Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Либеральная политическая мысль




Основные направления развития российской политической мысли

С XVII века влияние религиозного мировоззрения на развитие политической мысли начинает ослабевать, она становится более самостоятельной. Это стало следствием влияния идей французского Просвещения, хотя в России оно было относительным. Многие идеи просвещения, такие как теория разделения властей, идея общественного договора, естественные права личности и т. д., не смогли тогда пустить прочные корни в российском общественном сознании. Тем не менее, процессы рационализации и демократизации политической мысли, её сближения с наукой постепенно набирали силу. Это выразилось, прежде всего, в том, что власть перестала рассматриваться как исключительно божественный дар.

Так, сторонники просвещённого абсолютизма В. Н. Татищев (1686-1750), И. Т. Посошков (1652-1726) и другие трактовали государство как средство обеспечения общего блага, как главное условие сохранения жизни и продолжения рода человеческого. Государство, согласно их теории, внимает разуму подданных, правит, опираясь на хорошо разработанный и строго соблюдаемый свод законов. В то же время, верховный носитель власти (монарх) по-прежнему ставился над гражданами и сословиями, и любые действия его оправдывались. Сам правитель рассматривался как просвещённый монарх, правитель-мудрец.

Сподвижник Петра I, церковный деятель Феофан Прокопович (1681-1737) пытался соединить идею божественной сущности власти с её разумным использованием по реализации естественных прав народа. Он рассматривал государство как результат сознательного объединения людей: по внушению Бога народ передал власть монарху. Таким образом, Бог поставил монарха выше народа и закона, и никто не вправе ограничить его власть или расторгнуть договор между монархом и народом. Лучшей формой правления Феофан Прокопович признавалабсолютную монархию. Последняя, по его мнению, может быть либо наследственной, либо выборной. Ф. Прокопович считал, что более эффективна наследственная форма, поскольку правящий монарх стремится передать своему наследнику процветающее государство.

Тем не менее, под влиянием идей Просвещения нарастала критика концепции просвещённого абсолютизма. На волне критики абсолютной власти родилась идея её ограничения, введения принципов конституционализма и парламентаризма. В политической мысли России конца XVIII – начала XX веков можно выделить три основных направления:

1. Либеральное.

2. Консервативное.

3. Радикальное.

Либерализмкак политическая идеология исходит из верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества. Но поскольку социально-экономические (наличие самостоятельного хозяйствующего индивида; а также среднего класса) и политико-правовые (гражданское общество, верховенство права и закона) условия для развития либерализма в России отсутствовали, то и влияние его на российскую политическую мысль было ограниченным.

Однако многие теоретические положения классического западного либерализма были взяты на вооружение различными сословиями, организациями, движениями. До отмены крепостного права в России (1861) использование либеральных идей о свободе личности неизбежно приводило к острым конфликтам с самодержавием. Так декабристы, представлявшие собой радикально реформаторскую часть дворянства, в обосновании необходимости демонтажа самодержавия исходили из теории естественного права, отстаивании права каждого человека на жизнь, свободу и собственность, равенство всех перед законом. Более того, они использовали идею разделения властей при разработке основ формирования институтов государственной власти.

Только после отмены крепостного права (1861) и других реформ Александра Освободителя, носивших по своей сути либеральный характер, ориентация на западные ценности приобрела масштаб широкого идейно-политического и общественного движения, получившего название «западничество». Это течение политической мысли исходило из идеи общности исторических судеб России и Запада. Вместе с тем российский либерализм не был однородным, он был представлен несколькими направлениями.

Основателем охранительного либерализма был профессор права Б. Н. Чичерин (1828-1904). Активно развивая либеральную идею правового государства, он выступал за верховенство закона, ограничивающего всякую власть. Однако он не разделялидею о естественных неотчуждаемых правах, поскольку считал, что их утверждение может привести к анархии. Он полагал, что права даются государством. Его политическим идеалом была конституционная монархия, созданная путём заимствования принципов и политических институтов на Западе.

Профессор Московского университета П. И. Новгородцев (1866-1924)развивал идею социального государства, которое гарантирует каждому гражданину право на достойное человеческое существование. По его мнению, свобода возможна лишь при наличии необходимых материальных условий. П. И. Новгородцев был одним из основателей Конституционно-демократической партии России (партии кадетов).

Новым мощным импульсом для либеральных идей в России стало принятие в 1905 г. «Манифеста 17 октября» в котором народу даровались «незыблемые гражданские свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы, совести, слова, собраний и союзов», а также выборы в Государственную Думу, заложившие основы российского парламентаризма и партийно-политической системы. Несмотря на то, что Думская монархия 1906-1917 гг. так и не переросла в настоящую демократию, она стала важной вехой для будущего. Говоря о демократических традициях России нельзя не вспомнить и выборы в Учредительное собрание 12 (25) ноября 1917 г., ставшие первыми всеобщими равными тайными выборами (то есть соответствующими всем современным стандартам демократии) в нашей стране.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.