Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Теория государства и права




А.В. Николаев, В.Н. Сухов

Наталья Васильевна Дзюба

Вячеслав Николаевич Сухов

Евгений Георгиевич Кожарский

Евгений Александрович Козлов

Александр Васильевич Николаев

ОСНОВЫ ПРАВОВЕДЕНИЯ

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 


Санкт-Петербург


Рассмотрено и рекомендовано к изданию методической комиссией Гуманитарного факультета

Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии

12 октября 2010 г.

 

Составители:

 

 

Отв. редактор

 

Козлов Е.А.

 

Рецензенты

 

Кафедра истории и социологи Санкт-Петербургского Института внешнеэкономических связей, экономики и права (доктор экон. наук, проф..В.С.Лялин)

 

 

Кандидат ист. наук, доцент кафедры права Санкт-Петербургского торгово-экономического института М.Л. Макаревич

 

Учебное пособие составлено с учетом требований федерального стандарта, предназначено для подготовки к семинарским занятиям, написания контрольных работ на ОЗО, сдачи экзаменов и зачетов по курсу «Правоведение».

 

Темплан 2010 г. Изд. № 33. ÓСанкт-Петербургская государственная

ISBN лесотехническая академия (СПбГЛТА), 2010

 


Вопрос о происхождении государства в течение столетий волновал многих философов, юристов, историков. В этой связи были разработаны различные теории возникновения государства и права, например, теологическая, органическая, насилия, договорная, марксистская теория и другие.

С появлением классов и с обособлением главных сфер общественной жизни – экономической, политической, идеологической (культурной), – с развитием и усложнением производственных отношений потребность в регулировании, в управлении обществом многократно возрастает. Задачи управления, регулирования социальных отношений в классовом обществе берет на себя государство.

Поэтому можно сказать, что государство – это политическая организация общества, выражающая интересы его граждан (подданных), классов, и социальных групп (прежде всего экономически господствующих в данном обществе.

Как политический институт государство характеризуется рядом специфических признаков. К их числу относится:

наличие особой системы органов и учреждений /механизм государства/, осуществляющих функции управления и принуждения /аппарат чиновников, суды, армия, полиция и т.д./;

наличие точно обозначенной территории с разделением ее на административно-территориальные единицы, по которым и осуществляется управление обществом;

государственный суверенитет, т.е. независимость государственной; власти от любой иной власти вне страны; возможность свободно и самостоятельно выполнять стоящие перед ним задачи;

наличие системы права как главного инструмента управления обществом, т.е. созданных или одобренных государством норм социального поведения, исполнение которых обеспечивается государственным принуждением;

существование системы принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечивает экономическую независимость государства.

Социальное назначение государства проявляется в его функциях, т.е. основных направлениях (и сторонах) государственной деятельности внутри страны и на международной арене по достижению конкретных внутриполитических и внешнеполитических целей. Под целью деятельности государства понимается желаемый результат его внутриполитической или международной деятельности.

Функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним функциям можно отнести: установление основ государственной политики и разработка государственных программ в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития; установление правовых основ единого рынка; осуществление единой финансовой, кредитно-денежной, налоговой и таможенной политики; управление государственной собственностью и др.

К внешним функциям относятся осуществление внешней политики и развитие международных отношений, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство, определение статуса государственной границы и защита территории.

Функции государства осуществляются государственными органами. Любой государственный орган имеет следующие признаки:

является частью (звеном) всей действующей системы органов государства (госаппарата);

создаётся только на основе закона или подзаконного нормативного акта;

наделён для выполнения возложенных на него задач компетенцией (т.е. совокупностью определённых прав и обязанностей);

является политическим учреждением, осуществляющим определённые функции государства.

Государственные органы обычно подразделяются на следующие виды: представительские органы государственной власти (органы законодательной власти); исполнительно-распорядительные органы государственного управления (органы исполнительной власти); органы осуществления правосудия (органы судебной власти) и надзора за соблюдением законности (органы прокуратуры).

Для характеристики государства очень важным является понятие формы государства. Под формой государства понимается совокупность его внешних признаков, характеризующих способ организация власти в данном государстве. Эти признаки складываются из трёх элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Форма правления – это способ организация высших органов государства. В связи с этим государства подразделяются на монархии и республики.

Отличительным признаком монархии является то, что верховная власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства (короля, царя, шаха), приобретается по наследству, и осуществляется им единолично и пожизненно. Монархии бывают абсолютные (неограниченные) и парламентские (ограниченные).

Республика - такая форма правления, при которой все высшие органы избираются населением или формируются парламентом на определенный срок. Главой государства с республиканской формой правления является избранный на определённый срок единоличный или коллегиальный орган.

Существуют две разновидности республиканской формы правления: президентская и парламентская.

Форма государственного устройства – это способ организации государственной власти на его территории, способ его территориального или национально-территориального деления, характер взаимоотношений между его частями (субъектами), а также каждой из них с государством в целом.

Все государства по формам своего устройства подразделяются на унитарные и федеративные.

Форма государства характеризуется также политическим режимом, представляющим собой совокупность приёмов и методов осуществления государственной власти. Государственно-политические режимы можно разделить на демократические и авторитарные (антидемократические).

Государство и право находятся в тесной взаимосвязи. Они имеют единую социально-экономическую основу и не могут существовать и развиваться друг без друга.

Государство и право относятся к разным сферам общественной жизни. Государство входит в политическую систему общества, право – в нормативную. Механизм государства состоит из учреждений, в которых работают люди, а основы права составляют нормы, объединённые в правовые институты, отрасли и правовую систему в целом.

Государство и право тесно взаимодействуют друг с другом. Основными сферами воздействия государства на право является правотворчество и правоприменение.

Право юридически оформляет государство, регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придаёт государству и его деятельности легитимный характер.

Право регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деятельность государства определённому правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов гражданского общества, в частную жизнь граждан.

С другой стороны, право является мощным инструментом воздействия государства на общество, регулятивной системой, с помощью которой государство управляет общественными отношениями. Эта регулятивная система возникла в связи с появлением государства, когда произошло расщепление единых норм первобытного общества (обычаев) на нормы религии, морали и права.

Таким образом, право – это совокупность норм и средств регулирования, установленных государством, а вместе с тем это и порядок общественных отношений, проникнутый принципами разумности, справедливости, гуманизма.

Исторически термина «право» восходит к древнему пониманию справедливости, которое на языке древних славян звучало как «правда». Вспомним, что первый дошедший до нас свод законов Киевской Руси, представлявший собой систематизированные Ярославом Мудрым славянские обычаи, назывался «Русской правдой».

Для того чтобы отличать многообразные смыслы такого сложного, многоаспектного понятия как «право», юристы используют уточняющие определения: «объективное право», «естественное право», «субъективное право».

«Объективное право- это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством. Объективным(или позитивным) правом часто называют систему законодательства.

«Естественное право» - это совокупность правовых идей свободы, справедливости и равенства, которые выражают естественные устремления всякого разумного человека, естественную природу взаимоотношений людей. На современном этапе к естественным, т.е. независимым от государства правам относят международные стандарты в области прав человека.

«Субъективное право» это совокупность прав и обязанностей конкретного участника правового отношения. Субъективное право представляет собой меру свободного, т.е. допускаемого и гарантированного государством поведения.

Взаимоотношение этих трех ипостасей права наглядно проявляется при анализе понятия «правовая система», которое раскрывает динамику права как регулятивной общественной системы. Правовая система и происходящие в ней процессы правотворчества и правоприменения, предстают перед нами как взаимодействие трех элементов: правосознания, объективного права (совокупности государственных законов) и юридической практики. Рассмотрим эти элементы более подробно.

Объективное право является продуктом правотворческой деятельности государства, которое устанавливает общеобязательные правила поведения (нормы права) санкционируя уже существующие обычаи, устанавливая прецеденты, т.е. придавая конкретным судебным решениям общеобязательную силу, а также издавая законы (нормативные акты)

Значение перечисленных выше источников права различно в различных правовых система существующих государств. Отметим в этой связи, что в мусульманском права до наших дней решающую роль имеет религиозный обычай, в Англии и США - судебное решение, а в государствах континентальной Европы единственным источником права является нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт, изданный органом государственной власти, является формой появления на свет и дальнейшего существования нормы права, поскольку только такая внешняя оболочка, порожденная государственной волей, наделяет норму права свойствами общеобязательного правила поведения.

Нормативно-правовые акты, издаваемые различными органами государственной власти, обладают различной юридической силой, что способствует устранению возникающих между ними противоречий. Так, например, нормативные акты органов исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции и т.п.) не должны противоречить законам, т.е. являются подзаконными актами. Федеральные законы обладают верховенством над законами входящих в состав России республик и других субъектов федерации. Закон- это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принятый по установленной Конституцией процедуре представительным органом власти (парламентом).

Структуру объективного права образует не только иерархия нормативно-правовых актов, но и их распределение по отраслям права. Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений присущими данной отрасли методами. По предмету регулирования выделяются такие отрасли права как конституционное право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, гражданское право, экологическое, лесное и земельное право, международное право и т.д.

Многообразие норм права требует их систематизации и кодификации. Эта работа осуществляется через разработку и принятие основополагающих законов отрасли права - кодексов, при разработке которых происходит систематизация правовых норм по институтам и подотраслям права как структурным элементам отрасли права.

При всем многообразии норм права, всем им присущи общие признаки. Это общеобязательное правило поведение для всех тех, к кому оно адресовано. Это правило действует многократно в течении всего времени своего существования (т.е. после издания соответствующего нормативно-правового акта и до его отмены).Таким образом норма права действует во времени, пространстве и по кругу лиц, что определяется в том числе и компетенцией того государственного органа, который установил данную норму права.

Та часть нормы права, которая указывает на обстоятельства, при наличии которых она вступает в силу, называется гипотезой, сердцевина правовой нормы, т.е. собственно правило поведение, установленное государством, называется диспозицией. Обязательность исполнения этого правила обеспечивается санкций- т.е. мерой государственного наказания, которая может входить в состав данной нормы или содержаться в других, охранительных нормах права. В законах древности эти части нормы права начинались соответственно со слов «если,…то,…иначе…»

Таким образом, признаками объективного права являются:

-а) нормативность, т.е. воплощение его в нормах права как критериях правомерного поведения;

-б) формализм, т.е. обязательность его воплощения в форме нормативно-правовых актов;

-в) системность, т.е. структурирование правовых норм по отраслям, подотраслям и институтам права;

-г) общеобязательность, т.е. применение мер государственного принуждения за нарушение норм права. Объединим теперь эти признаки в развернутое определение. Право в узком смысле этого слова, т.е. объективное право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается применением мер государственного принуждения.

Разумеется, что государственные правила поведения разрабатываются для их применения на практике. Реализация права - т.е. воздействие норм права на общественные отношения порождает юридическую практику. В ряде случаев для возникновения правовых отношений необходима властная деятельность государственных органов, прежде всего органов судебной и исполнительной власти по выработке актов применения права – судебных приговоров, приказов, постановлений, распоряжений, которые применяют общие нормы права к конкретной юридической ситуации. В других случаях, для возникновения правоотношений достаточно проявлений воли граждан и организаций при заключении ими различных договоров.

Чтобы понять механизм правового регулирования, воздействующий на поведение людей при возникновении правового отношения, рассмотрим структуру этого отношения, состоящую из 4 элементов.

1.Участники правоотношения называются его субъектами. Ими могут быть физические лица (люди), юридические лица (организации), органы государственной власти и местного самоуправления.

2.Содержанием (юридическим) правоотношения является совокупность субъективных прав и юридических обязанностей их участников.

3.Объектом правоотношения являются материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает само правоотношение.

4.Основания возникновения правоотношений называются юридическими фактами. Это те или иные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Обычно эти обстоятельства указываются в гипотезах правовых норм.

Юридические факты делятся на события, действия и состояния. События (течение времени, рождение и смерть человека, стихийные бедствия) от воли человека не зависят. Действия - это проявление воли людей, т.е. их разнообразные поступки. Состояния - это длящиеся обстоятельства, отражающие положение субъекта правоотношения в обществе (гражданство, брак, родство и т.д.).

Именно от тех или иных правовых состояний зависит способность лица быть субъектом правоотношения. Эта способность включает в себя способность иметь субъективные права и юридические обязанности (правоспособность), и способность реализовать эти права и обязанности собственными действиями (дееспособность). Правоспособность физических лиц возникает с момента их рождения, а дееспособность - с момента достижения определенного возраста и при наличии психического здоровья.

Что же происходит, когда дееспособное лицо создает своей волей юридический факт, порождающий его правоотношение с другим лицом (например, регистрирует брак, заключает договор, причиняет ущерб и т.д.)? Их взаимоотношения будут определяться нормами права соответствующего закона, т.е. на их поведение будет воздействовать диспозиции этих норм. По способам правового воздействия (регулирования) выделяют нормы дозволительного, запрещающего и предписывающего характера. Дозволение предоставляет участникам правоотношения право на совершение предусмотренных законом действий по своему усмотрению. Запрет возлагает обязанность воздержаться от действий, запрещенных законом (пассивная обязанность). Предписание обязывает совершить определенные действия (активная обязанность).

Порожденные законом (объективным правом) субъективные права и юридические обязанности определяют содержание поведения субъектов правоотношения, с их помощью они воздействуют друг на друга, а значит, и на объект правоотношения. При этом закон предусматривает взаимообусловленность прав и обязанностей. Так, покупатель имеет право получить покупаемую вещь в собственность, но обязан оплатить покупку. Продавец имеет право получить плату, но обязан предоставить покупаемую вещь или услугу, соответствующую условиям договора купли-продажи.

Субъективное право как вид возможного, предусмотренного и гарантированного законом поведения участника правоотношения включает в себя право по своему усмотрению реализовать эту возможность, право требовать соответствующего поведения от обязанных лиц и право обращаться за защитой к государству при нарушении этого субъективного права.

Юридическая обязанность - это вид должного, предусмотренного законом поведения участника правоотношения, причем нарушение запретов и предписаний порождает юридическую ответственность, т.е. обязанность претерпеть неблагоприятные последствия своего неправомерного поведения, предусмотренные санкциями соответствующих норм права.

Юридическая ответственность,т.е. применение различных мер государственного принуждения (уголовного, административного, дисциплинарного, гражданского-правового характера), наступает при совершении правонарушения, - сложного юридического факта, называемого составом. Состав правонарушения конкретизирует его общие признаки как противоправного, общественно-опасного, виновного и наказуемого деяния (действия или бездействия) дееспособного лица.

Объективное право, определяя содержание субъективных прав и юридических обязанностей участников общественных отношений является критерием разрешенного, запрещенного и предписываемого поведения, т.е. определяет меру свободы людей.

Таким образом, взаимосвязь государства и права можно представить как такой режим общественной жизни, который характеризуется верховенством закона и безусловным и точным исполнением его требований всеми участниками общественных отношений, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности, беспрепятственное соблюдение гражданских прав и свобод. Наиболее полно режим законности реализуется в правовом государстве.

 

Дополнительная литература:

Алексеев С.С. Теория права, М., 1994.

 

Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА * М. 1998.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001.

 

Исаев, И. А. История государства и права России:Учебник.-М.:ЮРИСТЪ, 1998.

 

Омельченко, О. А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2-х т.т. -М.: Остожье. 1998.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.