КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основным законодательными актами о коммерческой тайне являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»
Информация признаётся составляющей коммерческую тайну при наличии следующих признаков: - информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам; - отсутствует свободный доступ к информации; - обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности. Меры по охране коммерческой тайны указаны в ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне» и подразделяются на организационные и правовые. Наряду с этими мерами обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности (доступности, скрытности, имитостойкости) этой информации, и другие, не противоречащие законодательству РФ меры. Таким образом, следует понимать, что технические меры защиты информации хотя и включаются в понятие режима коммерческой тайны, но являются дополнительными по отношению к организационным и правовым. На практике, в законодательстве и в литературе наряду с термином «коммерческая тайна» используется и ряд близких по смыслу: производственная тайна, деловая конфиденциальная информация, промышленная тайна, секрет производства, ноу-хау, секрет промысла, торговый секрет, секрет фирмы и др. На основе положений ФЗ «О коммерческой тайне» следует уметь определять соотношение данных понятий. Рассматривая основные субъекты правоотношений в области коммерческой тайны, следует рассмотреть определение обладателя сведений, составляющих коммерческую тайну. Определяя его права и обязанности, надо уяснить, что отнесение информации к коммерческой тайне – не обязанность, а право её обладателя. Все сведения, в отношении которых не установлен законодательный запрет на отнесение к коммерческой тайне, можно включить в состав закрытой (инсайдерской) информации в организации. Право определения конкретного перечня и состава такой информации принадлежит её обладателю. Исключение составляют прямо указанные в законе сведения, которые запрещено относить к коммерческой тайне (ст. 5), и прямо указанные в законе сведения, которые относятся к коммерческой тайне (например, содержание регистров бухгалтерского учёта и внутренней бухгалтерской отчётности в соответствии с частью 4 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте»). Следует рассмотреть основные права (использовать информацию, составляющую коммерческую тайну самому; передавать её другим лицам для использования; защищать установленными законом способами) и обязанности (предоставление информации, составляющей коммерческую тайну органам государственной власти и местного самоуправления; охрана конфиденциальности информации) обладателя сведений, составляющих коммерческую тайну. Надо изучить особенности охраны таких сведений в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений. Рассматривая обязанность органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления создавать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, следует руководствоваться также нормами Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 15). Исключением из запрета передачи должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными или муниципальными служащими другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшей известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, является предусмотренная обязанность предоставления этой информации по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве. Необходимо знать, какую административную, уголовную и дисциплинарную ответственность предусматривает действующее законодательство за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, а также за непредставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну. Правовое регулирование отношений в области персональных данных. Правовыми основами института персональных данных являются положения Конституции РФ о праве каждого на личную тайну (ст. 23) и недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24). Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. Развивая законодательство в духе данной Конвенции, был принят Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», определяющий правовой институт персональных данных. Изучая данный учебный вопрос, следует уяснить цели правового регулирования отношений, возникающих при работе с персональными данными, раскрыть содержание понятия персональных данных, сформулировать принципы и условия переработки персональных данных, проанализировать особенности переработки специальных категорий персональных данных (касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, судимости и др.), биометрических персональных данных и персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах. Раскрывая статус субъекта персональных данных, необходимо охарактеризовать его права (получение сведений об операторе персональных данных; получение информации, касающейся характера, сроков и целей переработки; доступ к своим персональным данным, их уточнение, блокирование или уничтожение; обжалование действий оператора) и основания их ограничения. Правам субъекта персональных данных корреспондируют обязанности оператора. Необходимо раскрыть обязанности оператора при сборе персональных данных, по обеспечению безопасности при переработке персональных данных, по информированию субъекта персональных данных, по устранению нарушений законодательства, допущенных при переработке персональных данных. В целях организации контроля и надзора за соответствием переработки персональных данных требованиям законодательства функции уполномоченного органа по правам субъектов персональных данных возлагаются на Федеральную службу по надзору в сфере связи Министерства связи и массовых коммуникаций (см. «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи», утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 318). Следует также уяснить, какую гражданскую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность предусматривает действующее законодательство за нарушение законодательства о персональных данных. Правовые проблемы в сфере электронного документооборота. Вопросы, касающиеся создания системы электронного документооборота, поднимаются в ряде концептуальных российских документов, в которых определены основные тенденции социально-экономического развития. В первую очередь это касается Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)», утв. постановлением Правительства РФ от 28января 2002 г. № 65. В течение 2005 – 2010 гг. осуществлялось комплексное внедрение системы электронной торговли в сфере поставок продукции для государственных нужд на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, стандартизированного документооборота и систем обеспечения информационной безопасности. В результате доля электронного документооборота в общем объёме документооборота возросла до 65% внутри ведомств и до 40% в межведомственном документообороте. Основным нормативным документом, регламентирующим вопросы электронного документооборота в России, является Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», который разработан во изменение Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», разработанного в соответствии с модельным законом «Об электронной цифровой подписи», принятым в г. Санкт-Петербурге 9 декабря 2000 г. на 16-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. Изучая данный закон, следует уяснить понятия электронного документа, электронной подписи (простой, усиленной, квалифицированной – КЭП), закрытого и открытого ключей КЭП (аналога электронно-цифровой подписи – ЭЦП), средств КЭП и правовые условия использования КЭП (ЭЦП) в электронных документах, при соблюдении которых КЭП (ЭЦП) в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Анализируя правовые проблемы электронного документооборота на корпоративном уровне, следует обратиться к положениям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который позволяет организациям легитимизировать фактически используемые технологии электронного документооборота. Это осуществляется посредством утверждения стандартов организаций, которые в соответствии со ст. 17 данного закона могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях совершенствования производства и повышения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. Положения Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» нашли отражение и развитие в различных ведомственных нормативных актах, посвящённых вопросам создания информационных систем. В частности, Центральный банк РФ (Банк России) создал собственную крупномасштабную корпоративную систему электронного документооборота «АСБР-Москва», работа которой регламентируется «Положением об электронной информационной системе Банка России», утв. Приказом ЦБ РФ от 4 августа 2005 г. № 274-П. Электронный документооборот активно используется и в области налоговых отношений. В начале 2002 г. вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся соответствующих форм отчётности в электронной форме. Теперь налогоплательщик может направить налоговую декларацию в налоговый орган по каналам связи, а налоговый орган обязан передать налогоплательщику в электронном виде квитанцию о приёмке. Днём представления декларации по каналам связи считается день представления отчётности в электронном виде (см. Федеральный закон от 28 декабря 2001 г. № 180-ФЗ «О внесении изменения в статью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Федеральный закон от 23 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» устанавливает право организации представлять в электронном виде бухгалтерскую отчётность. Правление Пенсионного фонда России (ПФР) 26 января 2001 г. приняло Постановление № 15 «О введении в системе ПФР криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи». В нём регламентировано использование средств криптографической защиты информации в ПФР и возможность присоединения к системе электронного документооборота ПФР страхователей для предоставления конфиденциальных документированных данных о застрахованных лицах только в электронной форме без сопровождения на бумажных носителях. Законодательство об электронной подписи является правовой основой использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (ст. 3, 12 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О ГАС «Выборы»), а также ГАС РФ «Правосудие», ГАС РФ «Управление» и др. С юридической точки зрения, понятие электронного документооборота отличается от понятия электронного обмена данными. В основе первого лежит легитимность (аутентичность, легальность и верифицируемость) – процессуальная допустимость и доказательственная сила электронных документов. Поэтому наряду с совершенствованием ИКТ важную роль в процессе создания инфраструктуры электронного документооборота должна сыграть его законодательная поддержка, суть которой состоит в придании данным, создаваемым и передаваемым электронным способом, юридического статуса документа, в частности, на основе разработки и внедрения унифицированных правовых протоколов (регламентов и процедур) внутри- и межведомственного электронного документооборота. Особенностью изучения данного вопроса является практическое знакомство в компьютерном классе студентов с конкретными программными средствами электронной подписи, реально используемыми в практической деятельности (в частности, на примере автоматизированной системы электронных межбанковских расчётов «АСБР-Москва» Центрального банка РФ). Правовые проблемы электронной экономической деятельности и управления. Раскрывая этот вопрос, следует раскрыть понятие и виды электронной экономической деятельности – электронную коммерцию, электронные государственные закупки, электронные торги и аукционы. Охарактеризовать существующие проблемы электронной экономической деятельности: пробелы в праве и пробелы в налогообложении. Раскрывая вопросы внедрения электронного государства и электронного управления, следует охарактеризовать понятия: «электронное правительство», «электронное правосудие», «автоматизированное судопроизводство», «электронное управление» как базовые структуры наступающего информационного общества. Проанализировать виды систем электронного управления: вертикально интегрированные и горизонтально интегрированные системы электронного управления. Проанализировать особенности федерального электронного управления, субфедерального (регионального) и муниципального электронного управления, отраслевого (по сферам и экономическим или социально-культурным регионам) и функционального электронного управления. Возможности внедрения «электронного правосудия» и «автоматизированного судопроизводства» рассмотреть на модели правовой эргасистемы – системы правового регулирования общественных отношений. Вопросы правового регулирования отношений в сфере использовании ГАС РФ «Выборы» при проведении выборов и референдумов следует раскрыть на основе положений Федерального закона от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О ГАС «Выборы». При изучении вопросов, связанных с ГАС РФ «Правосудие», ГАС РФ «Управление» и др. рекомендуется использовать Интернет-сайты[51] данных систем.
Раздел 2. Правовое регулирование отношений в области средств массовой информации и глобальных телематических сетей Правовое регулирование отношений при создании и распространении массовой информации. Правовая основа подотрасли права массовой информации (медиаправа) заложена в ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу массовой информации и запрет цензуры. Анализируя основные цели правового регулирования информационных отношений в области средств массовой информации (свобода СМИ; их независимость от органов государственной власти и местного самоуправления, от коммерческих структур и финансовых олигархий; достоверность и объективность массовой информации; недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, недопустимость распространения вредной и опасной для личности и общества информации), следует раскрыть содержание принципа свободы массовой информации как необходимой составляющей общего принципа свободы информации и объяснить, что законодатель понимает под злоупотреблением свободой массовой информации. Рассматривая основные субъекты информационных правоотношений в сфере массовой информации, следует дать определение и уточнить правовой статус редакции СМИ (ст. 2, 6, 17, 19, 39), главного редактора (ст. 2, ст. 19, ст. 26), журналиста (ст. 2, 47 – 52), издателя (ст. 2, ст. 21), учредителя (ст. 7, ст. 16, ст. 17, ст. 18) и распространителя (ст. 2, ст. 22)[52]. Следует раскрыть особенности деятельности субъектов информационных правоотношений в системе СМИ и возникающих при этом отношений (распространение массовой информации; отношения СМИ с гражданами и организациями; межгосударственное сотрудничество в области массовой информации). Особо следует остановиться на вопросах освещения средствами массовой информации деятельности органов государственной власти и опубликования нормативных правовых актов. Для освещения вопросов распространения рекламы в СМИ следует проанализировать положения Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Кроме того, следует уяснить, какая уголовная, административная и гражданская ответственность установлена за нарушение законодательства о СМИ. За распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, законодательством установлена гражданская (ст. 152 ГК РФ) и уголовная ответственность. Ответственность за ущемление свободы массовой информации содержится в нормах, касающихся: · воспрепятствования законодательной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции СМИ, а также журналистов (ст. 144 УК РФ); · не предоставления сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25 КоАП РФ); · сокрытия или искажения экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ); · воспрепятствования осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ либо установления незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания (ст. 13.6 КоАП РФ). Ответственность за злоупотребление свободой массовойинформации содержится в нормах Федеральных законов «О средствах массовой информации», «О рекламе», в ст. 56 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», в ст. 64 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»,. Злоупотребление свободой массовой информации имеет место тогда, когда в отношении распространения массовой информации и действий, необходимых для осуществления распространения, нарушаются чьи-либо права и законные интересы, будь то гражданин, юридическое лицо или публичное образование. Следует проанализировать положения об административной ответственности, предусмотренной за различные виды злоупотреблений СМИ: · изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.12 КоАП РФ); · непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13 КоАП РФ); · нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ); · пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП РФ); · нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ст. 7.12 КоАП РФ); · сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ); · нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17 КоАП РФ); · разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.11 КоАП РФ). Уголовная ответственность за преступления в сфере массовой информации содержатся в нормах, касающихся: · разглашения сведений, составляющих личную или семейную тайну (ст. 137 УК РФ); · разглашения сведений о мерах безопасности, принимаемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью (ст. 311 УК РФ); · разглашения данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание (ст. 310 УК РФ); · публичных призывов к развязыванию агрессивной войны (п. 2 ст. 345 УК РФ); · незаконного распространения порнографических материалов или предметов (ст. 242 УК РФ); · нарушения конституционных прав и свобод человека и, главным образом, неприкосновенность частной жизни (ст. 137 УК РФ) вследствие распространения скрытой записи; · распространения информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с политическими убеждениями (ст. 282, 129, 298, 319 УК РФ). В законодательстве о СМИ предусмотрена также ответственность за: · учреждение СМИ через подставное лицо, получение свидетельства о регистрации обманным путём (ст. 32 Закона о СМИ); · скрытую уступку лицензии (п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о СМИ); · уклонение от повышенного регистрационного сбора, который установлен для СМИ, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного или эротического характера (п. 3 ч. 3 ст. 13 Закона о СМИ); · незаконное изготовление продукции СМИ без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности (ст. 13.21 КоАП РФ); · предъявление регистрирующим органом при регистрации требований, не предусмотренных в законе (ст. 1069 ГК РФ); · воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ либо установление незаконных ограничений на розничную продажу периодического печатного издания (ст. 13.16 КоАП РФ), распространение продукции без разрешения на выход в свет (ст. 192 ТК РФ), осуществление вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных условий; · осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (ст. 14.1 КоАП РФ); · нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17 КоАП РФ); · нарушение правил распространения рекламы (ст. 14.3 КоАП РФ); · нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22 КоАП РФ); · создание искусственных помех, препятствующих уверенному приёму радио- и телепрограмм (ст. 13.18 КоАП РФ). Правовые проблемы в сфере глобальных телематических сетей. ГТС Интернет и другие глобальные сети («Релком», «Ситек», «Sedab», «Remart» и др.). Правовая характеристика глобальных сетей (неопределённость правового статуса, массовость и географическая распределённость доступа, экстерриториальность и коллективность «сетевого» использования информационных объектов (включая объекты интеллектуальной собственности), размещённых в ГТС, практическая сложность установления нарушителя, нечёткость определения применимой юрисдикции, необязательность регистрации информационных объектов авторских прав и др.). Понятие «виртуальность» – воображаемое (возможно, для некоторых определённых целей), не существующее в действительности, а созданное лишь человеческой мыслью, либо сымитированное (сэмулированное) – объект, субъект, категория, отношение, действие и др. при помощи других объектов или компьютера. Пример «виртуальной реальности» (воображаемой действительности) – киберпространство, представляющее ноосферу[53], второй мир как «внутри» компьютеров, так и «внутри» телематических сетей. Основными объектами информационных правоотношений в ГТС являются информационные системы, информационные службы (сервисы), информационные продукты и услуги, информационно-телекоммуникационные технологии, составляющие инфраструктуру ГТС. Субъектов, действующих в среде ГТС, можно классифицировать на: - создающих инфраструктуру ГТС и обеспечивающих её расширение и развитие; - представляющих услуги по пользованию ГТС; - пользователей ГТС. Возникновение ГТС привело к появлению немалого количества информационно-правовых проблем в этой сфере. Среди основных правовых проблем регулирования информационных отношений в ГТС Интернет и других глобальных сетях сегодня выделяют защиту интеллектуальных прав, распределение доменных имен, спам, борьбу с киберпреступностью, обеспечение информационной безопасности. В частности, в инфосфере сети Интернет имеют место многочисленные факты нарушения интеллектуальной собственности,т.е. интеллектуальных (авторских, смежных, изобретательских, патентных и др.) прав, включающих исключительные имущественные права(право коммерческого использования, право на воспроизведение, право отчуждения, право передачи по наследству и др.), личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на обнародование, право на неприкосновенность и на защиту произведения и др.) и иные права (право на вознаграждение, право доступа, право следования и др.)на результаты интеллектуальной (включая творческую) деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (лиц, товаров, услуг и др.). Это обусловливает актуальность многоаспектной проблемы их эффективной защиты, включая правовую проблему доказывания нарушения интеллектуальных прав на соответствующие информационные объекты интеллектуальной собственности, размещённые и распространяемые в сети Интернет. Для решения многих информационно-правовых проблем в инфосфере ГТС требуется изменение российского законодательства. Например, проблема распределения доменных имен, состоящая в возможной регистрации доменного имени, сходного до степени смешения с чужим товарным знаком или фирменным наименованием, нашла свое отражение в поправках к закону РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Актуальной проблемой в инфосфере ГТС Интернет является также правовой запрет спамерской деятельности. Помимо назойливости спам -сообщений, генерируемый ими трафик причиняет реальные убытки как рядовым пользователям почтовых ГТС-сервисов, так и ГТС-провайдерам[54]. Первым законодательным шагом в борьбе с этим, безусловно, вредным явлением стало принятие нового Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ, который регулирует распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи (ст. 18). По общему правилу лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причинённого здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда (п. 2 ст. 38 ФЗ «О рекламе»). Наиболее эффективными средствами борьбы со спамом на данном историческом этапе следует признать меры административного воздействия на спамеров, предусмотренные в ст. 14.3 КоАП РФ. Особенностью изучения данного вопроса является практическое знакомство в компьютерном классе студентов с конкретными программными средствами (сетевыми электронными базами данных и знаний, современными системами компьютерной симуляции, информационно-справочными правовыми системами – СПС, сервисами ГТС Интернет и др.) и их использованием для решения юридических задач оперативного поиска, анализа и интерпретации необходимого законодательства.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Информационное право» предназначена для более глубокого усвоения пройденного учебного материала и изучения основных элементов законодательного и организационно-правового обеспечения внедрения и использования современных информационных ресурсов (систем, средств, технологий) и в общественно-производственной и профессиональной деятельности. В отведённое для самостоятельной работы учебное время следует внимательно ознакомиться с содержанием данного Учебно-методического комплекса, получить в библиотеке основную литературу, найти с помощью СПС нормативные правовые акты, рекомендуемые для самостоятельного изучения и конспектирования. Самостоятельное изучение (в течение 6 часов) содержания учебных разделов дисциплины и совершенствование (4 часа) навыков работы с изучаемыми СПС и сервисами ГТС Интернет (в компьютерном классе или дома) целесообразно в ходе семестра сразу после соответствующих аудиторных занятий и в строгом соответствии с учебными вопросами учебной программы. Самостоятельно следует выполнить пять персональных ДКЗ при подготовке к семинарам (включая самостоятельное изучение и конспектирование нормативных правовых актов и подготовку докладов и сообщений, рекомендованных преподавателем к семинарским занятиям). При конспектировании обратить внимание на правовые дефиниции, вновь водимые информационно-правовые нормы, оценить и отметить достоинства, возможную противоречивость и недостатки законодательных положений. Кроме того, особое внимание следует обратить на правовые аспекты внедрения и использования современных информационных ресурсов, включая юридическую значимость и организационно-правовые механизмы обеспечения защищённости информации, циркулирующей в АИС, базирующиеся на применении электронной подписи. Самостоятельно следует выполнить также два персональных ЗКЗ (компьютерная презентация[55], тезисы доклада, статья, учебно-исследовательская разработка, реферат[56],) по тематике двух соответствующих изучаемых разделов (зачётных дидактических единиц). В часы, отведённые для НИРС (10 часов), целесообразно подготовить научную статью для апробации на Ежегодной итоговой научной конференции студентов Российской академии правосудия (традиционно проводится в апреле месяце) на заседании секции «Информационное право». Лучшие работы могут быть рекомендованы для публикации в сборнике конференции.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |