Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема реальности в информатике. Интернет как метафора глобального мозга и его философское значение




Диалектика как метод и наука.Объективная и субъективная диалектика.

Понятие и смысл диалектики, ее отличие от метафизики Диалектика в своем развитии принимала такие формы как стихийная диалектика древних греков, идеалистическая и материалистическая.

Выделяют объективную (диалектика природы, общества, бытия, то есть диалектических закономерностей, действующих в мире) и субъективную диалектику (диалектику мышления, отражение в сознании объективной диалектики). Диалектика субъективна по форме, по способу существования, объективна по источнику, по происхождению. Диалектика вещей определяет диалектику идей.

Отличие и соотношение диалектики и метафизики.

1. Диалектика исходит из всеобщей универсальной взаимосвязи явлений и процессов; метафизика признает связи случайные, возводя в абсолют автономность вещи, теряет из виду взаимодействие.

2. Диалектика исходит из принципа качественных изменений явлений и процессов; метафизика сводит все изменения в мире только к количественным;

3. Диалектика исходит из внутренней противоположности, закономерно присущей любому явлению; метафизика считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но не объективной реальности.

4. Диалектика исходит из того, что источником развития является борьба внутренних противоположностей, а метафизика – внешняя сила.

Диалектика – наука о вещах, метафизика – о процессах. Диалектическое мышление не исключает метафизического: оно отводит ему известные пределы.

Диалектика – это и искусство творческого спора, и умение плодотворно развивать теорию идей, и искусство обнаружения истины. В диалектике два принципа: принцип всеобщей связи и взаимодействия (основанием которого является материальное единство всех предметов, которые развиваются и возникают только во взаимной обусловленности и организованность мира) и принцип развития.

В информатике как междисциплинарной науке о функционировании и развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники центральной проблемой является проблема реальности.
Проблема идентификации субъекта коммуникации

Проблема достоверности информации

Проблема вирутальности субъектов информационного пространства

При рассмотрении данной проблемы невозможно обойтись без выяснения природы информации, ибо последняя до сих пор трактуется самым различным образом (в науке существует несколько сот определений информации).

Освоение общих свойств информации разных иерархических уровней, дает возможность понять природу информации - природу взаимоотношений между информацией и объектами материального мира и убедиться, что информация становится активной, лишь фиксируясь на материальных носителях. В специальной (научной, юридической и философско-социологической) литературе имеется целый спектр дефиниций, различных интерпретаций информации: «негэнтропийный принцип информации» (Л. Брюллиэн), мера определенности в переданном сообщении, мера разнообразия (У. Эшби), «определенная порция порядка» (Б. Кадомцев), мера выбора самоорганизующейся системы (И. Мелик-Гайказян), «передача сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний последней» (B.C. Толстой), сведения о лицах, предметах, фактах, явлениях и процессах, которые не зависят от формы их представления, и т.д. Все это свидетельствует о том, что понятие информации является многозначным, что многообразие его толкований отображает весьма сложный характер реального мира.

76.М.В. Ломоносов – выдающийся ученый-естествоиспытатель. Письмо М.В.Ломоносов Л. Эйлеру от 5 июня 1748г.

Михаи́л (Миха́йло) Васи́льевич Ломоно́сов (8 (19) ноября 1711, деревня Мишанинская[3][4][5], Россия — 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований[6][7][8][9]; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики[5][10]; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера[11][12][13]. Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт физического класса с 1742, профессор химии с 1745).

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) свое место в истории русской философии определил прежде всего тем, что заложил основы материалистической традиции. Он создал теорию "корпускулярной философии", основанной на атомистическом учении. В качестве вывода этой философии он формулирует знаменитый закон сохранения материи и движения. Согласно этому закону, в основе мироздания лежат мельчайшие частицы, которые Ломоносов вслед за Лейбницем назвал монадами. Однако в отличие от последнего Ломоносов говорит не о духовных, а о материальных монадах и материальных атомах. Понятие материи он определяет следующим образом: "Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность" [1]. Надо сказать, что эта дефиниция материи известна еще со времен Аристотеля. Так же, как и последний, Ломоносов говорит, что "тела состоят из материи и формы" [2], но при этом он утверждает зависимость формы от материи, а не наоборот, как это делал Аристотель. То есть Ломоносов выступает с материалистических позиций, но, как и все материалисты своего времени, он понимал материю только в качестве вещества.

Однако материализм Ломоносова не следует понимать упрощенно. Его философия носит секуляризованный, антиклерикальный характер. Это бесспорно. Ломоносов довольно резко критикует и церковь, и невежество попов. Но вместе с тем он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и в принципе не отвергает Бога-творца. "У многих глубоко укоренилось убеждение, - писал он, - что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя" [1]. Налицо, таким образом, позиция классического деизма.

Многочисленные опыты и материалистический взгляд на явления природы привели Ломоносова к идее о «всеобщем законе природы». В письме к Эйлеру в 1748 году он писал: «Все встречающиеся в при роде изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-нибудь телу, столько же теряется у другого. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое возбуждает своим толчком другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому». Через десять лет он изложил этот закон на собрании Академии наук, а в 1760 году опубликовал в печати. В упомянутом выше письме Эйлеру Ломоносов сообщил ему, что этот очевидный закон природы некоторые члены Академии ставят под сомнение. Когда директор академической Канцелярии Шумахер, без согласования с Ломоносовым, направил ряд работ Ломоносова, представленных к печати, на отзыв к Эйлеру, ответ великого математика был восторженным: «Все сии сочинения не токмо хороши, но и превосходны – писал Эйлер, – ибо он (Ломоносов) изъясняет физические материи, самые нужные и трудные, кои совсем неизвестны и невозможны были к толкованию самым остроумным ученым людям, с таким основательством, что я совсем уверен в точности его доказательств. При сем случае я должен отдать справедливость господину Ломоносову, что он одарован самым счастливым остроумием для объяснения явлений физических и химических. Желать надобно, чтобы все прочие Академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показал господин Ломоносов».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.