Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиция и особенности тюркского мировоззрения. Мифология и религия (КоркытАта, аль фараби, Асан Кайгы, Мухаммед Хайдар Дулати и др.)




В основе древней казахской культуры лежат освещенные мифологической символикой нормы и образцы поведения людей, определяющие собой уклад и строй кочевой жизни казахов.

1. Первопредком казахов считается Коркут, который прилетел на землю белой верблюдице. Он приземлился возле берегов Сыра и вонзил в его середину свой кобыз. «Коркут» есть объединение двух начал: добра и зла. Осознание этих понятий дало возможность выявить отношения к окружающему миру: страх перед неизведанным и радость от осознанного существования на земле. По Коркуту, люди должны оставаться людьми и сохранять человечность. Следы данного эпоса обнаруживаются на древней родине Огузов - в Центральной Средней Азии, легенды о Коркут ата сохранились среди казахов, кыргызов и многих тюркских народов. 2. Эпос «Кобланды-батыр» - сказание о Первотворений Вселенной и жизни на Земле. В нем переплелись основные понятия натурального философского мировоззрения, которые будут отражаться в каждой перекочевке, в каждом обряде, узоре. Первотворение есть соединение двух противоположных начал, двух видов энергии: мужской и женской, солнечной и лунной. Единство человека и космоса осознается как связь с предками, с предначалом жизни, с Луной. 3. Сказание «Аймаи-Шолпан» мифологично: жизнь без сына воспринимается как бесцельная, продолжение рода необходимо для сохранения космического равновесия. 4. По представлениям казахов космос девятислойный. Представители всех девяти слоев являются предками, отсюда берет начало культ почитания девяти предков, сохранившейся у отдельных родов. С этими представлениями у казахов связано и почитание старших, и поклонение духу предков. 5. Человеческая душа представлена тремя видами: «ет-жан», «шыбын-жан» и «рухи-жан». После смерти человека ет-жан уходит в небо, шыбын-жан — в землю, рухи-жан остается в доме умершего. Перед выносом тела умершего его трижды поднимали и опускали. 6. Юрта внутри также делилась на три части: околодверную, серединную и тор (центральную). Юрта была символом космоса и триединства Вселенной, символом освоенного пространства. Шанырак был семейной реликвией, символом продолжения рода. Он передавался из поколения в поколение. Старшие дети, отделяясь от родителей, получали еншi, в юрте оставался самый младший сын. Хозяйство у него было общее с отцом, он был наследником всего его богатства и назывался шанырак иесы (хозяином).

Асан Кайгы (ХIУ-ХУ вв.). Асан Кайгы (Асан Печальный) — настоящее имя — Хасан Сабитулы. Казахский жырау, поэт-философ, родилсяво 2-й половине ХIУ в. в Поволжье, скончался в 60-е гг. ХУ в. Асан Кайгы был очень влиятельным сановником хана Алтын Орды (Золотой), впоследствии основателя казахского ханства Улу-Мухаммеда. Во времена политической борьбы в Восточном Дешт-и-Кьшчаке был сторонником султанов Керея и Жанибека, противников хана Абулхаира, основавших в 1456 г. казахское ханство. Был идеологом этого ханства, сторонником объединения всех казахских родов в одно государство. Асан Кайгы чувствовал сильную зависимость кочевого скотоводческого быта от природных условий, джутов, стихийных бедствий. Отсюда легенда о поисках Асаном Кайгы обетованной земли - «Жер-Уюк» с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом и множеством зверей и рыб, где люди живут без нужды и горя, вражды и угнетений. На верблюде Желмая он объездил все стороны света, но нигде не нашел обетованной земли, где все люди жили бы счастливо и царило бы равноправие. Асан Кайгы считал, что Жер Уюк должен стать местом счастья и равноправия людей. И независимо от условий жизни человек должен быть искренним и честным, боясь как огня “ложных показаний”, “дурного слова”, потому что именно с ними связано «зло» на земле. Из-за идеи любви и сострадания акына Ч.Ч.Валиханов называет его “кочевым философом”. Рассказы о поисках Асан Кайгы Жер Уюк включают в себя крылатые слова и выражения, образные характеристики тех местностей, где он побывал, их климатических условий, населения, а также многочисленные топонимы.

Мухаммед Хайдар-дулат (1499-1551 гг.). Мырза Мухаммед Хайдар бен Мухаммед Хусайн Курекандуглат (родился в 1499 г. в Ташкенте, - умер в 1551 г. в Кашмирском валаяте в Индустане) — известный историк, литератор. В литературе известен как Хайдар мырза, Мырза Хайдар. Мухаммед Хайдар-дулат является автором дастана “Джаханнама”, вошедшего в исторический справочник по Могулистану и приграничных ему областей — “Тарихи Рашиди”. Предки Мухаммед Хайдара-дулати были видными политическими деятелями на территории юго-восточного Казахстана, Кыргызстана и Восточного Туркестана, входившей в государство Могулистан. Детство Мухаммед Хайдара-дулати приходится на времена заката государства династии Тимура в Средней Азии, произошедшего под давлением узбекских кочевников Мухаммеда Шейбани, развала Могулистана и возвышения Казахского ханства. С 1512 г. Мухаммед Хайдар-дулати, находясь во дворце хана Султана Саида в Кашгарии, занимал видные военные и другие должности при дворе. В 1541-154б гг. в Кашмире он написал на персидском языке “Тарихи Рашиди”. Мухаммед Хайдар-дулати оставил очень ценные сведения, касающиеся средневековой истории казаховТарихи Рашиди ” содержит много сведений о формировании Казахского ханства, последовавших событиях в Семиречье и Восточном Дешт-и-Кыпчаке, падении Могулистана, феодальных войнах, установлении дружеских союзов между казахами, кыргызами и узбеками в борьбе против внешнего врага. В работе также имеется много ценных данных о социально-экономическом положении Южного и Восточного Казахстана в ХУ-ХУI вв., городской и земледельческой культуре, исторической географии Семиречья, Средневековом Казахстане.

Ходжа Ахмед Яссауи. Яссауи родился в древнем Сайраме, учился в Бухаре у шейха Арсалан баб. Основал среднеазиатский филиал суфистов. Писал и проповедовал ислам в народе. В возрасте 63 лет он спускается в подземелье, дабы не видеть солнца, чем сам Мухаммед. После себя он оставил сборник «Мудрых изречений». которые пережили столетия. Ходжа Ахмед Яссауи является духовным отцом казахов. Как известно, казахи почитают Коран, но также верят и духам своих предков — аруахам. Жизнь в согласии со своей совестью является фундаментальной истиной суфизма Яссауи с которым он после долгих лет размышлений пришёл в Степь. И казаки приняли такой ислам, «свой» ислам. Яссауи переложил всю ответственность на самого человека, как часть божественного смысла. Умеренность — это другой фундаментальный принцип Яссауи. В людской жадности и непомерности во всех проявлениях он видел начало многих бед на земле. Золотая середина, отсутствие крайностей во все времена почитались признаком ума. Святые старцы в глубине души всегда были революционерами. И Яссауи здесь не исключение. Он призывал людей к умеренности, равновесию в желаниях. Достигнув 63 лет, он спустился в подземелье и уже не видел солнца. Он стал писать, постигнув суть земной жизни. Здесь он и умер. Его перенесли и погребли невдалёке. Позже Эмир Тимур, восхищавшийся глубиной ума поэта и подвигом его жизни, своими руками начертил проект мечети Яссауи. Так возникло это красивейшее творение рук средневековых мастеров — мечеть Ходжа Ахмеда Яссауи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.