КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преимущества и недостатки подходов оценки бизнеса
Классификация основных подходов к оценке стоимости бизнеса На сегодняшний день известно несколько подходов и реализуемых в их составе методов, с помощью которых даются денежные оценки стоимости предприятия (бизнеса). В отечественной теории декларируются и используются заимствованные из западной практики три основных подхода к оценке стоимости бизнеса: • доходный; • затратный (на основе активов); • сравнительный (рыночный). Каждый из этих подходов и в их составе методов характеризуется определенными достоинствами, недостатками и имеет конкретную сферу целесообразного применения. Вместе с тем при проведении оценки стоимости бизнеса с целью повышения достоверности расчётов эксперт-оценщик обычно использует несколько наиболее подходящих для рассматриваемой ситуации методов, которые дополняют друг друга. Этим самым реализуется так называемый многоцелевой подход к решению рассматриваемой проблемы. Доходный подход представляет собой процедуру оценки стоимости, исходящую из принципа непосредственной связи стоимости бизнеса компании с текущей стоимостью его будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности и(или) возможной дальнейшей его продажи. Если предприятие (бизнес) не продается и не покупается, если не существует развитого рынка данного бизнеса, когда соображения извлечения дохода не являются базой для инвестиций (больницы, правительственные здания), оценка может проводиться на основе определения стоимости строительства с учётом амортизации и добавления стоимости замещения с учётом износа, т. е. затратным подходом. Затратный подход (оценка на основе анализа активов) наиболее применим для компаний специального назначения, материалоемких и фондоемких производств, а также в целях страхования. В том случае, когда существует рынок бизнеса, подобный оцениваемому, можно использовать для определения рыночной стоимости сравнительный (рыночный) подход, базирующийся на выборе сопоставимых объектов, уже проданных на данном рынке. В отличие от затратного сравнительный подход основывается на рыночной информации и учитывает текущие действия потенциальных продавцов и покупателей. Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утверждённый приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г., даёт следующие определения подходов к оценке бизнеса. Доходный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признаётся объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учётом износа и устареваний. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки. Каждый из трех названных подходов предполагает использование при оценке присущих ему методов (рис. 11–13).
Рис. 11. Методы доходного подхода
Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогнозировании потоков от данного бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода. Метод капитализации дохода используется в тех случаях, когда доход предприятия стабилен. Согласно методу капитализации рыночная стоимость бизнеса определяется отношением чистого дохода бизнеса за год к коэффициенту капитализации. Если предполагается, что будущие доходы предприятия будут отличаться от доходов в предшествующий период и нестабильны по годам прогнозного периода, то оценку проводят с использованием метода дисконтирования денежных потоков.
Рис. 12. Методы затратного подхода
Рыночная стоимость бизнеса методом чистых активов определяется как разность между суммами рыночных стоимостей всех активов предприятия и его обязательствами. Ликвидационная стоимость предприятия определяется как разность между суммарной стоимостью всех активов предприятия и затратами на его ликвидацию. Затратный подход применим для оценки предприятий, обладающих значительными материальными активами, и новых предприятий.
Рис. 13. Методы сравнительного подхода Метод рынка капитала основан на анализе рыночных цен акций аналогичных предприятий. Данные о стоимости акций сопоставимых аналогичных предприятий при соответствующих корректировках могут послужить ориентирами для определения стоимости акций оцениваемого предприятия. Метод сделок основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сопоставимых предприятий или предприятия целиком. Главное отличие от метода рынка капитала в том, что первый определяет стоимость контрольного пакета акций, позволяющего полностью управлять предприятием, а второй определяет стоимость предприятия на уровне неконтрольного пакета. Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на основе отраслевой статистики. Применяется для ориентировочных оценок стоимости предприятия, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Перечисленные выше методики оценки предприятия не используются изолированно, а взаимно дополняют друг друга. Для оценки конкретного предприятия применяются несколько методик из разных подходов. Далее результаты, полученные с помощью различных методик, сопоставляют между собой для определения итоговой величины стоимости оцениваемого предприятия. 5.2. Сравнительный анализ подходов Проводя выбор необходимых методов для проведения процесса оценки бизнеса, необходимо представлять преимущества и недостатки, которые несёт в себе каждый подход (табл. 6). Из анализа достоинств и недостатков всех подходов и методов можно сделать вывод о том, что ни один из них не может быть использован в качестве базового. Все три подхода связаны между собой. Каждый из них предлагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например, основными для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. Доходный подход требует использования ставки дисконтирования и коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка. Таблица 6
Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый имеет дело с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также по многим другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости и представлять интересы различных сторон, например владельцев и потенциальных инвесторов. Более подробно процедура оценки стоимости бизнеса с использованием каждого из подходов будет рассмотрена ниже [10].
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 10551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |