Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные тенденции развития стран Латинской Америки после Второй мировой войны




План.

5.

4.

3.

Непопулярность премьера особенно проявилась во время выборов 1989 г. ИНК не сумел завоевать абсолютного большинства мест в парламенте. Правительство было сформировано Национальным фронтом, в который объединились оппозиционные конгрессу партии. Премьер-министром стал лидер партии Джаната Пратар Сингх.

В 1990 г. он добился решения, по которому 27% рабочих мест в государственном секторе отдавались представителям "низших" каст и племен. Решение Сингха вызвало правительственный кризис, поскольку он посягнул на одну из наиболее священных традиций Индии – кастовую систему. Представители "высших" каст считают для себя позорным даже возможность того, что "низшим" кастам могут предоставляться равные с ними права. Под давлением защитников кастовой системы Сингх вынужден был уйти в отставку. Должность премьера перешла к социалисту Чандра Шекхара.

В 1991 г. началась предвыборная кампания. Наилучшие шансы были у Индийского национального конгресса. Раджив Ганди имел все основания рассчитывать на пост премьера, но в мае того года был убит тамильскими экстремистами во время встречи с избирателями. Новым лидером ИНК стал Нарасимха Рао. После победы Конгресса он стал премьером.

Нарасимха Рао сразу взял курс на более реалистичную и прагматичную политику. Его экономический курс предусматривал приватизацию государственного сектора экономики, акционирование части предприятий государственного сектора с целью увеличения поступлений в бюджет. Основной целью правительства был отход от командно-административных методов управления, которые были неэффективными, развитие конкурентоспособной, интегрированной в мировую экономики.

ИНК стремится к созданию единой индийской нации с равными правами и возможностями для всех племен и народов. Им противостоят ультраправые "патриоты", которые добиваются предоставления индуистам центрального места в обществе. Ведущей партией этого спектра является Бхаратияджаната партия (БДП) Они опираются на поддержку беднейшей и наименее образованной части населения, которая в Индии насчитывает сотни миллионов человек. На выборах 1996 г. БДП, на волне обвинений в коррупции ИНК и лично Нарасимха Рао, побеждает. Однако создать стабильное правительство она не смогла. Коалиционность стала ведущей чертой политической жизни Индии. На внеочередных выборах 1998 г. БДП вновь одерживает победу. Премьер-министром стал А. Б. Ваджпаи. Во внутренней политике его правительство продолжило политику предшественников. В1999 началась массовая приватизация государственного сектора. Во внешней политике Индия заняла жесткую позицию, особенно в отношениях с Пакистаном. Гонка вооружений с Пакистаном, которая стала ядерной и ракетной, превратила потенциальный индо-пакистанский конфликт в самый опасный на планете. Вновь обострилась Кашмирская проблема, которая за годы свого существования забрала жизни 40 тыс. чел. В 1999 г. БДП вновь побеждает на внеочередных выборах. В 2000-2001 гг. разгорелся новый политический кризис, связанный с коррупцией в высших эшелонах власти. Теперь в ней были замешаны лидеры БДП.

Несмотря на комплекс проблем на настоящее время в Индии продолжается стабильный экономический рост, удалось перевести индо-пакистанский конфликт в переговорную плоскость.

Проблемы современной Индии

Нерешенность проблемы границ с Пакистаном и Китаем.
Ядерное противостояние с Пакистаном.
Стремительный рост населения.
Господство патриархальных отношений на селе.
Сепаратистские движения (Джамму и Кашмир, Западная Бенгалия, Тамилнад, Пенджаб).
Обеспечение стабильности экономического роста.

 

На развитие современной Индии существенное влияние оказывают сохраняющиеся серьезные проблемы. Важнейшая из внутренних - это религиозная рознь. Несмотря на раздел 1947 г., в республике проживают 106 млн. (11,4% населения) мусульман. Большую и влиятельную общину составляют сикхи (2%) и буд­дисты (0,7%). Этнорегиональные конфликты накладываются на давние территориальные споры, перерастая в ожесточенную сепаратистскую и террористическую борьбу. Индо-мусульманские столкновения и борьба сикхского меньшинства вначале за по­литическую автономию, а затем и за собственное независимое государство Халистан (отделение Пенджаба от Индии) являют­ся практически неразрешимыми проблемами. Переход к воору­женной борьбе экстремистских сикхских организаций в 80-е годы привел к убийству ими И.Ганди (31 октября 1984 г.), что вызва­ло новую волну насилия и жертв. Акты террора продолжались и в 90-е годы, несмотря на попытку властей найти политическое решение пенджабского кризиса. Источником политической не­стабильности для всей Индии остается в XXI в. проблема штата Джамму и Кашмир. Сепаратистские группировки добиваются создания здесь независимого государства. Проблема осложняет­ся претензиями на этот штат со стороны Пакистана, в составе которого находится 1/3 его территории. Взаимная неуступчивость и жесткие позиции двух стран делают спор одним из самых опас­ных пограничных конфликтов в мире и не раз ставили соседей на грань войны (1947, 1965, 1971, 2001 г.). К этим конфликтам может быть добавлена напряженность, которая возникла в 80-е годы на крайнем северо-западе Индии, в Ассаме и других райо­нах, где беженцы-мигранты из Бангладеш создают серьезную нестабильность. Проблемы создают и сепаратистские настрое­ния тамилов на юге и некоторых племенных групп пригималай-ского района. Точного числа сепаратистских группировок не знает никто (в Индии «говорят» на 179 языках и 544 диалектах). Усиле­нию с конца 80-х годов религиозного фанатизма и межпартий­ных распрей способствовала эволюция идеологии национализма. После завоевания независимости Индии в национализме отдель­ных наций уже начали проявляться гипертрофированные наци­ональные амбиции, сепаратизм.

Другая группа проблем, внешне менее острая, но чрева­тая далеко идущими последствиями - демографическая. Быст­рый прирост населения (со времени деколонизации почти вдвое) угрожает стране катастрофой. Наиболее тяжкие его по­следствия, прежде всего, голод были смягчены успехом «зеле­ной революции» и фермерского хозяйства (Пенджаб). Попытки решить ее ускоренными темпами, с административным нажи­мом, результатов не дали, более того, привели И.Ганди к по­ражению в 1977 г. Несмотря на реализацию программы по ог­раничению рождаемости, демографический прирост все возрастает - в XXI в. Индия вступила миллиардной страной.

К числу внутренних относится проблема каст. Государство сделало много для искоренения кастового неравенства: за диск­риминацию на кастовой основе вводилось уголовное преследова­ние, за представителями низших каст забронированы квоты в вузах, госучреждениях (по конституции 1950 г. — 27% мест). Вме­сте с тем попытка распространить такое проявление социальной справедливости и на промежуточные касты (52% населения) выз­вало массовое недовольство и политический кризис 1989-1990 г. Касты играют ту же роль, что и в прошлом - роль стабилизирую­щего фактора. Однако более значима консервирующая функция касты и общины, явно противостоящая задачам развития страны. Со временем эта функция ослабнет, а развитие возьмет свое. Од­нако остаются вопросы - сумеет ли общинно-кастовая Индия в случае демографического взрыва прокормить страну, явно не ус­певшую превратиться к тому времени в фермерскую?

Наиболее сложными проблемами являются чрезвычайная плотность населения, истощение природных ресурсов, безрабо­тица, вопиющие социальные контрасты, нерешенность аграр­ного вопроса (50-55% хозяйств носят деградирующий характер), растущий водный дефицит (80% населения не имеет доступа к питьевой воде), узость «среднего класса» (20 - 25%) при массо­вой бедности, неграмотность населения (48%) и др.

Существенным элементом внешней политики Индии в 50-60-ые годы стали неприсоединение к военным блокам и стрем­ление к консолидации молодых независимых государств. Внеш­неполитическая позиция страны во многом объясняется и гео­политической конфронтацией сил в Азии, в частности, конфронтацией с КНР и ее союзником - Пакистаном. Это при­вело в свое время страну, декларировавшую независимость, нейтралитет и неприсоединение в качестве принципиальных основ политического курса, к тесному союзу с СССР. Их со­трудничество способствовало укреплению государственной эко­номики Индии и заключению важных договоров о мире, друж­бе и сотрудничестве, включая Делийскую декларацию 1986 г. С распадом СССР его место заняла Россия. С 1995 г. возрастает внимание к сотрудничеству с Республикой Беларусь.

Внешняя политика в 70-90-е годы преследовала четыре ос­новные цели: укрепление безопасности страны, реализация экс­пансионистских амбиций в Южной Азии (что привело к устойчи­вой конфронтации в системе региональных отношений), усиление влияния среди государств мирового сообщества (становится фор­мирующимся центром мировой политики, но без превращения в супердержаву) и установление оптимальных внешних связей для создания благоприятных условий для модернизации экономики.

С середины 90-х годов реализуется новый внешнеполитиче­ский курс - нормализация отношений с большими и малыми стра­нами. В 1995 г. с созданием ассоциации «Индоокеанское кольцо» Индия стремится стать одним из региональных лидеров. После рас­пада военных блоков потеряла смысл позиция неприсоединения к ним. Поэтому особое значение приобрела «свобода принятия само­стоятельных решений» (Дж.Неру). Несмотря на статус доминирую­щей в регионе державы с военно-политическими функциями, Индия неоднократно подтверждала свою роль гаранта политиче­ской стабильности. Хорошо известно миролюбие Индии, завидная для всего развивающегося мира внутренняя стабильность. Индия не знакома ни с политическими переворотами, ни с попытками армии играть политическую роль, ни с чересчур острыми соци­альными конфликтами. За Индию никто и никогда не вел и не ведет борьбу. Это объясняется тем, что здесь никогда не было ваку­ума власти, а государство со стабильным политическим курсом устойчиво и надежно, всегда опиралось на привычные нормы су­ществования и отвечало в своей политике этим нормам.

Задания к теме:

1. Выделите особенности социально-политического развития Индии в 40-х годах XX в.

2. Когда произошло разделение территории Индии? Какие государства появились?(укажите географичсекое расположение) Счем связано разделение Индии?

3. Заполните таблицу «Индия во второй половине XX в.».

4. В чем суть индо-пакистанских конфликтов? Каков их итог?

5. Какие проблемы стоят перед Индией в настоящее время? Расскажите о каждой группе проблем.

6. Оцените место Индии в мире в период 1940-1980 – е годы и в настоящее время.

Тема 16: «Страны Латинской Америки во второй половине XX – начале XXI в.».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.