КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные формы и методы материального стимулирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды
Показатель сравнительной экономической эффективности природоохранных затрат для обоснования выбора варианта мероприятий экологического назначения. Эконом.эффективность природоохранной деятельности означ. ее результативность, т.е. соотношение между результатами и обеспечившими их затратами на природоохранные мероприятия. Оценка экономич. эффективности затрат на охрану окружающей среды необходима для наиболее рационального использования ограниченных материальных и финансовых ресурсов предприятия. В рыночной экономике экономич. эффективность определяют как соотношение результатов (выгод) и затрат: 52.Социальная эффективность природоохранных мероприятий: сущность и особенности измерения. Соц.эффективность– это та часть экономической эффективности, которая отражает результативность затрат, связанных с экологической нормализацией условий жизнедеятельности человека.Показатель социальной эффективности Эс определяется, как и общая экономич. эффективность, отношением годового к совокупным экологическим затратам:
53.Экономический механизм природопользования: понятие и содержание. Экономический механизм природопользования– совокупность методов управления природопользованием, призванных создавать материальную заинтересованность ресурсопотребителя в оптимизации процессов его взаимодействия с природной средой. Основными экономическими рычагами в организации охраны окружающей среды и использования природных ресурсов являются: – Экономическое стимулирование рационального природопользования; – финансирование природоохранных мероприятий; – льготное кредитование природоохранной деятельности; – определение лимитов на пользование природными ресурсами; – экономическая ответственность за нарушение природоохранного законодательства и загрязнение окружающей среды. На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое регулирование. По мере стабилизации экономики необходимо также постепенное освоение рыночных механизмов эколого-экономического регулирования путем создания рынка разрешений на загрязнение окружающей среды, что будет способствовать привлечению средств производителей на решение природоохранных задач, созданию рыночной инфраструктуры экологической сферы. Практическое внедрение этих рычагов в настоящее время затруднено из-за необходимости разработки новых нормативов качества окружающей среды, обеспечения контроля их выполнения, создания организационных структур по заключению сделок, введению экологического аудита. Если сравнить диапазон применения экономических методов регулирования природопользования в странах с развитой рыночной и переходной экономикой (Россия, Беларусь),то нельзя говорить о каком-то существенном отставании последних, за исключением использования «чисто рыночных» рычагов, привязанных к высокоразвитой рыночной структуре экономики. Такие инструменты, как экологические платежи, в отечественной хозяйственной практике нашли более широкое распространение. В самом общем виде можно выделить 3 типа экономических механизмов природопользования: • мягкий и "догоняющий" механизм либеральный в экологическом отношении. Он ставит самые общие ограничительные экологические рамки для экономического развития отраслей и секторов, практически не тормозя его. • стимулирующий развитие экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности. Он способствует увеличению производства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов. • жесткий, «подавляющий» использует административные и рыночные инструменты и посредством жесткой налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. Этот тип механизма характерен для сильной устойчивости. Экономический механизм природопользования должен быть встроен в экономическую систему, а не представлять собой разрозненный набор мер и инструментов, направленных на решение тех или иных экологических проблем. Среди основных элементов формирующегося сегодня механизма природопользования можно выделить разработку системы экономических и организационных инструментов природоохранной деятельности, введение платности природопользования и создание рынка природных ресурсов, изменение финансирования природоохранных мероприятий.
Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности - создании у природопользователей (ведомств, предприятий) непосредственной заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера. Экономическое стимулирование может осущ. методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны можно определить как меры заинтересованности и ответственности. Экономический механизм природопользования должен не только противодействовать нарушениям установленных правил и норм санкциями и штрафами, но и поощрять предприятия и лица, ведущие борьбу за сохранение природной среды. Необходимость применения методов позитивной мотивации определяется следующими причинами: экономические санкции, в лучшем случае, могут обеспечить выполнение нормативов, но не обеспечивают их улучшение; осуществление многих природоохранных мероприятии не является экономически выгодным для хозрасчетных предприятий. Конкретные меры экономического стимулирования зависят от уровня объекта воздействия. На уровне отдельных работников - зарплата, премирование, меры материальной ответственности; на уровне предприятий – цены, прибыль, фонды экономического стимулирования. Методы позитивной мотивации для природопользования представлены в виде: а) представление в распоряжение предприятий и организаций независимо от их подчинения и зачисление в фонды экономического стимулирования и материального поощрения части прибыли (в зависимости от величины рентабельности), фактически полученной от реализации товаров и изделий производственно-технического назначения, изготовленных из отходов производства; б) отдельных видов премирования работников предприятий за рациональное природопользование и охрану окружающей среды. Среди методов негативной мотивации наиболее существенны следующие меры воздействия: штрафные санкции за нарушение природоохранного законодательства; платежи за потребление природных ресурсов; платежи за загрязнение окружающей среды; возмещение нанесенного ущерба государству, другим природопользователям. Штрафные санкции в условиях централизованной экономики были весьма мало ощутимым средством воздействия на природоохраннную деятельность предприятия: во-первых, потому что применялись в основном к руководящим работникам, а не к виновникам нарушений, во-вторых, суммы их были слишком малы, т. е. менее одной среднемесячной зарплаты и легко компенсировались из премиальных источников. Общие недостатки системы административных штрафов: недостаточно четко определенный перечень нарушений для привлечения к адм ответственности; размер штрафов не способствует выполнению ими стимулирующей функции. Предприятия возмещают нанесенный ущерб по специальным таксам ущерба, методикам расчета ущерба/ в соответствии с общими нормами гражданского законодательства. Обязанность возместить ущерб возникает у предприятий при предъявлении исков со стороны др предприятий, учреждений и организаций. необходимость наличия всех признаков правонарушения приводит к оспариванию исков.-около половины предъявляемых исков не удовлетворяется (многие предприятия не оснащены очистными сооружениями -снимают с себя ответственность за совершенные нарушения).
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! |