КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историческое и философское значение факта избрания Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2010 г
Общественно-политическая мысль Казахстана в начале XX в. (М.Дулатов, А.Байтурсынов,С. Торайгыров). Философский (Методологический и мировоззренческий) статус синергетики. Синергетика (от гр.. synergetikos – общий, обоюдно действующий) – направление и общенаучная программа междисциплинарных исследований, которые изучают процесс самоорганизации и становления новых упорядоченных структур в открытых физических, биологических, социальных, когнитивных, информационных, экологических и других системах. Так определяется понятие «синергетика» в справочной литературе из философии и специальных трудах, посвященных анализу содержания и объема синергетики. Один из основоположников синергетики и автор самого термина «синергетика» немецкий исследователь Ганс Хакен считает, что для нахождения общих принципов, управляющих процессами самоорганизации, необходимый комплекс самых разнообразных дисциплин. Синергетика «имеет достаточно сформировано «твердое ядро» в виде обнаруженных и естественно научно описанных механизмов эволюции сложных систем. Некоторые результаты, из которых мы выводим мировоззренческие последствия, доказанные в форме математических теорем. Следует вспомнить и о том, что «твердое ядро» новой теории самоорганизации составляют два фундаментальных открытия: открытие странных аттракторов и открытия режимов с заострением (below-up regimes), оба этих открытия имеют большое философское значение. Феномен появления структур часто трактуется синергетикой как всеобщий механизм повсеместно наблюдаемого в природе направления эволюции: от элементарного и примитивного — к сложносоставному и более совершенному. С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций, подобно тому, как некогда кибернетикаопределялась, как «универсальная теория управления», одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. д. Однако время показало, что всеобщий кибернетический подход оправдал далеко не все возлагавшиеся на него надежды. Аналогичным образом, и расширительное толкование применимости методов синергетики также подвергается критике[ Социально- политическое положение Казахстана в начале ХХ века и казахская интеллигенция Реформы 1867–1868 годов окончательно закрепили присоединение Казахстана к России. Теперь на вполне «законных» основаниях царское самодержавие начало эксплуатацию края. Социально-экономическое развитие Казахстана в конце XIX – начале ХХ века происходило под воздействием быстро развивающейся экономики России. Казахстан привлекал русскую буржуазию своими богатыми природными ресурсами, дешевой рабочей силой, что создавало благоприятные условия для быстрого обогащения, первичного накопления капитала и рынка сбыта. В связи с этим быстро растет значение Казахстана как рынка сбыта российского хлеба, промышленных товаров и источника дешевого сырья. Крупные изменения произошли и в политической жизни казахского народа, полностью изменился аппарат управления краем. Методы управления диктовались общеимперской системой управления регионами. Особенно большой размах переселенческая политика приобрела в период Столыпинских реформ. Составной частью Столыпинской аграрной политики явилось дальнейшее массовое переселение крестьян в Сибирь и Казахстан. Конечно нашлись казахские деятели, которые беспокоились за наш народ. Такие как:М.Дулатов, А.Байтурсынов,С. Торайгыров. С. Торайгыров – представитель казахской демократической интеллигенции начала 20 в. Он был не только защитником и пропагандистом антирелигиозных идей просвещения, но дал им новую жизнь и новое обоснование. Атеист. Все, что было сказано им о религии и о служителях религиозного культа, представляет собой ни что иное, как продолжение им и дополнение новыми аргументами идей несостоятельности и реакционной сущности религии. Свои мысли, настроения и чувства, направленные против религии, Торайгыров изложил, по преимуществу, в художественных произведениях, стихах, поэмах, романах, письмах («В чем цель учебы?», «Религия»). Особое значение для раскрытия существа отношения поэта к религии, ее служителям имеет его роман-поэма «Камар-Сулу». М. Дулатов (1885-1935)- поэт, педагог, журналист, общ деятель, писатель, ученый-историк и философ. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за свободу и славу своего народа. Его судьба изобиловала драмами и закончилась трагично. Он переводил на каз яз русских классиков: Пушкина, Лермонтова, также Тукая, Шиллера. «Библеографический указатель казахских книг». М. Дулатов активно сотрудничал с А. Байтурсыновым при издании газеты «Казах», став позже ее редактором. Был в первых рядах составителей программы партии «Алаш», был одним из руководителем правительства «Алаш Орда», членом его военного совета. Социально-политические воззрения М.Дулатова отличались глубиной и патриотизмом. В статье «Наши задачи» он разоблачает царскую политику на национальных окраинах. Ахмет Байтурсынов (1873-1938) – поэт, ученый, тюрколог, переводчик русской классики, педагог, общ деятель. В 1909 г. за критику колониальной политики царизма А.Байтурсынова арестовали и сослали. Он работал редактором газеты «Казах». Он принимал активное участие в создании партии “Алаш”, был делегатом ее первого съезда. Его интересы: лингвистика. А.Байтурсынов создал новый казахский алфавит, написал “Пособие по родному языку”, несколько методических работ, “Новый букварь”, различные хрестоматии и т.д.
142. А.И. Герцен " Письма об изучении природы" (письмо первое и второе). Герцен родился в семье богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева (1767—1846), происходившего от Андрея Кобылы (как и Романовы). Мать — 16-летняя немкаГенриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг (нем. Henriette Wilhelmina Luisa Haag), дочь мелкого чиновника, делопроизводителя в казённой палате в Штутгарте. Брак родителей не был оформлен, и Герцен носил фамилию, придуманную отцом: Герцен — «сын сердца» (отнем. Herz). Герцен А.И. Увлекался западноевропейскими философскими концепциями, после поражения европейских революций 1848-49 гг. разочаровался в возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В своих изданиях – альманахе «Полярная звезда» и газете «Колокол» - выступал против крепостничества и царизма. Существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания). Форма движения к новому миру - соединение философии с жизнью, науки с массами; тогда начнется пора "сознательного деяния" (это характеристика сущности человека, возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным занятием наукой). Природа - первичный живой процесс, а диалектика - познание и логика - ее отражение и продолжение ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ” - одно из основных философских произведений А. И. Герцена. Написаны в 1844—45. Опубликованы в журнале “Отечественные записки” за 1845 и 1846. В 30-томном Собрании сочинений Герцена помещены в т. 3 (M., 1954). Переосмысливая философское наследие, в т. ч. диалектику, Герцен намечает новый тип философствования. Гегель, по его мнению, своим философским творчеством показал предел, до которого может дойти идеализм, и одновременно обозначил выход за этот предел. При отказе от гегелевского идеализма, но при сохранении того, что немецким философом приобретено, перед философией открываются новые перспективы. Герцен полагает, что естествознание имело основания отказывать в доверии прежней философии, которая не обходилась без схоластики и мистицизма, без пустой метафизики. Новейшему естествознанию, переросшему эмпирический уровень, не обойтись без философии. И философии, считает Герцен, если она не хочет ходить на бестелесных ногах, не обойтись без естествознания. Природа существует реально и постигается в сознании — философском и естественнонаучном. Формы исторического мира столь же естественны, как и формы мира физического. Природу Герцен определяет как процесс, движение. В развитии человечества, подчеркивает он, также нет ничего неподвижного. Оно не давало подписки жить всегда, как теперь. Все существующее, развиваясь, постоянно отрекается от устаревших форм, то, что удовлетворяло вчера, ныне отрицается как неестественное. Отрицание и преемственность, как две стороны единого процесса развития, специально и подробно прослеживаются Герценом в истории философии, начиная от античности до 19 в. “Письма” оказали большое влияние на общественное сознание России сер. 19 в.
143. Корпускулярно-волновой дуализм как пример разрешения кризиса в физике. Корпускуля́рно-волново́й дуали́зм (или Ква́нтово-волново́й дуали́зм) — принцип, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства. Был введён при разработке квантовой механики для интерпретации явлений, наблюдаемых в микромире, с точки зрения классических концепций. Дальнейшим развитием принципа корпускулярно-волнового дуализма стала концепция квантованных полей в квантовой теории поля. Как классический пример, свет можно трактовать как поток корпускул (фотонов), которые во многих физических эффектах проявляют свойства электромагнитных волн. Свет демонстрирует свойства волны в явлениях дифракции и интерференции при масштабах, сравнимых с длиной световой волны. Например, даже одиночные фотоны, проходящие через двойную щель, создают на экране интерференционную картину, определяемую уравнениями Максвелла[1]. Тем не менее, эксперимент показывает, что фотон не есть короткий импульс электромагнитного излучения, например, он не может быть разделён на несколько пучков оптическими делителями лучей, что наглядно показал эксперимент, проведённый французскими физиками Гранжье, Роже и Аспэ в 1986 году[2]. Корпускулярные свойства света проявляются при фотоэффекте и в эффекте Комптона. Фотон ведет себя и как частица, которая излучается или поглощается целиком объектами, размеры которых много меньше его длины волны (например, атомными ядрами), или вообще могут считаться точечными (например, электрон). В настоящий момент концепция корпускулярно-волнового дуализма представляет лишь исторический интерес, так как служила только интерпретацией, способом описать поведение квантовых объектов, подбирая ему аналогии из классической физики. На деле квантовые объекты не являются ни классическими волнами, ни классическими частицами, приобретая свойства первых или вторых лишь в некотором приближении. Методологически более корректной является формулировка квантовой теории через интегралы по траекториям (пропагаторная), свободная от использования классических понятий. Результаты эйнштейновских прозрений сказались в следующей четверти века. К 1930 мы имели его общую теорию относительности (ОТО), которая сделала революционное утверждение, что геометрия пространства не фиксирована, а развивается во времени. Корпускулярно-волновой дуализм, открытый Эйнштейном в 1905, стал полностью реализованной квантовой теорией, которая дала нам детальное понимание атомов, химии, материи и радиации. К 1930 мы также знали, что вселенная содержит гигантские количества галактик, подобных нашей собственной, и мы узнали, что они удаляются прочь друг от друга. Следствия еще не были ясны, но мы узнали, что мы живем в расширяющейся вселенной. С созданием квантовой теории и ОТО как части нашего понимания мира закончился первый этап революции в физике двадцатого века. Многие профессора физики, некомфортно чувствовавшие себя из-за революции в их областях компетентности, успокаивались мыслью, что мы должны бы вернуться назад к развитию науки нормальным путем, без обращения на каждом повороте к вопросам о наших основополагающих представлениях. Но это успокоение было преждевременным.
144. Соотношение исторического и логического в познании. ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ — философско-методологические категории, характеризующие отношение между исторически развивающейся объективной действительностью и ее воспроизведением средствами научно-теоретического познания. В наиболее общей форме соотношение логического и исторического предполагает, что научная мысль, направленная на предмет, обладающий своей историей, должна исходить из этой историчности и стремиться ее осознать. Реализация этой исходной принципиальной установки единства логического и исторического связана, однако, с применением различных средств и методов научного исследования, которые отнюдь не сводятся к простому прослеживанию эмпирически данной временной последовательности явлений, поскольку сама историческая действительность выступает в различных формах, учет своеобразия которых является необходимым условием конструктивного анализа проблемы логического и исторического. Так, в историческом процессе в целом следует выделять периоды становления некоторых устойчивых структур и периоды их воспроизводства на собственной основе (т. н. организмические системы в природе и обществе), предполагающие наряду с функционированием этих систем также и процессы их развития. Рассматривая историю как процесс становления и/или разрушения устойчивых формообразований, можно ставить задачу их исследования в максимальном приближении к конкретике этого исторического процесса или же задачу его логической реконструкции в общем схематическом виде. Соответственно можно говорить об историческом или логическом методах в отмеченном выше смысле. При анализе же исторически сложившихся организмических систем, способных к воспроизводству и развитию, применение к ним системно-структурного подхода отнюдь не предполагает прослеживания пути их становления как в варианте конкретики исторического метода, так и в варианте его логической реконструкции. Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны. Ведь в результате, в итоге развития сохраняется все положительное, накапливавшееся в процессе развития объекта. Не случайно организм в своем индивидуальном развитии повторяет эволюцию живого от уровня клетки до современного состояния. Казахстан с января 2009 года вошел в руководящую «тройку» Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а в 2010 году станет ее Действующим председателем. Для нашего государства такое событие является одновременно и серьезным достижением и огромной ответственностью.Для успешного председательства Казахстана в ОБСЕ, как нам представляется, нашей стране необходимо с одной стороны, продолжить общую генеральную линию Организации, направленную на комплексное обеспечение безопасности, с другой стороны, внести новое видение проблем безопасности в соответствии с быстроменяющимися мировыми тенденциями, акцентировав при этом внимание партнеров на регионе Центральная Азия.Представляемый сборник документов и материалов «К пред-седательству Казахстана в ОБСЕ» подготовлен в преддверии председательства Республики Казахстана в ОБСЕ и дает чита-телям возможность ознакомиться с ключевыми материалами по теме развития сотрудничества Казахстана и ОБСЕ, проанали-зировав тот нелегкий путь, который они прошли вместе, решая актуальные проблемы современного мира.ОБСЕ в настоящее время представляет собой авторитетное политическое объединение в состав которого входят 56 госу-дарств-участников, среди них европейские страны, США, Канада, государства Центральной Азии и Закавказья. Организация подде-рживает отношения со странами-партнерами в Средиземноморс-ком регионе и в Азии, но ими являются Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Тунис, Афганистан, Монголия, Республика Корея, Таиланд и Япония. На первом этапе развития отношений Казахстана с ОБСЕ совместная деятельность сосредотачивалась на информацион-но-практическом обмене, помогающем провести необходимые реформы в период перехода к рыночной экономике. В дальней-шем углублению сотрудничества РК и ОБСЕ способствовало подписание ряда документов, в том числе Меморандума о вза-имопонимании между Правительством Казахстана и ОБСЕ, а также открытие Центра ОБСЕ в Алматы в январе 1999 года, в дальнейшем перенесшего свою деятельность в Астану. В соот-ветствии с Меморандумом о взаимопонимании с БДИПЧ, в Ка-захстане стали реализовываться проекты по совершенствованию института по защите прав человека, выборного законодательства Казахстана, реформирования налоговой и судебной систем. C февраля 2003 года взаимодействие Казахстана с ОБСЕ особенно активно проявилось в гуманитарной сфере.
146. Основные функции философии: методологическая, мировоззренческая, социальная, гуманистическая, критическая, прогностическая. Философия выявляет наиболее общие идеи, представления; формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. · Специфика философии проявляется в ее функциях. Основными функциями философии являются: Методологическая функция выступает как общее учение о методе и вырабатывает совокупность наиболее общих методов познания и освоения мира человеком. Мировоззренческая - главная функция философии, так как она совпадает с ее основным содержанием; заключается в формировании, систематизации, обосновании мировоззренческого знания той или иной эпохи, того или иного периода; в возможности через философское образование формировать мировоззрение людей. Гуманистическая функция философии актуализируется в «смутные времена», то есть в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеку, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов. Именно этим объясняется трагичность судеб многих философов и то, что такое мыслители, как Сократ, Д. Бруно, А. Швейцер, Ф. Достоевский и целый ряд других, стали символами гуманизма в истории мировой культуры. Критическая функция философии состоит в том, что она критически осмысливает существующую культуру и то состояние, в котором находится общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия. Прогностическая функция философии состоит в том, что она обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. Философия осмысливает стратегические направления развития человечества, его исторические перспективы и его культуру. Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
147. Специальная и общая теория относительности А.Эйнштейна как современные концепции пространства и времени. Специальная теория относительности была создана Альбертом Эйнштейном в 1905 г. как результат обобщения и синтеза классической механики Ньютона и электродинамики Максвелла. Свою работу «К электродинамике движущихся сред» Эйнштейн начинает с двух предположений, которые в современной науке носят название постулатов теории относительности. Как писал сам Эйнштейн, он рассматривал эти постулаты как предпосылки для того, чтобы, «положив в основу теорию Максвелла для покоящихся тел, построить простую, свободную от противоречий электродинамику движущихся сред». Постулаты теории относительности формулируются следующим образом: 1) принцип относительности: все законы природы одинаковы во всех инерциальных системах отсчета; 2) принцип постоянства скорости света: скорость света в пустоте одинакова во всех инерциальных системах отсчета и не зависит от движения источников и приемников света. Из этих двух принципов следуют все положения теории относительности. Следствием постоянства скорости является тот факт, что понятие одновременности событий, которым пользовались в ньютоновской механике для рассуждений о времени, становится относительным, зависящим от наблюдателя. В классической механике принимается, что одновременность двух событий, разобщенных некоторым расстоянием, может быть установлена путем переноса часов из одной точки в другую, и такое движение никак не должно сказываться на их ходе. Однако проверить одинаковость показаний часов в двух разных точках можно лишь с помощью сигнала, который распространялся бы из одной точки в другую мгновенно. Но таких сигналов в природе нет. Следовательно, решить вопрос о синхронизации часов можно только путем соглашения о том, когда эти часы следует считать идущими синхронно. За основу такого определения (соглашения) Эйнштейн берет скорость света в вакууме. Пусть по часам в точке А сигнал послан в момент времени t1 и после отражения в точке В возвратился в точку А в момент времени t2. Тогда, по определению, часы в точке В синхронны с часами в точке А, если они идут одинаково быстро и в момент прихода светового сигнала в точку В часы, установленные в ней, показывают время t3 = (t1+ t2)/2. Установив, что следует понимать под синхронно идущими в разных точках пространства покоящимися часами, Эйнштейн дал определение одновременности и времени. Но установленная таким образом одновременность событий в одной системе отсчета не будет таковой в другой системе, движущейся относительно первой. Таким образом, необходимо говорить о собственном времени в каждой системе отсчета. Абсолютного универсального времени не существует, а наши обыденные представления о таком времени – следствие того, что мы живем в мире малых скоростей и пользуемся при этом информационными (электромагнитными) волнами, распространяющимися со скоростями, сравнимыми со скоростью света. Теория относительности А.Эйнштейна – физическая теория, рассматривающая пространственно-временные свойства физических процессов. Физические явления, описываемые теорией относительности, называются релятивистскими и проявляются при скоростях v движения тел, близких к скорости света в вакууме с. В основе теории относительности лежат два положения: принцип относительности, означающий равноправие всех инерциальных систем отсчета, и постоянство скорости света в вакууме, ее независимость от скорости движения источника света. Эти два постулата определяют формулы перехода от одной инерциальной системы отсчета к другой – преобразования Лоренца, для которых характерно, что при таких переходах изменяются не только пространственные координаты, но и моменты времени (относительность времени). Из преобразований Лоренца получаются основные эффекты специальной теории относительности: существование предельной скорости передачи любых взаимодействий – максимальной скорости, до которой можно ускорить тело, совпадающей со скоростью света в вакууме; относительность одновременности (события, одновременные в одной инерциальной системе отсчета, в общем случае не одновременны в другой); замедление течения времени в быстро движущемся теле и сокращение продольных – в направлении движения – размеров тел и др. Все эти закономерности теории относительности надежно подтверждены на опыте. Теория относительности выявила ограниченность представлений классической физики об «абсолютных» пространстве и времени, неправомерность их обособления от движущейся материи; она дает более точное, по сравнению с классической механикой, отображение объективных процессов реальной действительности. Ряд выводов общей теории относительности качественно отличаются от выводов ньютоновской теории тяготения. Важнейшие среди них связаны с возникновением черных дыр, сингулярностей пространства-времени, существованием гравитационных волн (гравитационного излучения). Представления о пространстве и времени составляют основу физического миропонимания, что уже само по себе определяет значение теории относительности. Особенно велика ее роль в физике ядра и элементарных частиц, в том числе и для расчетов гигантских установок, которые предназначены для потоков очень быстрых частиц, необходимых для экспериментов, позволяющих продвинуться в изучении строения материи. Еще одним важным следствием теории А. Эйнштейна стало признание относительности массы тела, которая была поставлена в зависимость от скорости его движения. Масса тела есть мера содержащейся в нем энергии, а энергия зависит от скорости движения. Известная формула E = mc2 выражает это отношение. Общая теория относительности (или гравитационная теория), созданная А. Эйнштейном в 1916 г., позволяет рассматривать не только инерциальные системы отсчета, но любые системы координат, которые движутся по криволинейным траекториям и с любым ускорением. Распространение результатов специальной теории на неинерциальные системы отсчета привело к установлению зависимости между метрическими свойствами пространства и времени и гравитационными взаимодействиями. К подобным выводам привели следующие размышления. Существует два способа определения массы тела: через ускорение (инертная масса) и через притяжение в поле тяготения (гравитационная масса). Эквивалентность инертной и гравитационной масс была известна еще в классической физике. Специальная теория относительности установила зависимость инертной массы от скорости движения тела.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |