КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диалектика процесса познания
Понятие природы.Природная среда. Биомасса и техномасса. Понятие природа одно из субстанциональных категорий философии. По своему содержанию оно емкое и всеохватывающее: элементарные частицы, атомы, молекулы, свет далеких звезд, моря, реки, леса, извержения вулканов землетрясения и т. д. - это все явления и объекты природы. К природе также относится и бесконечное разнообразие живых существ на земле. Понятие природа очень близко к понятию материя, охватывающая все, даже бесконечную Вселенную.В широком смысле слова природа – это материя и обыкновенная реальность, взятые вместе со своими разнообразными связями, отношениями, атрибутами. В несколько узком смысле слова природная среда - совокупность всех естественных условий необходимых для существования и развития человека и общества. Биома́сса (биоматерия) — совокупная масса растительных и животных организмов, присутствующих в биогеоценозе в момент наблюдения. Среди наземных животных организмов наибольшую по массе часть составляют насекомые, членистоногие и подобные им, обеспечивающие существование растительных организмов. (Более 80-ти процентов сухопутной биомассы). Первобытный человек освоил земледелие и скотоводство, постепенно вывел огромное число культурных растений и животных, которые стали основой его пропитания. Техномасса, т.е. то, что создано человеком, включая растения и животных, ныне на несколько порядков превосходит то, что производит дикая природа на суше. Однако для производства техномассы требуется значительная масса естественных ресурсов. В результате трудовой деятельности, принимающей все большие масштабы, возникла «очеловеченная» часть природы, или, как принято говорить, вторая природа, которая по всем направлениям теснит первую, первозданную природу.
Диалектика процесса познания. Диалектика и процесс познания. "Диалектика" происходит от гр. слова dialegomai, обозначающего "веду беседу, рассуждаю". Диалектика исследует отношения всеобщих противоположностей, всеобщие законы. Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях: 1)Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная
125.Л. Фейербах " Основные положения философии будущего" Людвиг Фейербах (1804-1872) — последний представитель немецкой классической философии и ее реформатор. Главное направление - критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Становление Фейербаха как философа: посещает лекции Гегеля, посвящает ему диссертационное исследование «О едином всеобщем и бесконечном разуме» (1828), где рассматривает разум в качестве субстанции, как абсолютную реальность. Обращение к проблеме смерти и бессмертия, исследование философии Нового времени от Бэкона до Спинозы, знакомство с философией Г. Лейбница приводят его к вопросам: как мышление относится к бытию, как логика относится к природе, каково отношение философии к религии, каково отношение философии Гегеля к жизни, имеет ли она будущее. Поиск ответов на эти вопросы приводит к критике философии Гегеля, к рассмотрению сущности христианства, а в итоге к выводу о том, что философия Гегеля есть рационализированная теология. Все это позволило Л. Фейербаху выработать свою позицию и изложить «Основы философии будущего» (1843). Основные идеи: подлинным объектом философского анализа может быть только человек. Человек есть единство бытия и мышления, поэтому он и должен рассматриваться в качестве исходного пункта философии. Идеализм недооценивал роль чувств и явно переоценивал значение разума, посему надлежит восстановить права чувств, уделить им надлежащее внимание. Отбрасывает всю гегелевскую философию, включая и его теорию диалектики. Преодолевая идеализм, восстановил традиции того материализма, который был одним из теоретических источников немецкой классической философии. В теории познания подчеркивает роль чувств, значение опыта, но последний не рассматривает в качестве общественной практики как основы, цели познания и критерия истины. Критика религии стала целью его жизни. Считает, что религию породила человеческая нужда. Исследуя психологические источники религии, делает вывод, что Бог — это отчужденная сущность человека. Бог есть то, кем человек хочет быть. Критику религии осуществляет с позиции антропологического материализма (АМ). Суть АМ: истоки своеобразия человеческой жизнедеятельности, а также исторического развития человека следует искать в природе самого человека. Из природы человека можно вывести сущность общественного устройства, его политику и право, мораль и искусство, религию, философию и науку. Свою позицию не называет материалистической. Для него «истина не есть ни материализм, ни идеализм, ни физиология, ни психология; истина — это антропология...» не считает, что сущность человека заключена в отдельно взятом человеке. Сущностные силы человека: воля; чувства; разум — это его родовые силы, общественные способности. Человеческая сущность определяется социальными «общественными» отношениями. Этапы человеческой истории отличаются всего лишь содержанием религии и морали общества, а сами чувства: религиозные, нравственные, эстетические и т. д. заданы человеку его природой, имеют врожденный характер. Гуманистическая направленность: Основа объединения людей, их общения - любовь. Любовь — средство созидания. Но оставил открытым вопрос: почему любовь вытесняется ненавистью, почему и когда силы созидания уступают место силам разрушения. Путь к устранению зла не просто в просвещении, а в гуманистическом обновлении условий жизни людей путем применения достижений научно-технического прогресса и развития культуры. Последние должны сделать человека господином природы, а отношения людей коллективистскими. Непоследовательность учения: преодоление зла видел на путях преодоления чувства зависимости человека от внешних сил природы и общества, а не устранения самой зависимости. Его философия, построенная на всеобщей любви, будучи надобщественным образованием претендовала быть моделью для всех народов на все времена, а поэтому и стала утопической моделью, исключающей ее применение где-либо, когда-либо и кем-либо. Выступая против идеализма, Л. Фейербах остался на позициях идеалистического понимания истории. Его философии хватило на блестящую критику феодальной действительности, но ей недостало конструктивности по преобразованию этой действительности.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |