КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Календарно-тематический план
Краткое описание дисциплины Курс «история психологии» является составной частью профессиональной подготовки студентов направления «Психология и педагогика». Он является связующим звеном между учебными дисциплинами «Общая психология», «Психология личности», «Практическая психология». Содержание дисциплины «История психологии» включает знакомство студентов с различными теориями исторического пути и закономерностям развития психологии. Цель преподавания дисциплины: ознакомление студентов c отечественной и зарубежной психологией от античности до настоящего времени; Задачи изучения дисциплины:
3. Пререквизиты дисциплины «Общая психология», «философия», «психология развития», «Психология личности», «Этнопсихология
4. Постреквизиты дисциплины По завершению изучения данной дисциплины студенты должны знать современную интерпретацию важнейших психологических концепций и судьбу их создателей. Логику формирования и научное значение основных теорий психологии.
Основная литература по курсу: 1. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997. 2. Адлер А. Понять природу человека. Спб, 1997. 3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М. –В., 1996. 4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.: Наука, 2001. 5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2000. 6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982. 7. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995. 8. Брушлинский А. Культурно-историческая теория мышления. - М., 1968. 9. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М., Воронеж, 1996. 10. Гловер Э. Фрейд или Юнг?.Спб, 1999. 11. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж, 1994. 12. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. Сб. – М., 2001. 13. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994. 14. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. 15. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х гг. ХХ в.): Тексты. Под. ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Издательство МГУ, 1992. 16. История психологии. Хрестоматия. Под ред. П.Я. Гальперина. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 17. А.Н. Леонтьев и современная психология. Под ред. А.В. Запорожца, - М., 1983. 18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1978. 19. А.Р. Лурия и современная психология. - М., 1982. 20. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974. 21. Лурия А.Р. Речь и мышление. - М., 1975. 22. Маслоу А. Мотивация и личность 23. Мертенс В. Ключевые понятия психоанализа. - Спб, 2001. 24. Петровский А.В. Психология в России в ХХ в. – М.: Издательство УРАО, 2000. 25. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. -Ростов н/Д: Феникс, 1996. Дополнительная литература: 1. Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2 томах. - М., 1984. 2. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. - Л., 1964. 3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995. 4. Выготский Л.С. Проблема речи и мышления в учении Пиаже/В кн. Пиаже Ж. Речи и мышление ребенка. – М., 1994. 5. Выготский Л.С. Психология искусства. – Мн., 1998. 6. Леонтьев А.Н. Философия психологии. – М., 1994. 7. Ломов Б.Ф. Психология исследования общения. - М., 1985. 8. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М., 1975.. 9. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1998. 10. Психология личности. Хрестоматия. В 2-х т. – Самара: БАХРАХ, 1999. 11. Роджерс К. К науке о личности/ В кн. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. 12. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М., 1958. 13. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973. 14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - СПб., 1998. 15. Рубинштейн С.Л. Философия и психология//Вопросы философии, 1957, №1. 16. Рубинштейн С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении// Вопросы языкознания, 1957, №2. 17. Степанов С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.) М.: ЭКСМО-пресс, 2001. 18. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990. 19. Фромм Э. Искусство любви. – Мн.: ПОЛИФАКТ, 1990. 20. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990. 21. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивные характеристики развития человека// Вопросы психологии, 1968, №1. 22. Брангье Ж.-К. Беседы с Жаном Пиаже//Психологический журнал, №2, 2000. Темы рефератов: 1. Представления о душе философов Милетской школы. 2. Понимание природы души Гераклитом. 3. Естественнонаучные представления Алкмеона. 4. Психологические воззрения Эмпедокла. 5. Учение о душе Анаксагора. 6. Стоики и их учение о душе. 7. Научные взгляды Авиценны. 8. Научные взгляды Альгазена. 9. Учение Ф. Бэкона о человеческих заблуждениях. 10. Р.Декарт о познании. 11. Р. Декарт о страстях души. 12. Учение Б. Спинозы о единой субстанции. 13. Учение Б. Спинозы об аффектах. 14. Психофизический параллелизм Г. Лейбница. 15. Ассоцианизм в философии и психологии. 16. Солипсизм в философии. 17. Концепция “человека – статуи” Э.Кондильяка. 18. Ж.-Ж. Руссо о воспитании. 19. Ч. Дарвин и его труд “Происхождение видов”. 20. Ч. Дарвин: психология эмоций. 21. Развитие взглядов на природу и лечение психических заболеваний. 22. Учение о сознании В. Вундта. 23. Психологическая лаборатория В. Вундта. 24. Р. Йеркс и исследования интеллекта обезьян. 25. Зоопсихология и этология. 26. Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную науку. 27. Теория рекапитуляции и биогенетический закон С. Холла. 28. М. Мид: типы культур в истории человечества. 29. Э. Дюркгейм: проблема самоубийства. 30. “Описательная психология” В. Дильтея. 31. Психология религиозного опыта в работах В. Джемса. 32. Религиозная философия и психология В.С. Соловьева. 33. И.П. Павлов: рефлекс свободы. 34. В.М. Бехтерев: “Коллективная рефлексология”. 35. Принцип удовольствия и принцип реальности. 36. Символика сновидения (фрейдистский подход). 37. Болезнь и здоровье с точки зрения психоанализа. 38. Развитие понятия перенос в психоаналитической терапии. 39. Концепция психологических типов К.Г. Юнга. 40. Ассоциативный эксперимент. 41. Символ и его функция в аналитической психологии. 42. Сновидения и их толкование в аналитической психологии. 43. Понимание личностного развития в аналитической психологии. 44. Особенности аналитического процесса в аналитической психологии в аналитической психологии. 45. Проблема рода/пола в аналитической психологии. 46. Сны и их толкование в индивидуальной психологии А.Адлера. 47. Ценность семьи и брака в индивидуальной психологии А.Адлера. 48. А. Адлер. Концепция агрессивного характера. 49. А. Адлер. Психология власти. 50. Идеология и психология авторитарной семьи. 51. Церковь и подавление сексуальности. 52. Теория сексуальной революции в творчестве В. Райха. 53. Концепция естественной рабочей демократии в творчестве В. Райха. 54. Концепция деструктивности в творчестве Э. Фромма. 55. Э. Фромм: психология любви. 56. Развитие человека и свобода в творчестве Э. Фромма. 57. Коннекционизм Э.Ли Торндайка. 58. Концепция когнитивных карт Э.Ч. Толмена. 59. Бихевиоризм К.Л. Халла. 60. Б.Ф. Скиннер: эффективность контроля за поведением. 61. А. Бандура: теория викарного научения. 62. Дж. Роттер: концепция человеческих потребностей. 63. Бихевиоральная психотерапия. 64. Гуманистическая психология как “третья сила” в психологической науке. 65. Концепция самоактуализации в творчестве А. Маслоу и К. Роджерса. 66. С.Л. Рубинштейн: понятие личности. 67. С.Л. Рубинштейн: мышление как деятельность и как процесс. 68. С.Л. Рубинштейн: диалектика субъективного и объективного.
7. Информация по оценке знаний Изучение дисциплины завершается устным экзаменом, который охватывает весь пройденный материал. Обязательным условием допуска к экзамену является выполнение всех предусмотренных заданий к программе. Учитываются баллы, набранные по результатам 2-х рубежных контролей.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |