Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика процесса познания




Понятие природы.Природная среда. Биомасса и техномасса.

Понятие природа одно из субстанциональных категорий философии. По своему содержанию оно емкое и всеохватывающее: элементарные частицы, атомы, молекулы, свет далеких звезд, моря, реки, леса, извержения вулканов землетрясения и т. д. - это все явления и объекты природы. К природе также относится и бесконечное разнообразие живых существ на земле. Понятие природа очень близко к понятию материя, охватывающая все, даже бесконечную Вселенную.В широком смысле слова природа – это материя и обыкновенная реальность, взятые вместе со своими разнообразными связями, отношениями, атрибутами. В несколько узком смысле слова природная среда - совокупность всех естественных условий необходимых для существования и развития человека и общества.

Биома́сса (биоматерия) — совокупная масса растительных и животных организмов, присутствующих в биогеоценозе в момент наблюдения.

Среди наземных животных организмов наибольшую по массе часть составляют насекомые, членистоногие и подобные им, обеспечивающие существование растительных организмов. (Более 80-ти процентов сухопутной биомассы).

Первобытный человек освоил земледелие и скотоводство, постепенно вывел огромное число культурных растений и животных, которые стали основой его пропитания. Техномасса, т.е. то, что создано человеком, включая растения и животных, ныне на несколько порядков превосходит то, что производит дикая природа на суше. Однако для производства техномассы требуется значительная масса естественных ресурсов. В результате трудовой деятельности, принимающей все большие масштабы, возникла «очеловеченная» часть природы, или, как принято говорить, вторая природа, которая по всем направлениям теснит первую, первозданную природу.

 

Диалектика процесса познания. Диалектика и процесс познания. "Диалектика" происходит от гр. слова dialegomai, обозначающего "веду беседу, рассуждаю". Диалектика исследует отношения всеобщих противоположностей, всеобщие законы. Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях: 1)Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная
реальность. 2)Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании. 3)Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики. Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и
находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития. Диалектика как категория имеет ряд характеристик. Диалектика-наука о наиболее общих законах всякого движения. Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том, что наше субъективно мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому в результатах противоречия м/у ними быть не может. Современное естествознание признает наследственность приобретённых свойств и этим расширяет субъект опыта, распространяя его с индивида на род. Диалектика как теория развития. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна
созерцать сложа руки. Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного. Диалектика как учение о единстве противоположностей. "Диалектика-есть учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности, при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг друга, почему ум человека не должен брать эти противоположности за мёртвое застывшие, а за живое условные, подвижные, превращающиеся одна в другую." Диалектика как метод познания. По этому поводу К.Маркс писал:"Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее появление. У меня же наоборот идеальное есть нечто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Диалектическая концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали. Диалектика — открытая, творческая система мышления, призванная осмысливать всё новые и новые реалии, проблемы, ситуации с которыми сталкивается человечество и человек на каждом новом этапе своей жизни, своего исторического пути. Диалектику мало выучить по книжкам. Каждая диалектическая позиция требует практического её освоения, формирования навыка решения проблем, использования диалектических понятий, анализа. Эклектика - соединение различных, иногда противоположных философских взглядов, теоретических предпосылок, ценностных суждений и т.п. Эклектика характеризуется неумением выделять главные, ведущие закономерности, объясняющие процессы развития в природном и социальном мире. Релятивизм - философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания. Объективная диалектика – развитие реального мира. Субъективная - диалектическое мышление (отражение диалектического движения действительного мира) и теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития. В современном сложном и противоречивом мире возрастает роль диалектики как метода и диалектической логики как науки об этом методе, его нормах мышления.

 

125.Л. Фейербах " Основные положения философии будущего"

Людвиг Фейербах (1804-1872) — последний представитель немецкой классической философии и ее реформатор. Главное направление - критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Становление Фейербаха как философа: посещает лекции Гегеля, посвящает ему диссертационное исследование «О едином всеобщем и бесконечном разуме» (1828), где рассматривает разум в качестве субстанции, как абсолютную реальность. Обращение к проблеме смерти и бессмертия, исследование философии Нового времени от Бэкона до Спинозы, знакомство с философией Г. Лейбница приводят его к вопросам: как мышление относится к бытию, как логика относится к природе, каково отношение философии к религии, каково отношение философии Гегеля к жизни, имеет ли она будущее. Поиск ответов на эти вопросы приводит к критике философии Гегеля, к рассмотрению сущности христианства, а в итоге к выводу о том, что философия Гегеля есть рационализированная теология. Все это позволило Л. Фейербаху выработать свою позицию и изложить «Основы философии будущего» (1843).

Основные идеи: подлинным объектом философского анализа может быть только человек. Человек есть единство бытия и мышления, поэтому он и должен рассматриваться в качестве исходного пункта философии. Идеализм недооценивал роль чувств и явно переоценивал значение разума, посему надлежит восстановить права чувств, уделить им надлежащее внимание. Отбрасывает всю гегелевскую философию, включая и его теорию диалектики. Преодолевая идеализм, восстановил традиции того материализма, который был одним из теоретических источников немецкой классической философии. В теории познания подчеркивает роль чувств, значение опыта, но последний не рассматривает в качестве общественной практики как основы, цели познания и критерия истины. Критика религии стала целью его жизни. Считает, что религию породила человеческая нужда. Исследуя психологические источники религии, делает вывод, что Бог — это отчужденная сущность человека. Бог есть то, кем человек хочет быть. Критику религии осуществляет с позиции антропологического материализма (АМ). Суть АМ: истоки своеобразия человеческой жизнедеятельности, а также исторического развития человека следует искать в природе самого человека. Из природы человека можно вывести сущность общественного устройства, его политику и право, мораль и искусство, религию, философию и науку. Свою позицию не называет материалистической. Для него «истина не есть ни материализм, ни идеализм, ни физиология, ни психология; истина — это антропология...» не считает, что сущность человека заключена в отдельно взятом человеке. Сущностные силы человека: воля; чувства; разум — это его родовые силы, общественные способности. Человеческая сущность определяется социальными «общественными» отношениями. Этапы человеческой истории отличаются всего лишь содержанием религии и морали общества, а сами чувства: религиозные, нравственные, эстетические и т. д. заданы человеку его природой, имеют врожденный характер. Гуманистическая направленность: Основа объединения людей, их общения - любовь. Любовь — средство созидания. Но оставил открытым вопрос: почему любовь вытесняется ненавистью, почему и когда силы созидания уступают место силам разрушения. Путь к устранению зла не просто в просвещении, а в гуманистическом обновлении условий жизни людей путем применения достижений научно-технического прогресса и развития культуры. Последние должны сделать человека господином природы, а отношения людей коллективистскими. Непоследовательность учения: преодоление зла видел на путях преодоления чувства зависимости человека от внешних сил природы и общества, а не устранения самой зависимости.

Его философия, построенная на всеобщей любви, будучи надобщественным образованием претендовала быть моделью для всех народов на все времена, а поэтому и стала утопической моделью, исключающей ее применение где-либо, когда-либо и кем-либо. Выступая против идеализма, Л. Фейербах остался на позициях идеалистического понимания истории. Его философии хватило на блестящую критику феодальной действительности, но ей недостало конструктивности по преобразованию этой действительности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.