Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Календарно-тематический план




Краткое описание дисциплины

Курс «история психологии» является составной частью профессиональной подготовки студентов направления «Психология и педагогика». Он является связующим звеном между учебными дисциплинами «Общая психология», «Психология личности», «Практическая психология». Содержание дисциплины «История психологии» включает знакомство студентов с различными теориями исторического пути и закономерностям развития психологии.

Цель преподавания дисциплины: ознакомление студентов c отечественной и зарубежной психологией от античности до настоящего времени;

Задачи изучения дисциплины:

  • систематизация знаний об определение предмета истории психологии, ее основных методологических проблем;
  • совершенствование понимания логики психологических идей в рамках философских учений о душе и сознании;
  • формирование собственной точки зрения студента на особенности проблемы история психологи» как самостоятельной науки
  • развитие системы представлений о возможностях применения различных теорий в психологической практике.

3. Пререквизиты дисциплины «Общая психология», «философия», «психология развития», «Психология личности», «Этнопсихология

 

4. Постреквизиты дисциплины По завершению изучения данной дисциплины студенты должны знать современную интерпретацию важнейших психологических концепций и судьбу их создателей. Логику формирования и научное значение основных теорий психологии.

Наименование тем дисциплины недели Аудиторные занятия Вид задания (описание) Всего (ч.)
Лекции (ч.) Пр/сем./лаб./ студ (ч.) СРСП Форма контроля СРС Форма контроля
  История психологии как наука         Проверка лекционного материала, проверка самост. раб.     Проверка самостоятельной работы  
  Античная психология.         Проверка лекционного материала, проверка самост. раб.     Опрос по письменному обзору      
  Развитие психологии в Средневековый период         Проверка лекционного материала, проверка самост. раб.     Проверка самостоятельной работы  
  Психология эпохи Нового времени.         Проверка лекционного материала, проверка самост. раб.       Коллоквиум  
  Психологические идеи эпохи Просвещения.         Проверка лекционного материала, проверка самост. раб.     Проверка самостоятельной работы  
  Зарождение психологии как науки.         Проверка лекционного материала, проверка самост. раб.     Анализ и обоснование рекомендаций    
  Экспериментальная психология.         Проверка лекционного материала, проверка самост. раб.       Опрос по конспекту    
  Зоопсихология.         Проверка лекционного материала, проверка самост. раб.     Проверка самостоятельной работы  
  Дифференциальная психология.         Проверка лекционного материала, проверка самост. раб.     Проверка самостоятельной работы  
  Психология развития. Психотехника.         Проверка лекционного материала, проверка самост. раб.     Анализ письменной работы,  
  Новая психология”. Функционализм. Развитие психологии в России         Проверка лекционного материала, проверка самост. раб.     Проверка самостоятельной работы  
  Социальная и историческая психология         Проверка лекционного материала, проверка самост. раб.     устный опрос  
  Функционализм. Развитие психологии в России         Проверка лекционного материала, проверка самост. раб.     реферат  
  Московская школа в отечественной психологии         Проверка лекционного материала, проверка самост. раб.     Письменный отчет  
  Ленинградская школа в отечественной психологии.         Проверка лекционного материала, проверка самост. раб.     Опрос по конспекту    
  ВСЕГО:                

Основная литература по курсу:

1. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.

2. Адлер А. Понять природу человека. Спб, 1997.

3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М. –В., 1996.

4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.: Наука, 2001.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2000.

6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.

7. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995.

8. Брушлинский А. Культурно-историческая теория мышления. - М., 1968.

9. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М., Воронеж, 1996.

10. Гловер Э. Фрейд или Юнг?.Спб, 1999.

11. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж, 1994.

12. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. Сб. – М., 2001.

13. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

14. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

15. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х гг. ХХ в.): Тексты. Под. ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Издательство МГУ, 1992.

16. История психологии. Хрестоматия. Под ред. П.Я. Гальперина. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

17. А.Н. Леонтьев и современная психология. Под ред. А.В. Запорожца, - М., 1983.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1978.

19. А.Р. Лурия и современная психология. - М., 1982.

20. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974.

21. Лурия А.Р. Речь и мышление. - М., 1975.

22. Маслоу А. Мотивация и личность

23. Мертенс В. Ключевые понятия психоанализа. - Спб, 2001.

24. Петровский А.В. Психология в России в ХХ в. – М.: Издательство УРАО, 2000.

25. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. -Ростов н/Д: Феникс, 1996.

Дополнительная литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2 томах. - М., 1984.

2. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. - Л., 1964.

3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.

4. Выготский Л.С. Проблема речи и мышления в учении Пиаже/В кн. Пиаже Ж. Речи и мышление ребенка. – М., 1994.

5. Выготский Л.С. Психология искусства. – Мн., 1998.

6. Леонтьев А.Н. Философия психологии. – М., 1994.

7. Ломов Б.Ф. Психология исследования общения. - М., 1985.

8. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М., 1975..

9. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1998.

10. Психология личности. Хрестоматия. В 2-х т. – Самара: БАХРАХ, 1999.

11. Роджерс К. К науке о личности/ В кн. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

12. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М., 1958.

13. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - СПб., 1998.

15. Рубинштейн С.Л. Философия и психология//Вопросы философии, 1957, №1.

16. Рубинштейн С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении// Вопросы языкознания, 1957, №2.

17. Степанов С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.) М.: ЭКСМО-пресс, 2001.

18. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

19. Фромм Э. Искусство любви. – Мн.: ПОЛИФАКТ, 1990.

20. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990.

21. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивные характеристики развития человека// Вопросы психологии, 1968, №1.

22. Брангье Ж.-К. Беседы с Жаном Пиаже//Психологический журнал, №2, 2000.

Темы рефератов:

1. Представления о душе философов Милетской школы.

2. Понимание природы души Гераклитом.

3. Естественнонаучные представления Алкмеона.

4. Психологические воззрения Эмпедокла.

5. Учение о душе Анаксагора.

6. Стоики и их учение о душе.

7. Научные взгляды Авиценны.

8. Научные взгляды Альгазена.

9. Учение Ф. Бэкона о человеческих заблуждениях.

10. Р.Декарт о познании.

11. Р. Декарт о страстях души.

12. Учение Б. Спинозы о единой субстанции.

13. Учение Б. Спинозы об аффектах.

14. Психофизический параллелизм Г. Лейбница.

15. Ассоцианизм в философии и психологии.

16. Солипсизм в философии.

17. Концепция “человека – статуи” Э.Кондильяка.

18. Ж.-Ж. Руссо о воспитании.

19. Ч. Дарвин и его труд “Происхождение видов”.

20. Ч. Дарвин: психология эмоций.

21. Развитие взглядов на природу и лечение психических заболеваний.

22. Учение о сознании В. Вундта.

23. Психологическая лаборатория В. Вундта.

24. Р. Йеркс и исследования интеллекта обезьян.

25. Зоопсихология и этология.

26. Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную науку.

27. Теория рекапитуляции и биогенетический закон С. Холла.

28. М. Мид: типы культур в истории человечества.

29. Э. Дюркгейм: проблема самоубийства.

30. “Описательная психология” В. Дильтея.

31. Психология религиозного опыта в работах В. Джемса.

32. Религиозная философия и психология В.С. Соловьева.

33. И.П. Павлов: рефлекс свободы.

34. В.М. Бехтерев: “Коллективная рефлексология”.

35. Принцип удовольствия и принцип реальности.

36. Символика сновидения (фрейдистский подход).

37. Болезнь и здоровье с точки зрения психоанализа.

38. Развитие понятия перенос в психоаналитической терапии.

39. Концепция психологических типов К.Г. Юнга.

40. Ассоциативный эксперимент.

41. Символ и его функция в аналитической психологии.

42. Сновидения и их толкование в аналитической психологии.

43. Понимание личностного развития в аналитической психологии.

44. Особенности аналитического процесса в аналитической психологии в аналитической психологии.

45. Проблема рода/пола в аналитической психологии.

46. Сны и их толкование в индивидуальной психологии А.Адлера.

47. Ценность семьи и брака в индивидуальной психологии А.Адлера.

48. А. Адлер. Концепция агрессивного характера.

49. А. Адлер. Психология власти.

50. Идеология и психология авторитарной семьи.

51. Церковь и подавление сексуальности.

52. Теория сексуальной революции в творчестве В. Райха.

53. Концепция естественной рабочей демократии в творчестве В. Райха.

54. Концепция деструктивности в творчестве Э. Фромма.

55. Э. Фромм: психология любви.

56. Развитие человека и свобода в творчестве Э. Фромма.

57. Коннекционизм Э.Ли Торндайка.

58. Концепция когнитивных карт Э.Ч. Толмена.

59. Бихевиоризм К.Л. Халла.

60. Б.Ф. Скиннер: эффективность контроля за поведением.

61. А. Бандура: теория викарного научения.

62. Дж. Роттер: концепция человеческих потребностей.

63. Бихевиоральная психотерапия.

64. Гуманистическая психология как “третья сила” в психологической науке.

65. Концепция самоактуализации в творчестве А. Маслоу и К. Роджерса.

66. С.Л. Рубинштейн: понятие личности.

67. С.Л. Рубинштейн: мышление как деятельность и как процесс.

68. С.Л. Рубинштейн: диалектика субъективного и объективного.

 

 

7. Информация по оценке знаний

Изучение дисциплины завершается устным экзаменом, который охватывает весь пройденный материал. Обязательным условием допуска к экзамену является выполнение всех предусмотренных заданий к программе.

Учитываются баллы, набранные по результатам 2-х рубежных контролей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.