Результаты патентных исследований оформляются в виде отчета, справки о поиске, патентного формуляра и пр. Порядок проведения патентных исследований определяет ГОСТ Р 15.011-96, а также были разработаны "Методические рекомендации по проведению патентных исследований" /Государственный Комитет СССР по делам изобретений и открытий/. Сейчас эти нормативные документы носят рекомендательный характер.

Все виды работ по ПИ по содержательной направленности могут быть объединены в 4 группы: анализ тенденций и перспектив развития техники, исследование мирового и национального научно-технического уровня в соответствующей отрасли техники; исследование новизны технических решений, заявляемых или незаявляемых в качестве изобретений, промышленных образцов; исследование патентной чистоты ОТ; исследование патентно-лицензионной ситуации при определении целесообразности патентования и продажи лицензий, а также операций по экспорту.

Проведение патентных исследований включает этапы: разработка регламента поиска информации; поиск и отбор патентной и другой научно-технической документации; систематизация и анализ отобранной документации; обобщений результатов и составление отчета

Разработка регламента - важный этап, от которого зависит достоверность отчета в целом, так как регламент ограничивает область проведения поиска по фондам патентной, научно-технической и конъюнктурно-экономической информации. Регламент - это план поиска. Он состоит из определения вида исследований, вида поиска, глубины

(количества лет) и широты (перечня стран), которыми ограничивают объем поиска. В регламент входит также выбор источников информации, по которым будет вестись поиск аналогов объекта работы.

На этом этапе определяется предмет поиска, его классификация по МПК, НКИ, МКПО, УДК, определение стран поиска, фирм, определение ретроспективы или глубины поиска, выбор источников информации.

 

 

ФОРМА РЕГЛАМЕНТА ПОИСКА

Регламент поиска №_____

_____________________________

дата составления регламента

 

 

Наименование работы (темы)________________________Шифр работы (темы)________________________

Номер и дата утверждения задания___________________________Этап работы________________________

при необходимости

Цель поиска информации (в зависимости от задач патентных исследований, указанных в задании)____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Обоснование регламента поиска ________________________________________________________________

Начало поиска _______________________________Окончание поиска________________________________

 

 

Предмет   Источники информации, по которым будет проводиться поиск    
поиска   патентные НТИ* конъюнкгурные другие    
(объект исследования, его составные части, товар) Страна поиска Наименование Классифика ционные рубрики: МПК (МКИ)*, МКПО*, НКИ* и другие Наименование Рубрики УДК* и другие Наименование Код товара: ГС*, СМТК*, БТН* Наименование Классификационные индексы Ретро-спектив-ность Наименование информационной базы (фонда)
                       

Руководитель (руководители) подразделения - _____________________ __________________ ________

исполнителя работы личная подпись расшифровка подписи дата

 

Руководитель патентного подразделения ___________________ ________________ _______

личная подпись расшифровка подписи дата

 

Выбор стран поиска зависит от целей проведения ПИ, уровня развития исследуемой отрасли техники в данной стране, возможной реализации в стране экспортной продукции, продажи лицензий и соответственно предполагаемого патентования, возможного строительства объектов, конкуренции с фирмами, участия на выставках и ярмарках, наличия так называемых информационных барьеров, характеристики систем экспертизы в стране. Собственная страна - обязательная страна поиска.

Глубина поиска зависит от задач ПИ. При определении тенденций и прогнозировании глубина поиска должна соответствовать периодам сменяемости поколений техники и не должна быть меньше периода упреждения информации. При этом необходимо учитывать, что патентная информация имеет период упреждения 10-15 лет, который в свою очередь зависит от отрасли, например в электронной промышленности он существенно ниже, чем в текстильной. Период упреждения конъюнктурно-экономической информации около 5-7 лет.

При определении новизны глубина поиска но менее 50 лет, для новых отраслей - не менее периода их существования, т.е. начиная с времени появления первых патентных публикаций.

При проведении экспертизы ОТ на патентную чистоту глубина поиска равна сроку действия охранных документов в соответствующей стране.

Выбор источников информации осуществляется с учетом задач ПИ. Он зависит от наличия информационных источников в стране, оперативности и хода источников в свет, полноты и характера информации в источнике, наиболее экономичного поиска информации, наличия автоматизированных систем поиска информации.

В зависимости от задач патентных исследований поиск информации имеет свои особенности, но при этом важнейшим условием отбора информации является релевантность предмету и цели поиска, которые определяются регламентом поиска на данном этапе. При отборе информации, например, для исследования технического уровня и тенденций развития определенного вида техники такими критериями могут быть: технические решения, характеризующие принцип действия объектов, предназначенных для выполнения одной и той же функции; технические решения, которые оказывают существенное влияние на технико-экономические показатели объекта; технические решения, которые оказывают существенное влияние на технико-экономические показатели объекта; информация о технико-экономических показателях.

При отборе информации для экспертизы объекта на патентную чистоту первоначально отбираются патенты, содержащие технические решения, непосредственно относящиеся к проверяемому объекту, а затем проводится поиск данных для установления правового статуса отобранных документов и прежде всего для определения, действует или не действует тот или иной патент.

Критерием отбора информации для определения новизны технических решений служит сходство их технической сущности и достигаемого при использовании результата.

При проведении экспертизы объектов техники на патентную чистоту поиск проводят только по фондам патентной документации.

Поиск на новизну проводят по источникам патентной информации и патентно-ассоциируемой информации, непатентная литература, содержащая сведения о научно-технических решениях, которые используются при научно-технической экспертизе заявок на изобретения.

При определении уровня техники и тенденций развития в исследуемой области поиск ведут по всем источников информации /патентной, научно-технической, конъюнктурно-экономическо.

При проведении поиска по источникам патентной информации применяются следующие виды поиска: тематический, именной /фирменный/, нумерационный, поиск патентов-аналогов, поиск для установления правового статуса патентов.

При поиске по источникам научно-технической и коммерческой информации применяют тематический и именной /фирменный/ поиск.

Тематический поиск - поиск предметный, т. е. в соответствии с рубрикой классификации определяется информация на ту же тему.

Именной /фирменный/ поиск выявляет источники, которые объединяет общий автор или фирма. Он проводится с помощью именных указателей и фирменных указателей.

Нумерационный поиск - поиск по номерам патентных документов. Проводится, когда известны номера интересующих патентных документов, с помощью нумерационных указателей.

Поиск патентов-аналогов проводится с целью определения аналогичных патентных документов, выданных на одни и те же изобретения одним и тем же владельцам в разных странах.

Поиск с целью установления правового статуса охранного документа проводится, как правило, после проведения тематического, именного или других видов поиска и имеет целью установить, действуют или нет охранные документы, имеющие отношение к предмету поиска. Источником для такого поиска служат патентные бюллетени.

Экспертиза на патентную чистоту существенно отличается от экспертизы на новизну (патентоспособность) как по целям, так и по методике ее проведения. Основные различия заключаются в следующем (см. таблицу).

 

Экспертиза на патентную чистоту Экспертиза на новизну (патентоспособность в России)
Проверяется объект в целом, причём оценке подвергаются все (или большинство) реализованных в нем технических решений. Проверяется только данное техническое решение (предполагаемое изобретение).
Экспертиза ведется по каждой стране в отдельности. Экспертиза ведется безотносительно к каким-либо странам (насколько возможно по всем странам).
Принимаются во внимание патентные законы, правила и судебная практика всех стран, в отношении которых ведется экспертиза. Во внимание принимается только патентное законодательство России.
Цель экспертизы — выявить использованные в объекте признаки запатентованного изобретения, несмотря на имеющиеся отличия в других признаках. Цель экспертизы — выявить отличия проверяемого технического решения от прототипа, несмотря на имеющиеся общие признаки.
Во внимание принимаются только действующие в данной стране патенты исключительного права Во внимание принимаются любые доступные источники, порочащие по закону новизну изобретения.
Экспертиза не заканчивается до тех пор, пока не просмотрены все без исключения действующие патенты исключительного права в данной стране (сплошной или исчерпывающий поиск). Экспертиза может быть закончена, как только найден хотя бы один источник, порочащий новизну заявленного изобретения (выборочный поиск).
Глубина поиска патентов во времени определяется сроком их действия в длиной стране и не должна превышать этого срока. Глубина поиска по времени не связана со сроком действия патентов и, как правило, превышает его.
При изучении патента основное внимание уделяется выявлению объема прав из патента. Выявление объёма прав не производится (большинство источников известности, кроме патентов, вообще исключительных прав не устанавливает).
Ошибки и неточности могут привести к значительному материальному ущербу, что делает экспертизу весьма ответственной. Ошибки и неточности легко устранимы на последующих стадиях экспертизы (возражения заявителя, протесты третьих лиц и т. д.).

 

Результаты поиска заносятся в таблицы (Приложение 1)

 

 

1 Назначение патентных исследований?

2 Сформулируйте цель патентного исследования

3 Структура регламента патентного поиска

4. Какой законодательный документ является основой патентных исследований?

5. Зачем нужен отчет о проведенном патентном исследовании?

 

Основными документами, регламентирующими процессы регистрации и использования товарного знака являются Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее Закон ТЗ) и «Правила составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания» (далее Правила ТЗ).

В соответствии со ст.1 Закона ТЗ «товарный знак и знак обслуживания – обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц». При этом товарный знак и знак обслуживания уравнены в правах. Несмотря на то, что в экономической литературе все чаще встречаются такие понятия, как логотип, торговая марка, слоган и т.д., необходимо понимать, что в рамках Закона – это все товарные знаки.

Обладателем товарного знака может являться только юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и зарегистрированное в налоговом органе.

Свидетельство, выдаваемое на зарегистрированный товарный знак, удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и выдается сроком на 10 лет с возможности продления срока его действия каждый раз на 10 лет пока существует в этом необходимость.

У правообладателя есть два права в отношении зарегистрированного товарного знака: использовать и запрещать использование товарного знака другими лицами.

Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:

-на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

-при выполнении работ, оказании услуг;

-на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

-в предложениях к продаже товаров;

-в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

Разрешение использовать товарный знак должно быть подтверждено лицензионным договором, который в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в Федеральном органе по интеллектуальной собственности.

Существует несколько видов товарных знаков: словесные, изобразительные, объемные и т.д. К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания. Примеры словесных товарных знаков – АВТОВАЗ, КАМАЗ, ВИОЛЛЕ, ДВОРЦОВАЯ и т.д.

К изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости.

 

Примеры изобразительных товарных знаков:


 

Примеры комбинированных товарных знаков:

 



К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур В качестве объемных товарных знаков могут быть зарегистрированы тара, упаковки, бутылки, флаконы и т.д.

При этом товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете, в т.ч. и черно-белом.

В соответствии с Законом существуют абсолютные и относительные основания для отказа в регистрации товарного знака.

Абсолютные основания (ст.6 Закона). Товарный знак не будет зарегистрирован, если он не обладает различительной способностью (например, состоят только сочетаний букв или цифр) или состоит только из элементов:

- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров

определенного вида (целлофан,граммофон, экскалатор);

являющихся общепринятыми символами и терминами (змея для медицины, шестеренки для машиностроения); характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта; представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров (бутыль, оригинальная упаковка). В тоже время эти элементы могут быть включены в товарный знак, как недоминирующие.

В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, или сходных с ними до степени смешения обозначений.. Такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа. Для включения гербов или других элементов геральдики несводимо разрешение Геральдического совета, включение название города не требует особого разрешения. Например, для включения в товарный знак обозначения пяти олимпийских колец необходимо разрешение Международного олимпийского комитета.

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя (например, подача российским производителем заявки на товарный знак с изображением Эйфелевой башни);противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали (череп с аббревиатурой МВД).

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смещения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

Иные основания для отказа (ст.7 Закона).

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Законом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками в отношении однородных товаров.

При этом под сходством понимают полное совпадение обозначений. А сходство до степени смешения предполагает некоторое отличие (Comett-Comet)

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с настоящим Законом, за исключением случаев, если эти обозначения включены как неохраняемые элементы в товарные знаки, регистрируемые на имя лиц, имеющих право пользования такими наименованиями (например, товарный знак ХОХЛУМА).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.