Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование деятельности субъектов права по защите от профессиональных рисков в условиях рыночной экономики и гражданского общества




Как представитель государства государственный гражданский служащий должен знать и понимать социальную политику государства в области охраны наемного руда и осознанно участвовать в ее реализации на практике.

Как известно, государственное регулирование предназначено для соблюдения интересов всего общества, обеспечения нормального принятия и соблюдения законов, стимулирования действий экономических субъектов права на благо общества. Оно придает жизни общества цивилизованный гражданско-правовой характер. Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой, так и в рыночной экономике, поскольку только сильная и последовательная государственная власть может обеспечить на необъятных российских просторах и в сложных условиях рыночной экономики эффективную защиту жизни, здоровья, других конституционных прав и имущественных отношений. С этих позиций осуществляется и государственное регулирование деятельности субъектов права по защите от профессиональных рисков.

В процессе государственного регулирования органы государственной власти использует различные формы и методы воздействия. Основными формами воздействия являются административно-командные, экономические (рыночные) и социально-психологические методы. Своеобразие переживаемого нами периода состоит в том, что система почти исключительно административно-командных методов советского периода сменяется системой преимущественно экономических методов управления профессиональными рисками, ч то наиболее адекватно условиям рыночной экономики.

Территориальная и национальная специфика Российской Федерации, а также характер базисных для современного общества отношений собственности, привели к существованию в Российской Федерации нескольких основных уровней регулирования/управления: федерального (общегосударственного), регионального (субъекта федерации), муниципального (местного), частного (корпоративного).

Основные принципы построения системы управления охраной труда в Российской Федерации в настоящий момент предполагают единственно верную на данном этапе развития общества и страны вертикально-территориальную централизованную пирамидальную систему управления.

Президент Российской Федерации как высшее должностное лицо государства олицетворяет собой своеобразную вершину этой «пирамиды» исполнительной власти.

Государственное управление охраной труда осуществляется соответствующими органами государственного управления в пределах их полномочий.

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральным органом исполнительной власти, занятым непосредственным решением вопросов управления сферой охраны труда и профессиональными рисками и осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, условий и охраны труда, государственной гражданской службы, социального страхования, социального партнерства и трудовых отношений и др. является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России). В его структуре вопросами организации и управления охраной труда в Российской Федерации занимается специальный Департамент условий и охраны труда, а вопросами профессиональной деятельности гражданских служащих – Департамент развития государственной гражданской службы.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется совместно федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

Отдельные функции такого управления могут быть переданы органам местного самоуправления, но пока это положение не будет подкреплено реальными механизмами, оно остается не более, чем необходимой декларацией.

Эпоха прямого государственного управления всеми работодателями ушла в прошлое вместе с административно-командной системой советского общества. В условиях экономической и юридической самостоятельности работодателя к нему должны применяться принципиально иные методы регулирования.

Эти методы состоят в различном регулировании деятельности для самого себя (деятельности, являющейся «внутренним» делом субъекта права) и деятельности для других («внешней» деятельности на рынке товаров и/или услуг, затрагивающей в той или иной мере интересы других субъектов права – потребителей).

Регулирование первого вида деятельности подчиняется (в целом) главному принципу частной собственности – «мой дом – моя крепость», говорящему, что все внутренние (т.е. не затрагивающие интересы внешних «заинтересованных» сторон) мероприятия каждый субъект права выполняет по своему разумению на свой страх и риск и несет полную ответственность за все последствия своих деяний самостоятельно.

Однако такая индивидуализация деятельности и ответственности за нее нисколько не означает реализации другого известного принципа «что хочу, то и ворочу», ибо высочайшая свобода действий субъекта права очерчена в пределах чисто его собственных «внутренних» деяний. Как только действия какого-либо субъекта права начинают затрагивать интересы другого субъекта права, становятся внешними, вступают в силу требования «общества», призывающие субъект добровольно принять обязательные требования соблюдения интересов (безопасности) третьих лиц (заинтересованных лиц), т.е. общества.

Поскольку далеко не все субъекты права готовы добровольно соблюдать установленные обществом правила, то государство помимо методов принудительного правоприменения активно развивает другой подход, направленный на внедрение естественных для рыночной экономики и буржуазной демократии методов регулирования деятельности субъектов права, стимулируя их (и в чем-то фактически принуждая) к принятию ими общеустановленных правил.

Такой подход состоит в регулировании деятельности работодателя через регулирование условий предпринимательской деятельности, т.е. в конечном итоге через регулирование условий получения им дохода и прибыли. Методы такого регулирования часто называют «рыночными».

Среди разнообразия рыночных механизмов регулирования выделяют ту их часть, которая формально не принадлежит к чисто экономическим методам, и носит потому название «технического регулирования».

В сфере производства к такому регулированию относят лицензирование вида деятельности, сертификацию товаров и услуг, аккредитацию организаций, аттестацию и сертификацию специалистов.

Соблюдение этих трех ограничений позволяет цивилизованному обществу в условиях рыночной экономики поддерживать высокую «культуру производства» и получать качественные товары и услуги, обеспечивать безопасность общества, включая безопасность наемного труда (охрану труда) большинства своих членов.

Помимо административно-командных методов и экономических рычагов управления большую роль, как показывает мировая практика, играют социально-психологические методы управления. Социально-психологические методы управления представляют собой специфические мотивационные способы воздействия на личность, социальную группу или общность, а также на отношения и взаимодействия между ними.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.