Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распад Югославии




План.

2.

1.

План.

4.

3.

2.

1.

Самоуправленческий социализм в Югославии.

4. Кризис советской модели социализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы:

А) Кризисы 1956 г. в Польше и Венгрии.

Б) Политическое и социально-экономическое развитие во вто­рой половине 50-х - середине 60-х годов и события 1968 года в Чехословакии.

В) Кризисы 1968 и 1970 годов в Польше.

Советско-югославский конфликт имел очень тяжелые последствия для всего региона. Во-первых, странам было категорически отказано в праве на учет национальных особенностей в процессе строительства со­циализма. В декабре 1948 г. по требованию Сталина в доклад Г.Димитрова на съезде БКП было включено положение о том, что народная демократия и советский строй представляют со­бой две формы диктатуры пролетариата. Чуть позже этот тезис был принят другими компартиями. Это означало, что строи­тельство социализма будет осуществляться исключительно по советскому образцу. Во-вторых, руководству стран Централь­ной и Юго-Восточной Европы была навязана сталинская кон­цепция обострения классовой борьбы по мере движения к со­циализму. С помощью Москвы были созданы собственные карательные системы. Во всех странах на рубеже 40-50-х годов прошли массовые репрессии, которым подвергались как партий­ные и государственные деятели (в первую очередь, противни­ки сталинской линии), так и простые люди. Преследовалась церковь, особенно в католических странах (Польша, Чехосло­вакия, Венгрия). В условиях борьбы против различного рода «ук­лонов» форсированно создавался административно-бюрокра­тический социализм.

Коммунистические партии быстро сращивались с государ­ственным аппаратом, определяли всю государственную поли­тику и проводили ее в жизнь. Во всех странах начали склады­ваться культы собственных «вождей» - М.Ракоши (Венгрия), Б.Берута (Польша), Э.Ходжи (Албания) и др., которые сосре­доточили в своих руках огромную власть.

В соответствии с советской моделью для построения основ социализма необходимо было завершить национализацию, осу­ществить индустриализацию, провести коллективизацию сель­ского хозяйства и культурную революцию. В первую очередь, была доведена до конца национализация промышленности, торговли. К концу 40-х годов государственный сектор стал по­чти безраздельно господствовать во всех сферах экономики.

Задача индустриализации была объективно назревшей для подавляющего большинства стран региона, за исключением имевших довольно развитую промышленность Чехословакии и ГДР. По примеру Советского Союза индустриализация предус­матривала первоочередное создание или реконструкцию тяже­лой промышленности, вела к свертыванию и отставанию тра­диционных отраслей (легкой, пищевой), наносила ущерб сельскому хозяйству и социальной сфере. В осуществлении ин­дустриализации огромная помощь была оказана Советским Союзом. Возникли новые отрасли промышленности (приборо­строение в Чехословакии и Венгрии, судостроение в Польше, фармацевтика в Болгарии). Особенно высокими были темпы роста промышленного производства в начале 50-х годов - свы­ше 30% в год. К середине 50-х годов в странах региона был создан значительный экономический потенциал, но с серьез­ными диспропорциями: доминировала тяжелая промышлен­ность, незначительно развивалось производство товаров потреб­ления и сельского хозяйства, невысоким был уровень жизни населения.

Средства для индустриализации изымались из сельского хозяйства, где в 1949 году начался процесс коллективизации. Как и в Советском Союзе, он сопровождался насилием над крестьянами, принуждением их к отказу от индивидуального хозяйства. Темпы коллективизации были высокими, но в це­лом ниже советских. Натолкнувшись на сопротивление значи­тельной части крестьянства, правящие партии были вынужде­ны ориентироваться на производственное кооперирование деревни, уже не за 2-3 года, как планировалось сначала, а ми­нимум за пятилетку. Определенное исключение составили лишь отдельные государства. В 1951 г. в Югославии отказались от на­сильственной коллективизации, в конце 1956 г. аналогичные решения были приняты в Польше. Во всех остальных странах процесс коллективизации деревни завершился на рубеже 50-60-х годов.

Культурная революция также наталкивалась на серьезные трудности. Динамично развивалась система образования, увели­чивались ряды интеллигенции. Но быстро обеспечить безраздель­ное господство марксистско-ленинской идеологии не удалось, особенно в странах с сильным влиянием католической церкви. В среде крестьянства, мелкой буржуазии и интеллигенции не было широкой поддержки идеи и перспективы построения социализ­ма. Но с течением времени позиции коммунистической идеоло­гии усиливались в результате ее насильственного насаждения, становления принципа «или-или» (за социализм или против), урбанизации значительной части сельского населения, опреде­ленных успехов на путях строительства социализма.

С конца 40-х годов началось организационное оформление формирующегося лагеря социализма во главе с СССР. Были созданы новые межгосударственные структуры, позволившие еще более усилить роль Советского Союза в реги­оне. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), который замкнул внешнеэкономические связи госу­дарств на СССР. В мае 1955 г. страны Центральной и Юго-Вос­точной Европы подписали Варшавский договор о дружбе, со­трудничестве и взаимопомощи. Организация Варшавского договора (ОВД) представляла собой военно-политический союз под руководством Советского Союза, противостоявший блоку НАТО. Во главе объединенных вооруженных сил государств-участников договора стоял представитель СССР.

Югославия имела лишь статус наблюдателя в СЭВ и не входила в ОВД. Она явилась одним из создателей и лидеров движения неприсоединения к военно-политическим блокам.

Советско-юго­славский конфликт, фактическая изоляция ФНРЮ обуслови­ли значительную специфику социалистического строительства в Югославии. Здесь была поставлена задача максимальной мо­билизации внутренних резервов страны и расширения сотруд­ничества с западными государствами без каких-либо полити­ческих уступок со стороны ФНРЮ. Поэтому в 40-50-е годы в Югославии развернулся активный поиск более соответствую­щих национальным условиям и менее отталкивающих для За­пада форм организации общества и государства.

В 1950 г. был принят закон об изменении системы управле­ния государственными предприятиями. Формально заводы и фабрики, оставаясь в общенародной собственности, передава­лись в управление трудовым коллективам. Вводилась выборность директоров предприятий, которые за свою деятельность отве­чали перед рабочим советом и перед местным выборным орга­ном власти - общинной скупщиной. Община наделялась функ­циями первичной административно-территориальной единицы.

Практика показала, что контроль КПЮ за деятельностью предприятий сохранялся и осуществлялся через заводские парторганизации и что ограничение полномочий руководите­лей было чисто номинальным.

В конце 40 - начале 50-х годов произошла и некоторая де­централизация государственного управления экономикой. Вме­сто пятилетнего вводилось годовое планирование. Большинство федеральных министерств было ликвидировано, их аналоги были созданы на уровне республик. В итоге заметно усилилась роль республиканских и местных органов власти. Так постепенно закладывались основы того, что позже стало называться строи­тельством социализма на основе самоуправления трудящихся.

VI съезд КПЮ (1952 г.) переименовал компартию в Союз коммунистов Югославии (СКЮ), что как бы подчеркивало са­мостоятельность югославских коммунистов по отношению к КПСС. Народный фронт, объединивший КПЮ, Союз молоде­жи, профсоюзы и другие общественные организации, получил новое название - Социалистический союз трудового народа Югославии.

В 1955 г. был принят закон об устройстве общин и райо­нов, направленный на дальнейшее развитие системы самоуп­равления. Общины (коммуны) провозглашались первичными организациями местного самоуправления трудящихся. Скупщина общины избиралась всеми гражданами, проживающими или работающими на ее территории. Ей принадлежала вся полнота местной административной и распорядительной власти.

Следует отметить, что в 1963 г. была утверждена новая кон­ституция, которая закрепила другое название страны - Соци­алистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Вводился принцип сменяемости (ротации) выборных должно­стных лиц и депутатов через каждые два года. Создавался кон­ституционный суд страны.

В текст конституции позже (в 1967, 1968 и 1971 г.) были внесены существенные поправки. В частности, создавался Пре­зидиум СФРЮ, выполнявший функции коллективного руко­водящего органа. В его состав входили по три представителя от каждой из шести республик (Сербии, Черногории, Словении, Хорватии, Македонии, Боснии и Герцеговины) и по два чело­века от двух автономных краев (Косово, Воеводины). Респуб­лики и автономии получали еще большую экономическую и политическую самостоятельность за счет центра. Трудовые кол­лективы стали называться организациями объединенного тру­да (ООТ). У предприятий после всех отчислений в государствен­ные фонды оставалась 2/3 чистой прибыли.

В 1965 г. началась новая социально-экономическая реформа, ставившая задачу перехода к интенсивной модели хозяйствова­ния, имевшей элементы рыночной экономики. Отменялась мо­нополия государства на внешнюю торговлю, вводились льготы для предприятий, которые модернизировали производство. Ликвидировались государственные дотации нерентабельным пред­приятиям. Сокращались федеральные капиталовложения в сла­боразвитые регионы. Лица, не сумевшие трудоустроиться в Юго­славии, получали право на свободный выезд из страны.

В ходе реализации реформы выявились и положительные, и отрицательные ее стороны. С одной стороны, увеличились темпы прироста промышленного производства, возросла про­изводительность труда и рентабельность предприятий, модер­низировалось их оборудование. В то же время рост потребления и значительное увеличение импорта нарушили стабильность экономики. Быстро стала расти внешняя задолженность Юго­славии. С начала 70-х годов наблюдается рост безработицы. Свыше 1 млн. граждан СФРЮ выехали на заработки за границу. Еще более увеличились диспропорции в уровне экономического и культурного развития республик и автономных краев страны.

 

Смерть Сталина в 1953 г. не привела к каким-либо суще­ственным изменениям в странах региона. В то же время копи­рование сталинской модели социализма привело к ее кризису, который наиболее отчетливо проявился в Польше и Венгрии.

А)

В определенной степе­ни они были связаны с XX съездом КПСС, который осудил культ личности Сталина и сделал вывод о необходимости учета национальных особенностей каждой страны. Внутренние пред­посылки - догматизм руководства, тяжелая социально-эконо­мическая ситуация, политический кризис.

В Польше в 1955 г. объем промышленного производства в четыре раза превысил довоенный уровень. Но положение лег­кой промышленности и сельского хозяйства было катастрофи­ческим. Планы сплошной коллективизации были сорваны не­довольным крестьянством, поэтому кооперативы объединяли лишь 9% земельных угодий. Тяжелейшим было материальное положение основной части населения. В марте 1956 г. в Познани и других городах прошли массовые выступления, которые по­казали неспособность руководства преодолеть социально-эко­номический и политический кризис и возглавить реформы, массовым стало требование вернуть к власти В.Гомулку. В ок­тябре 1956 г. пленум ЦК ПОРП отправил в отставку почти все руководство партии. Новый состав Политбюро возглавил сроч­но реабилитированный В.Гомулка, объявивший о проведении реформ, направленных на спасение и обновление социализма.

Была сформулирована концепция строительства социализ­ма в польских условиях, предусматривавшая пересмотр аграр­ной политики, нормализацию отношений с католической цер­ковью, развитие рабочего самоуправления, установление более равноправных отношений с СССР и т.д.

Принудительная коллективизация была прекращена, в аг­рарном секторе стали доминировать единоличные крестьян­ские хозяйства. Упор был сделан на развитие простых форм кооперации.

Был освобожден изолированный в одном из монастырей глава польской римско-католической церкви кардинал С.Вышиньский. По желанию родителей дети могли изучать закон божий в специальных катехизисных центрах.

По новому закону о выборах избиратели получили право выбора из нескольких кандидатов, в сейме увеличивалось пред­ставительство некоммунистических партий, светских католи­ков и беспартийных. Но выборы по-прежнему не были свобод­ными, т.к. кандидатов мог выставлять только Фронт единства народа, в котором безраздельно господствовала ПОРП.

Удалось урегулировать некоторые сложные вопросы польско-советских отношений. Получили возможность вернуться из СССР в ПНР более 100 тыс. поляков, был определен статус Северной группы советских войск в Польше и др.

В целом октябрьский кризис 1956 г. в Польше разрешился мирно, хотя угроза использования советских войск существовала.

События в Венгрии имели более трагический характер. Осе­нью 1956 г. в стране сложился широкий политический блок, деятельность которого направлялась на ликвидацию существу­ющей общественно-политической системы. Массовым было резкое осуждение репрессий режима М.Ракоши, вскрытых после XX съезда КПСС. 23 октября 1956 г. в Будапеште состоялась массовая студенческая демонстрация, которая изложила свои требования в Манифесте оппозиции: радикальные демократи­ческие реформы, преодоление допущенных ошибок и переги­бов, возвращение к руководству ранее репрессированного Имре Надя. Манифестация переросла в восстание. И.Надь был спеш­но назначен главой правительства, а Я.Кадар - первым секре­тарем ЦК Венгерской партии трудящихся. По просьбе партий­но-государственного руководства в столицу были введены советские танковые дивизии, которые взяли под контроль стра­тегические объекты. Это усилило антисоветские настроения и привело к появлению лозунга борьбы за национальную неза­висимость. Войска вывели, но столкновения в городе продол­жались, превратившись в насилие и террор против сторонни­ков социализма. И.Надь призывал восставших сложить оружие, но 28 октября неожиданно назвал события народно-демокра­тической революцией. В обстановке хаоса и анархии ВПТ при­няла решение о самороспуске, а И.Надь объявил о ликвида­ции однопартийной системы и формировании кабинета министров из представителей партий, действовавших в 1945— 1948 г. Возник ряд новых антисоветских партий, огромную роль стало играть руководство католической церкви. Западные дер­жавы перебрасывали в Венгрию оружие и эмигрантов. Под дав­лением антисоциалистических сил правительство заявило о выходе Венгрии из Организации Варшавского договора.

Советским руководством и лидерами других социалисти­ческих стран венгерские события были охарактеризованы как «контрреволюционный мятеж». Некоторые деятели ВПТ (Я.Ка­дар и другие) ушли в подполье и создали Временное револю­ционное рабоче-крестьянское правительство. Формально по его просьбе, а фактически по ранее принятому решению лидеров социалистического лагеря в Будапешт 4 ноября 1956 г. были вновь введены советские войска, которые в течение четырех дней подавили восстание. Погибли более 4 тысяч венгерских граждан и 660 советских военнослужащих.

Власть перешла в руки правительства Я.Кадара. Коммуни­стическая партия была восстановлена под новым названием - Венгерская социалистическая рабочая партия. И.Надь, укры­вавшийся с другими членами правительства в югославском посольстве, был арестован, обвинен в государственной изме­не и расстрелян.

С одной стороны, события 1956 г. в Польше и Венгрии показали стремление к принципиальному обновлению, демок­ратизации социализма. С другой, вмешательство Советского Союза в венгерские события продемонстрировало его реши­мость сохранить в странах Центральной и Юго-Восточной Ев­ропы утвердившуюся модель социализма.

Б)

Почти во всех странах после XX съезда КПСС к власти пришло новое руководство, которое заявило о необходимости искоренения, как и в Совет­ском Союзе, последствий культа личности и расширения со­циалистической демократии. Прекратились массовые репрес­сии, была реабилитирована часть репрессированных. Несколько возросла роль национальных фронтов. Расширилось участие некоммунистических партий в политической жизни Чехосло­вакии, Польши, Болгарии и ГДР. Более реальными стали пол­номочия национальных парламентов и местных органов власти. В то же время неизменной осталась руководящая и направляю­щая роль компартий.

Индустриализация продолжалась. В то же время были вне­сены определенные коррективы в экономическую политику. Промышленные предприятия получили некоторую хозяйствен­ную самостоятельность. Увеличились капиталовложения в раз­витие производства товаров группы «Б» и сельского хозяйства, непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Повысились зарплата, пенсии и по­собия. В некоторых странах (Венгрия, ГДР, Польша) было раз­решено мелкое частное предпринимательство.

В сельском хозяйстве продолжалось производственное ко­оперирование. Но методы насильственные уступили место эко­номическим - вводилась рента за землю, сданную в коопера­тив; устанавливались пенсии членам кооперативов; отменялась система принудительных государственных поставок. К началу 60-х годов процесс коллективизации был в целом завершен. Исключение составляли Польша и Югославия, в которых до­минировали индивидуальные крестьянские хозяйства.

В целом рос национальный доход (в Венгрии, например, в 1962 г. он в 2,5 раза превышал уровень 1949 г.). Повысился жиз­ненный уровень. В начале 60-х годов государственными соци­альными льготами пользовалось почти все население. Массо­вые организации (национальные фронты, профсоюзы и даже церковь) заявляли о своей поддержке социально-экономиче­ского и политического курса компартий.

Усилилась изоляция стран Центральной и Юго-Восточной Европы от внешнего мира (в первую очередь, капиталистиче­ского). В августе 1961 г. вокруг Западного Берлина была возведе­на высокая бетонная стена, которая стала символом не только разделения единого немецкого народа, но и «железного зана­веса» между Западной и Восточной Европой, миром социализ­ма и миром капитализма.

В конце 50-х-начале 60-х годов правящие коммунистиче­ские партии, основываясь на достигнутых изменениях в эконо­мике (в первую очередь, социалистическом характере произ­водственных отношений), сделали вывод о построении в странах Центральной и Юго-Восточной Европы основ социализма. Так, в Болгарии уже в июне 1958 г. состоялся VII съезд БКП - «съезд победившего социализма». В ноябре 1962 г. VIII съезд ВСРП за­явил об окончании строительства основ социализма в Венгрии и принял решение о построении «полного социализма». Офи­циального заявления о построении основ социализма не сде­лала лишь Польская объединенная рабочая партия.

После XXII съезда КПСС (1961 г.), принявшего програм­му построения коммунизма и заявившего о возможности пере­хода к коммунизму всех стран, в политические документы мно­гих правящих партий были включены положения о переходе к бесклассовому обществу (исключение составили Югославия и Албания). Например, VIII съезд БКП (ноябрь 1962 г.) поставил задачу завершить в 60-е годы строительство социализма и на­чать строительство коммунизма.

Первая половина 60-х годов показала ненаучность и нере­альность движения к коммунизму. Политические системы демон­стрировали свой консерватизм и неспособность к изменению. Даже весьма ограниченные, фрагментарные реформы, сформулирован­ные во время «оттепели», были прекращены в начале 60-х годов. Замедлились темпы роста промышленного производства, что объяснялось экстенсивным характером развития экономики. Уве­личение выпускаемой продукции шло за счет строительства но­вых предприятий (нередко на старой технической базе), роста материалоемкости, затрат энергоносителей и трудовых ресурсов. Продукция характеризовалась высокой себестоимостью, низким качеством и неконкурентоспособностью. Сохранение админист­ративно-командной системы управления препятствовало интен­сификации экономики, развитию научно-технической револю­ции и использованию ее результатов. Экономические проблемы, проявившиеся в первой половине 60-х годов, во многом обусло­вили зарождение и развитие новых кризисов социализма в стра­нах Центральной и Юго-Восточной Европы.

Сущность их заключа­лась в попытке модернизации компартии и социализма в Че­хословакии, в реакции на нее социалистического мира во гла­ве с Советским Союзом.

На рубеже 50-60-х годов в КПЧ сложилось и постепенно усиливалось реформаторское крыло. Сначала оно выдвинуло требование реабилитации жертв политических репрессий, ко­торая реально началась лишь в 1963 г. Затем реформаторы под­вергли острой критике экономическую политику и заявили о необходимости экономической реформы. Программа этой ре­формы была разработана под руководством Отто Шика, ди­ректора Института экономики, а ЦК КПЧ был вынужден ее одобрить в 1965 г. В 1966-1967 г. между реформаторами и кон­серваторами борьба шла по вопросам цензуры, взаимоотноше­ний компартии и государства. В начале 1968 г. реформаторское крыло в КПЧ победило - глава партии и государства А.Новот­ный был освобожден от занимаемых постов, а первым секре­тарем ЦК КПЧ был избран Александр Дубчек.

Новое руководство заявило о необходимости осуществить реформирование партии и общества, создать в Чехословакии «социализм с человеческим лицом». Сущность реформ в кон­центрированном виде была изложена в «Программе действий», которую 5 апреля 1968 г. одобрил Пленум ЦК КПЧ. Основные положения этого документа сводились к следующему: переход к демократическому социализму; отказ КПЧ от монополии на власть; разделение функций партии и государства; осуществле­ние функций компартии только через работу в массах; свобода мнений в партии; отмена цензуры; отказ от преследования ина­комыслящих; проведение радикальных экономических преобра­зований; создание реальной федерации Чехии и Словакии.

На руководителей Чехословакии было оказано сильней­шее давление со стороны КПСС и других восточноевропейских компартий в самых различных формах: встречи на высшем уровне, обработка по партийным и дипломатическим каналам. Суть требований - отказаться от программы реформирования соци­ализма, провести кадровые перестановки, согласиться на раз­мещение в стране советских войск. Опасений, что Чехослова­кия выйдет из Варшавского пакта, не было, так как А.Дубчек и другие лидеры КПЧ официально заявили об отсутствии та­ких планов. Они также неоднократно подчеркивали, что ре­формы в Чехословакии не имеют антисоциалистической на­правленности. Главная опасность модернизации партии и общества в Чехословакии заключалась, на наш взгляд, в том, что формировалась новая, более привлекательная, демократи­ческая модель социалистического общества на фоне консерва­тивных систем в восточной части Европы.

В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти государств - участников Варшавского договора (СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши) численностью 650 тысяч человек были введены на территорию Чехословакии. Попытка обновления социализма в этой стране была подавлена, что имело печальные послед­ствия для Чехословакии и других социалистических стран. На посту первого секретаря ЦК КПЧ А.Дубчека вскоре сменил Гу­став Гусак, были заменены и другие руководители. В компартии была проведена чистка, из ее рядов исключили до полумиллио­на человек. Новое руководство охарактеризовало события 1968 г. - как «угрозу социализму» и «ползучую контрреволюцию», а дей­ствия ОВД - как «акт интернациональной помощи». Престиж КПЧ резко упал. Советские войска остались в Чехословакии (ос­тальных государств - выведены). В обществе появились и усили­вались антисоветские настроения, росло скептическое отноше­ние к социализму в его консервативной интерпретации.

Осенью 1968 г. на съезде ПОРП Л.И.Брежнев сформули­ровал новую внешнеполитическую доктрину для социалисти­ческого мира: суверенитет социалистических стран не являет­ся абсолютным и не может противоречить интересам мирового социализма. Провозглашался принцип коллективной ответ­ственности всех стран ОВД за укрепление позиций социализ­ма в каждой стране. Концепция получила на Западе название «доктрины ограниченного суверенитета» или «доктрины Бреж­нева». Она служила идеологическим оправданием ввода войск в Чехословакию и предостережением реформаторам в других странах. Только в 1990 г. ЦК КПЧ признал, что в 1968 г. не было угрозы социализму и необходимости «интернациональ­ной помощи».

В)

Отход от курса на ре­формирование Польши начался уже на III съезде ПОРП в 1959 г., а в 60-е годы вновь стали нарастать экономические и политиче­ские трудности. Так, вместо ставки на НТР был продолжен курс на экстенсивное развитие производств с большой долей ручно­го труда, экологически вредных, но зато обеспечивавших всеоб­щую занятость и определенный уровень социальной защищен­ности. Вновь обострились отношения с католической церковью, интеллигенция категорически возражала против господства го­сударства в сфере образования и культуры.

В марте 1968 г. польские университетские центры стали местом активного протеста студенческой молодежи против идеологического диктата ПОРП. Студентов поддержала твор­ческая интеллигенция и часть профессуры. Для разгона сту­денческих митингов была использована полиция. Наиболее активные участники выступлений были исключены из вузов, некоторые арестованы и осуждены.

Пытаясь стимулировать экономику, правительство ПНР приняло в декабре 1970 г. решение о значительном повышении цен на продовольствие и некоторые промышленные товары, что вызвало недовольство горожан. Особенно активно протес­товали рабочие Гданьска, Гдыни и других городов балтийского побережья страны. Против вышедших на улицы были брошены полиция и воинские части. В столкновениях погибли 44 челове­ка, 1164 получили ранения. Забастовки, но без трагических по­следствий, охватили и другие районы Польши. Они закончи­лись только с принятием в марте 1971 г. решения об отмене повышения цен.

Следствием кризиса 1970 года явились кадровые изменения в партийно-государственном руководстве. На посту первого сек­ретаря ЦК ПОРП В.Гомулку сменил Э.Терек, пользовавшийся поддержкой Москвы. Ушел в отставку премьер-министр Ю.Циранкевич, который возглавлял правительство Польши с неболь­шими перерывами с 1947 г.

Задания к теме:

1. Дать определение понятиям: социализм, компартия, народная демократия, репрессии, «уклонисты», административно-бюрократический социализм, культ личности, национализация, индустриализация, коллективизация, культурная революция, марксистко-ленинская идеология, СЭВ, ОВД, НАТО, ФНРЮ, КПЮ, «оттепель»,XX съезд партии, интернационализм, «социализм с человеческим лицом», ПОРП, ПНР.

2. Выделите последствия советско-югославского конфликта для стран Восточной Европы.

3. Докажите, что строительство социализма в странах Восточной Европы шло по аналогии со строительством социализма в СССР.

4. Создание каких структур стало началом организационного оформления социалистического лагеря?

5. Назовите особенности построения социализма в Югославии?

6. Докажите, что в начале 50-х годов XX в. страны Восточной Европы переживали кризис социализма. С чем он был связан?

7. Расскажите о волнениях в Польше (дата, причины, содержание, итог).

8. Расскажите о волнениях в Венгрии (дата, причины, содержание, итог).

9. Заполните таблицу «Развитие социалистических стран Восточной Европы в конце 50 – 60-х годов».

Особенности экономического развития Особенности политического развития Особенности социального развития
     

10. Расскажите о Пражской весне (дата, причины, ход, результат).

11. Раскройте суть доктрины Брежнева. О каких тенденциях в социалистическом лагере она свидетельствовала?

Тема 11: «Социально-политическое положение стран Центральной и Юго-Восточной Европы в 70-е - середине 80-х годов».

1. Кризисные явления в странах Восточной Европы в 70-е – середине 80-х годов.

2. «Национальные модели» социализма. Некоторые особеннос­ти развития социализма в отдельных странах.

События 1968 г. в Чехословакии, кризисы 1968 и 1970 го­дов в Польше продемонстрировали, во-первых, необходимость модернизации социализма, во-вторых, сформировали у руко­водства стран, особенно Советского Союза, устойчивое убеждение в том, что любые реформы могут привести к ликвида­ции социализма, поэтому их или следует проводить очень осто­рожно или решительно пресекать.

Политическая система оставалась неизменной. В 70-е годы в конституции социалистических стран были включены специ­альные статьи, официально закреплявшие руководящую роль коммунистических партий. Типичным была несменяемость выс­ших руководителей и сосредоточение в их руках одновременно партийной и государственной власти (Э.Хонеккер в ГДР, Г.Гу­сак в Чехословакии, Я.Кадар в Венгрии). В Болгарии и Румы­нии несколько десятилетий у власти находились кланово-семейные диктатуры Тодора Живкова (с 1954 г.) и Николае Чаушеску (с 1965 г.). Особенно репрессивной была система, созданная в «золотую эпоху Чаушеску» - тоталитарный режим поставил все население страны под постоянный контроль ор­ганов госбезопасности, телефонные разговоры прослушивались, запрещалось общение с иностранцами, поощрялось доноси­тельство, малейшие попытки проявления инакомыслия жесто­ко пресекались.

Экономические реформы проводились очень медленно и непоследовательно. Возможности экстенсивного развития были исчерпаны. Дальнейшее наращивание переработки сырья, стро­ительство предприятий, привлечение все больших людских ре­сурсов не обеспечивало перехода к новым технологиям. Сни­жались все основные экономические показатели: национальный доход, объемы производства в промышленности и сельском хозяйстве, производительность труда. Росло отставание от За­пада, переходившего к новому этапу НТР. Так, например, в ГДР, которая являлась одной из наиболее индустриально раз­витых в социалистическом лагере, производительность труда в 80-е годы составляла всего 60% от уровня ФРГ (по другим оцен­кам - даже 40%).

Попытка модернизации экономики за счет западных кре­дитов себя не оправдала. Были закуплены новые технологии и оборудование, но использованы они были неэффективно, рас­чет на покрытие займов через экспорт на мировые рынки не оправдался. Задолженность многих стран превысила допусти­мые пределы и усугубила экономические проблемы. Так, вне­шний долг (только Западу) Польши, ГДР и Румынии состав­лял примерно по 20 млрд. долларов, а Болгарии - 9 млрд.

Тяжелый удар по экономике региона нанес топливно-энер­гетический кризис, охвативший в 70-е годы весь мир. Западные страны перешли на энерго- и ресурсосберегающие техноло­гии, а государства - члены СЭВ - нет.

К середине 80-х годов экономика стран Центральной и Юго-Восточной Европы оказалась в состоянии кризиса. Боль­шинство предприятий были убыточными. Себестоимость про­дукции росла, импорт намного превышал экспорт. Ситуация усугублялась слабостью аграрного сектора, который оказался не в состоянии удовлетворить продовольственные и сырьевые потребности восточноевропейских стран. Урожайность зерно­вых культур в странах СЭВ составляла в начале 80-х годов менее половины этого показателя в государствах ЕС. Это вынуждало импортировать зерно и продовольствие из капиталистических стран. Например, Болгария ввозила из-за рубежа зерно, карто­фель, лук и другие продовольственные товары, хотя имела ис­торически развитое сельское хозяйство.

Бюрократическая система, жесткое централизованное пла­нирование препятствовали эффективному развитию экономи­ки. Это обусловливало слабое развитие социальной сферы и замедление роста жизненного уровня населения, а с середины 80-х годов - его снижение в ряде стран. Жизненный уровень даже в наиболее развитых странах (Чехословакии и ГДР) был ниже, чем у капиталистических соседей.

В многонациональных государствах игнорировалось суще­ствование межнациональных проблем, а в национальной по­литике имелись ошибки и преступления. Например, в Болга­рии в 1984 г. началась массовая кампания по насильственной ассимиляции мусульман и этнических турок. В Румынии прово­дилось принудительное переселение венгерского населения в города. В Чехословакии, несмотря на конституционный закон 1968 г. о федерации Чехии и Словакии, реального равноправия республик не было.

Рос скепсис по отношению к социализму как обществен­ному строю и к марксизму-ленинизму как идеологии. Этому способствовали как рост уровня культуры и образования, так и развитие телекоммуникаций и туризма. Негативную реакцию вызывали многочисленные свидетельства морального разложе­ния партийно-государственной верхушки. Огромную работу по пропаганде западного образа жизни проводили «радиоголоса» и специальные идеологические центры в Европе и США.

Середина 80-х годов характеризовалась в странах региона формированием системного кризиса социализма, который ох­ватил все сферы - политику, экономику, идеологию.

Существовали ли в странах Центральной и Юго-Восточной Европы собствен­ные, национальные модели социализма? Некоторые считают, что их было несколько: «югославская», «польская» и «класси­ческая советская». Подчеркнем, не давая детальную аргумента­цию, что общепринятым является отрицание национальных моделей, так как процесс строительства и развития социализ­ма был унифицирован, проходил целенаправленно под руко­водством СССР, а отступления пресекались, о чем свидетель­ствует прерывание «Пражской весны». В то же время следует признать, что большие или меньшие особенности в истори­ческом развитии стран, безусловно, имели место, но основ­ные характеристики и параметры были едиными для всех.

Венгрия. Экономическая реформа, начатая в 1968 г., во мно­гом копировала советскую 1965 г., но осуществлялась более по­следовательно. Предприятия получили широкую самостоятель­ность. Резко сокращалось директивное планирование. Снимались ограничения на развитие мелкого частного производства и об­служивания, частной торговли. Расширялось сотрудничество с развитыми капиталистическими странами, которые начали ин­вестировать свой капитал в венгерскую экономику. В начале 80-х годов Венгрия была принята в Международный валютный фонд. Увеличился экспорт, что позволило сократить внешний долг. Ди­намично развивалось сельское хозяйство, благодаря чему Венг­рия даже в 80-е годы не импортировала продовольствие. Под давлением противников реформы она была остановлена на ру­беже 70-80-х годов.

Венгрия явилась также первой страной, где в начале 80-х годов была введена новая избирательная система, допускав­шая возможность выдвижения двух-трех кандидатов на одно место. Широкие права получил Отечественный фронт. В партии была разрешена определенная свобода мнений.

Югославия: борьба за преодоление социальных и нацио­нальных противоречий. СФРЮ представляла собой многона­циональное государство из шести республик, в развитии ко­торых по-прежнему сохранялись принципиальные социально-экономические и конфессионально-культурные различия. Выделялись три основных региона: 1) Словения и Хорватия (наиболее высокий уровень индустриального разви­тия, ведущая конфессия - католицизм, исторически разви­тые связи с Германией и Австрией); 2) Сербия и Черногория (экономически развиты средне-слабо, православие, истори­ческая ориентация на Россию); 3) Македония, Босния и Гер­цеговина (слабо развиты, много мусульман, тяготеют к Тур­ции). Объединительной и интегрирующей силой федерации выступали Союз коммунистов Югославии и И.Броз Тито.

Рубеж 60-70-х годов в СФРЮ характеризовался резким ростом социальной и межнациональной напряженности, выз­ванным экономической реформой, еще более обострившей диспропорции в развитии областей. По всем показателям в сфере экономики, культуры и по уровню жизни на первое место вышла Словения. Последнее место принадлежало автономному краю Косово (входил в состав Сербии), большинство населения ко­торого составляли албанцы. Массовая неграмотность, самый высокий прирост населения в стране и самая низкая зарпла­та - вот основные характеристики Косово. Соседняя Албания с конца 40-х годов проводила активную работу среди населе­ния края с целью воссоединения всех албанцев в едином госу­дарстве. В 1968 г. в городах автономии состоялись массовые вы­ступления албанцев с сепаратистскими лозунгами, которые были жестко подавлены милицией.

В 1971 г. национальная напряженность резко проявилась в Хорватии при обсуждении проекта новой федеральной кон­ституции. Конституционная реформа ставила более развитые Словению и Хорватию в привилегированное положение, осо­бенно относительно сокращения взносов в федеральный фонд развития национальных регионов. Если в Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине велась критика конститу­ционных поправок, то в Хорватии средства массовой инфор­мации все отчетливее и чаще говорили об эксплуатации хор­ватского народа путем перекачки «его средств в отсталые регионы с неработоспособным населением». Часть руководите­лей республики поддержали требование еще большей самосто­ятельности Хорватии, обвиняя при этом руководство СФРЮ в шовинизме и бюрократическом централизме. Резко обостри­лись отношения между хорватами и сербами на бытовом уров­не. Оценивая ситуацию в Хорватии, президент и лидер СКЮ И.Броз Тито заявил, что страна находится в преддверии меж­национальной гражданской войны. Волнения в Хорватии были подавлены силами милиции и армии, а многие ее руководите­ли арестованы.

Конституция СФРЮ 1974 г. еще более расширила права союзных республик и наделила их правами автономные края Сербии - Воеводину и Косово. Республики и края преврати­лись по сути в самостоятельные государственные образова­ния и в сфере экономики, и в области государственно-поли­тических прав.

Высшим органом государственной власти федерации ста­новится Президиум СФРЮ, в состав которого входили 8 чело­век - по одному представителю от каждой республики и края. И.Броз Тито был назначен пожизненным председателем Пре­зидиума. После его смерти члены президиума поочередно воз­главляли этот орган, ежегодно сменяя друг друга. XI съезд СКЮ (1978 г.) ввел аналогичную систему ежегодной ротации руко­водителей партии.

Ежегодная смена высших должностных лиц федерации и СКЮ приводила к различного рода конфликтам и организаци­онным неурядицам, т.к. интересы республик и краев остава­лись различными. Эти различия стали еще более очевидными после смерти И.Броз Тито в 1980 г.

80-е годы характеризовались резким обострением экономи­ческих трудностей и центробежных тенденций. В апреле 1981 г. в Косово начались массовые митинги под лозунгом предоставле­ния краю статуса союзной республики. Для нормализации поло­жения Президиум СФРЮ объявил в Косово чрезвычайное по­ложение. Сюда были введены части ЮНА (Югославской народной армии) и отряды федеральной милиции.

Одновременно все более ощутимыми становились кризис­ные явления в экономике СФРЮ. В числе причин было и то, что конституция 1974 г. увеличила самостоятельность республики и краев до такой степени, что единая экономическая система юго­славской федерации перестала существовать. Экономическая ав­тономия республик и краев порождала их автаркию (хозяйствен­ное обособление). Сокращался межреспубликанский товарооборот. Республики контролировали свыше половины цен на произво­димую продукцию и стремились продавать ее максимально до­рого, что способствовало росту цен и инфляции. Реальная власть в республиках сосредотачивалась в руках чиновников и нацио­нальных политических элит, а не органов самоуправления. И хотя в 1982 г. скупщина СФРЮ приняла долгосрочную програм­му хозяйственной стабилизации, кризис экономики был посто­янным явлением в Югославии 80-х годов.

Ситуация в Косово оставалась весьма напряженной все последующие годы. Косовскую проблему можно считать одним из факторов, приведших к распаду югославской федерации. Уже в начале 1982 г. на съезде Союза коммунистов Сербии отмеча­лось, что постоянно нарастает тенденция «выдавливания» из Косово сербов и черногорцев, что албанские националисты выдвинули лозунг создания этнически чистого Косово. В 1988 г. скупщина Сербии приняла поправки к республиканской кон­ституции, которые существенно ограничили полномочия кра­евых органов власти Косово и Воеводины.

Польша: кризис начала 80-х годов, «Солидарность». Во вто­рой половине 70-х годов социально-экономическая и полити­ческая ситуация в стране продолжала ухудшаться, росла соци­альная напряженность. В июне 1976 г. в десяти воеводствах прошли массовые акции протеста против планов правитель­ства резко повысить цены на продукты. В сентябре 1976 г. был создан Комитет защиты рабочих, объединивший оппозицион­ную часть интеллигенции. В конце 70-х годов началось создание «свободных», т.е. независимых от государства и ПОРП, проф­союзов. Возникли и другие антисоциалистические организации: Конфедерация независимой Польши, Движение молодой Польши и др. После избрания в 1978 г. главой римско-католи­ческой церкви краковского кардинала К.Войтылы (папа Иоанн Павел II) начался стремительный рост авторитета польской католической церкви как идеологической и политической силы, противостоящей режиму. Особенно отчетливо это проявилось во время паломничества папы в Польшу в 1979 г.

Летом 1980 г. в ответ на повышение цен в Польше началась многомесячная волна забастовок, вначале под экономически­ми лозунгами. Правительство было вынуждено пойти на под­писание соглашений, которые предусматривали не только удов­летворение социальных требований, но и право рабочих на создание независимых от администрации профсоюзов, осво­бождение политзаключенных и др.

В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован незави­симый профсоюз «Солидарность», объединявший в конце года около 8 млн. членов. В 1981 г. был создан профсоюз единолич­ных крестьян «Сельская солидарность». «Солидарность» пред­ставляла собой объединение автономных организаций отдель­ных регионов. Руководителем ее был председатель межзаводского забастовочного комитета в Гданьске, электрик Лех Валенса.

«Солидарность» с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением. Сформулированная ее руководством концепция «саморегули­рующейся революции» предусматривала фактическое преобразование государственного строя: политический плюрализм, общественный контроль за деятельностью государства, разде­ление функций ПОРП и государства и т.д.

Политические притязания «Солидарности» вызывали рез­кое противодействие партийно-государственного руководства Польши. В 1981 г. произошла концентрация власти в его выс­шем эшелоне: генерал В.Ярузельский был избран первым секретарем ЦК ПОРП, назначен председателем правительства и сохранил пост министра обороны. В декабре 1981 г. радикаль­ное крыло в руководстве «Солидарности» взяло курс на откры­тую конфронтацию с правительством, угрожая проведением всеобщей стачки. Возникла опасность неконтролируемого раз­вития конфликта с перерастанием в гражданскую войну и ин­тервенцией союзников по Варшавскому договору. В этих усло­виях Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Была приостановлена деятельность всех политических партий, общественных организаций и профсоюзов, а 5 тысяч руково­дителей «Солидарности» всех уровней были интернированы.

Начатая в 1982 г. экономическая реформа, вводившая са­мостоятельность, самоуправление и самофинансирование пред­приятий, не дала ожидаемых результатов. Преодолению кризи­са мешало и введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность, росли цены на внутреннем рынке.

«Солидарность» была ослаблена, но не разгромлена, т.к. в подполье постепенно возрождались ее структуры. С 1982 г. нача­лась многолетняя борьба за легализацию «Солидарности». Она пользовалась как активной поддержкой католической церкви, так и помощью Запада. В 1983 г. Л.Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через загра­ничные представительства «Солидарности». Польскоязычные западные радиостанции вели большую информационно-про­пагандистскую работу в ее интересах.

Задания к теме:

1. Каково значение политических кризисов 60-х годов XX в.?

2. Докажите, что социально-экономичсекий и политический строй стран Восточной Европы был идентичен с общественным строем СССР 70-х годов. (найдите признаки «застоя» в развитии Восточной Европы)

3. Охарактеризуйте реформы 70-80-х гг. в Югославии. Раскройте суть «Косовской проблемы».

4. Докажите, что социалистический лагерь в 70-80-х годах переживает кризис? Что об этом свидетельствует?

 

Тема 12: «Бархатные революции конца 1980-х – начала 1990-х годов».

1. Причины и сущность «бархатных революций».

2. Последствия «бархатных революций».

3. Национальные варианты «бархатных революций».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.