КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Редукция и редукционизм в химии . Химическая форма движения материи
В философии химии проблема редукции вызвала широкую полемику, результатом которой стало появление двух крайних позиций. Во-первых, на волне успехов квантовой химии сформировалась позиция радикального микрофизического редукционизма, согласно которой все химические термины и объяснения на макроуровне в конечном счете являются излишними и должны быть элиминированы в пользу микрофизической терминологии и объяснений на базе микрофизики. Во-вторых, появилась более умеренная, но тоже физикалистская позиция, – ее выразил, в частности, Я. Ван Брэйкель, выступая против редукции химии к микрофизике и подчеркивая, что соображения, относящиеся к макроскопическому уровню реальности, неустранимы из обоснования химического знания. В соответствии с первым подходом физическое описание как более фундаментальное потенциально может вытеснить химическое описание. Редукция в этом смысле эквивалентна элиминации (исключение, удаление), которую можно понимать либо эпистемологически – как элиминацию химических теорий посредством переопределения химической терминологии в физических терминах, либо онтологически – как элиминацию химической онтологии. В целом, в философии химии можно сформулировать два вопроса в отношении проблемы редукции: возможна ли редукция химической онтологии к физической? способна ли физика дать объяснения всем тем явлениям, которые истолковываются в химии, т.е. объясняет ли физика все то, что объясняет химия? На протяжении долгого времени редукция химии к физике понималась элиминативистски. В результате редукция лишала химию статуса эпистемологически автономной дисциплины. Это служило дополнительным аргументом в пользу физикализма. Редукция также открывала возможности для нового понимания организации знания, – это понимание выражалось бы в установлении особой междисциплинарной иерархии, противоположной межтеоретической иерархии, примером которой может быть соотношение классической механики Ньютона и релятивистской механики Эйнштейна. В философии науки существует представление о двух главных типах редукции: § эпистемологической § онтологической. Функция эпистемологической редукции сводится к упорядочиванию теорий. Так, эпистемологическая редукция химии, или химических тео- рий, к физике, или к физическим теориям, определяет место химии в системе научного знания, устанавливает, является ли химия вторичной по отношению к физике наукой, и определяет тем самым дисциплинарную, или межтеоретическую, иерархию знания. Онтологическая редукция ставит вопрос об онтологическом преимуществе одного описания реальности над другим. Она показывает, какие сущности оказываются фундаментальными в онтологическом смысле, т.е. какая онтология является первичной, или действительной, онтологией природы, а какая – вторичной и может быть замещена первичной. Химическая форма движения материи исследуется и познается измерением физических свойств и физических величин, присущих каждому веществу. Физической величиной является, например, масса вещества, его плотность, температура плавления. Химическая форма движения материи лежит в основе двух форм, определяющих развитие неживой (геология) и живой (биология) природы. Особенность химической формы движения материи проявляется в химических реакциях, сопровождающихся разрушением исходных и образованием новых веществ. При этом разрываются, вновь возникают или перераспределяются химические связи между атомами, вследствие чего происходит изменение состава и структуры веществ. Изучить химическую форму движения материи, законы этого движения, овладеть химическим процессом настолько, чтобы управлять им, - вот основные задачи химии как науки. В химической форме движения материи количество и качество играют особую роль, выступая ее мерилом. Основные черты химической формы движения материи правильно отражены в теории химического строения Бутлерова. Теория строения правильно отражает главные свойства химической формы движения именно потому, что в основе этой теории лежит представление о единстве химических свойств вещества и строения его молекул, а химические изменения рассматриваются как изменения химического строения. Материальными носителями химической формы движения материи являются атомы, молекулы, макромолекулы, ионы, радикалы и другие образования. Основные черты химической формы движения материи правильно отражены в теории химического строения Бутлерова. Теория строения правильно отражает главные свойства химической формы движения именно потому, что в основе этой теории лежит представление о единстве химических свойств вещества и строения его молекул, а химические изменения рассматриваются, как изменения химического строения. Химия изучает химическую форму движения материи, под которой понимают качественное изменение веществ, превращение одних веществ в другие. При химических процессах происходит обмен атомами между различными веществами, перераспределение электронов между атомами, разрушение одних соединений и возникновение других. В результате химических процессов возникают новые вещества с новыми химическими и физическими свойствами. Такого представления, что химическая форма движения материи сводится к перераспределению электронов и ядер, у меня нет, а есть такое представление, что перераспределение электронов и ядер на определенных ступенях этого процесса может привести и приводит к новому качеству, и это новое качество является возникновением новой химической частицы. 133. Основные черты античной философии (Фалес, Зенон,Сократ). Античная философия - совокупность философских учений, созданных в период античности, т.е. греческой и греко-римской древности.Всемирно-историческое значение философии Древней Греции заключается в том, что именно она заложила фундамент философского мышления. В истории античной философии выделяютс следующие периоды: период натуралистической или "философии физиса" - ионийская школа, пифагорейцы, элеаты (VI - V вв. до н.э.); период гуманистический, когда центр философии смещается к осмыслению сущности человека софисты и особенно Сократ (V в. до н.э.); период большого синтеза Платона и Аристотеля (IV в. до н.э.), когда создаются обобщающие философские концепции; период эллинистических школ от эпохи Александра Македонского и до возникновени христианства (IV в. до н.э. - I в н.э.) - кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, эклектизм; античные школы христианского периода (I - начало VI вв. н.э.) - неостоицизм, неоскептицизм, медиоплатонизм, неопифагоризм, неоплатонизм. Фалес. Жил в Милете. Философ и математик Первый из семи мудрецов Древней Греции. Сочинения, приписываемые Фалесу: «О началах», «О солнцестоянии», О равноденствии». Привнес в Грецию восточные знания. Предсказал солнечное затмение, ввел календарь (365 дней), привнес знания по геометрии. Аристотель писал, что Фалес родоначальник такой философии, где первоначалом всего существующего (основой) называются конкретные материальные вещества, из которых состоят все вещи, из нее (первоосновы) они возникают и в нее, в конечном счете, уходят. Причем, «ничто не возникает и не погибает, так как подобная основа природы всегда сохраняется…Фалес считает первоосновой воду».Фалеса вода божественна (мир полон богов). Диоген Лаэртский говорил: «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств». Магнит притягивает железо потому, что имеет душу. Сократ – представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. В центре сократовской мысли тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. Сократ – принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, «столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение». В центре внимания Сократа, как и некоторых софистов – человек. Но он рассматривается Сократом только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа – это этический антропологизм. Суть же своих философских забот Сократ однажды с некоторой досадой выразил Федру: «Я никак еще не могу, согласно дельфийской надписи, познать самого себя». Дело в том, что над входом в храм Аполлона в Дельфах было начертано: «Познай самого себя!». Призыв «Познай самого себя!» стал для Сократа следующим девизом после утверждения: «Я знаю, что я ничего не знаю». Оба они определили суть его философии. Самопознание имело для Сократа вполне определенный смысл. Познать самого себя – значит познать себя как общественное и нравственное существо, притом не только и не столько как личность, а как человека вообще. Зенон Элейский (акмэ — середина V в. до н.э.) — фигура значительная, но и по-своему экстравагантная. Диоген Лаэртий сообщает: „Был он человеком исключительных достоинств и в философии, и в политической жизни, сохранились его книги, полные большого ума" [6; 298]. Известны мнения доксографов об участии Зенона в заговоре против элейского тирана Неарха (или, возможно, Диомедонта), о провале заговора и отважном, дерзком поведении философа после ареста. "Когда на допросе его стали спрашивать о сообщниках и об оружии, которое он привез на Липару, он донес на всех друзей тирана с тем, чтобы оставить его в одиночестве, а потом, [заявив], что он-де должен кое-что сказать ему на ухо кое о ком, укусил [тирана за ухо] и не отпускал до тех пор, пока не был заколот..." [6. С. 298-299]. Так было или иначе, но об - антитиранических настроениях Зенона и его "презрении к сильным мира сего", сродни гераклитовскому, сообщается в ряде свидетельств. Главные философские утверждения Зенона являются своего рода повтором исходных тезисов философии Парменида: Сущее одно, едино, а потому оно непрерывно и неделимо (20а), не имеет частей (20Ь), неподвижно, бесконечно (20с). Отсюда, согласно Пармениду и Зенону, следует, что есть только единое и нет многого, есть только неделимое и нет деления, есть только неподвижное и нет движения. Античная философия на доступном ей научном и социальном уровне решила все поднятые ею философские проблемы. На заложенных ею основаниях ей уже нечего было решать, а подымать качественно новые и более глубокие философского мировоззрения у нее не было ни потребностей, ни возможностей. А физически и духовно античную философию прикончило христианство. В 529 году боголюбивый и святой византийский император Юстиниан Великий издает специальный Декрет о закрытии последней, в Афинах, школы неоплатоников, а деятельность языческих философов запрещает. На этом античная философия прекратила свое существование. 134.Философские взгляды аль Фараби. Его работа "О качествах главы добродетельнеге города". Әбунасыр Мұхаммад ибн Мұхаммад ибн Тархан ибн Узлаг Әл-Фараби белгілі түркіәскербасының отбасында дүниеге келген. Туған жері – Оңтүстік Қазақстандағы арабтар жаулап алғаннан кейін Фараб атанған Отырар. Дәлірек айтсақ, Отырардың іргесіндегі Васидж қамалы. Әл-Фараби – ортағасырлық ғылымдардың қай-қай саласында да үздік білімнің иесі, энциклопедист ғалым ретінде даңқы шыққан ғұлама-ойшыл. Философия мен логика, математика мен физика, музыка мен поэзия, грамматика мен азаматтық саясат... Әл- Фараби бабамыз меңгерген ғылымдар тізбегі осылай жалғасып кете барады. Кене гректің бай мұрасын жан-жақты игерген ол аристотелизм мен ислам идеяларына өте терең талдаулар жасады. Библиографиялық бастаухаттар ғалымның қаламынан туған шығармалардың саны 164-ке жетеді дейді. Әл-Фараби трактаттарының қолжазбаларын Каир, Дамаск, Бейрут, Ыстамбұл, Лейден, Париж, Мадрид, Лондон, Тегеран, Нью-Йорк және басқа да қалалардың кітапханаларынан кездестіруге болады. Бұлардың арасында "Әріп кітабы", "Субстанция туралы сөз", "Заңдар жайлы кітап", "Логиканың қысқартылған үлкен кітабы", "Философияны меңгеруге дайындық", "Музыка туралы үлкен кітап", "Физика негіздері", "Птоломейдің "Әлмагесіне" түсіндірмелер", "Ғылымдардың жіктелуі жайлы сөз", "Қайырымды қала тұрғындарының көзқарастары туралы", "Азаматтық саясат","Бақытқа жету туралы" еңбектері бар. Ғұлама ғалым және философ Аристотельдің логикаға қатысты барлық дерлік еңбектеріне, атап айтсақ, "Метафизика", "Никомахтық этика", "Риторика", "Поэтика", "Птоломейдің "Әлмагесіне", Александр Афродизискийдің "Жан туралы" еңбегіне, Евклид "Бастауларының" бірқатар тарауларына, Порфирийдің "Исагогына" түсіндірмелер жасады. Фараби қайырымдылықты этикалық және рационалды деп бөлді. Этикалық қайырымдылыққа ерлік, ақкөңілділік, әділеттілік, ал рационалды қайырымдылыққа ақылдылық, интелект / жан - жақтылық /, мидың өміршеңдігі жатады. Қайырымдылықты үйренуге бола ма? Бұл Фараби үшін өте маңызды мәселе болды. Оның шешілуін адамның жеке қызметінің идеясымен адамшылықтың жоғарғы шыңына - бақытқа жетуімен байланыстырады. Көне гректік философияда бұл мәселе Сократ, Аристотельді де ойландырғаны туралы бізге мәлім. Олардың бәрі де «шын және нағыз қайырымдық адамға табиғат арқылы әсер етеді» деген тұжырымдар жасаған. Қайырымды қала басшысы тралы енбегінде ол басшыға 12 қасиет болуын атап өтеді, Олар: дене мушелері жаксы жетілген, айтылған нарсені қабылдауға қабілетті, есте сақтауы кушті, ақылды, ойын жеткізе білуші, ғылымды суюші, одан кушін аяайтын, адал арі мейірімді, жомарт арі байлыққа қызықпйтын, әділеттілікті суп, аділетсіздікті ек коретін, койган максатына жете білетін болуы тиіс. Фараби қайрымдылықты үйретуге тәрбиемен оқудың маңызды роль атқаратын айтып өтті. Жақсы мінез ақы – оймен бірге қайырымдылықтың шарты болса, Фараби грек ақыл – ой иелері сияқты адамның қайырымды болуында оның сезімінінде маңызды роль атқаратынын атады. «Адам дүниеге келгенде таза мектеп тақтасындай болады, тақта бетіне әр адам өз қолжазбасын жазып қалдырғандай кішкене нәрестенінде таза санасына осе келе ар нарсе жазылады» - деді Фараби
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |