Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест Купера




К. Купер (1976 г.) предложил характеризовать физическую (аэробную) работоспособность с помощью 12-минутного теста. Выполнить его очень легко. Надо преодолеть возможно большее расстояние за 12 мин ходьбы, бега, плавания или любого другого аэробного упражнения. Применять 12-минутный тест Купер рекомендует после предварительной подготовки — двухнедельных занятий. Перед тестом надо провести небольшую разминку. При любых неприятных ощущениях (чрезмерная одышка, боли в области сердца и др.) тестирование следует прекратить.

По результатам этого теста можно определить степень своей физической подготовленности (см. табл. 12).

Двенадцатиминутный тест

Таблица 12

Оценка физической работоспособности Дистанции (км) бегом, шагом, преодоленные за 12 мин
Мужчины Женщины
Очень плохо менее 1,95 менее 1,55
Плохо 1,95–2,1 1,55–1,8
Удовлетворительно 2,1–2,4 1,3–1,9
Хорошо 2,4–2,6 1,9–2,1
Отлично 2,6–2,8 2,15–2,3
Превосходно более 2,8 более 2,3

 

12-минутный тест К. Купера во всем мире признан как авторитетный и удобный для индивидуальной оценки степени физической подготовленности. Но его сложно применить на учебных занятиях при большом количестве студентов. В то же время в старших классах, техникумах и вузах вся молодежь в России проходит испытания на выносливость в беге на 2 км (девушки) и 3 км (юноши). Время пробега этих дистанций близко к 12-ти минутам. Поэтому представляет интерес использование результатов тестов на выносливость для оценки степени физической подготовленности занимающихся по тесту К. Купера. Чтобы получить такую оценку, нужно пересчитать время пробега дистанций 3 и 2 км в расстояние по 12-минутному тесту К. Купера. Для этого длину дистанции (3 или 2 км) в метрах делим на время ее пробега в секундах, получаем скорость бега. Затем умножаем ее на 720 секунд (12 мин), получаем расстояние, которое студент пробежал бы при сохранении своей скорости за 12 минут.

Однако таблицы, рассчитанные таким образом, будут неточными для студентов, результаты которых сильно отличаются от 12 минут. Результаты быстро бегущих студентов (менее 12 минут) будут завышены, потому что эти студенты не смогли бы выдержать эту же скорость в течение всех 12 минут. А результаты слабо подготовленных студентов (более 12 минут) будут занижены, так как они смогли бы бежать несколько быстрее в течение более короткого времени (12 минут).

Для внесения поправок на изменение скорости нами были использованы разрядные нормативы по бегу на 1500 и 3000 м 2-го юношеского разряда для женщин Единой Всероссийской спортивной классификации на 2001–2005 гг. Эти нормативы проверены десятилетиями соревновательной практики, а скорости наиболее близки к скоростям юношей в беге на 3 км и девушек в беге на 2 км. Согласно нормативам, поправки у юношей за 1 сек. равны 0,4 м, у девушек — 0,3 м. Хотя выбранный способ подсчета дает небольшую погрешность, но ей можно пренебречь, так как большая часть диапазонов между оценками в таблице К. Купера равна 250–300 м.

Результаты проделанных расчетов представлены в табл.13 и 14.

Пересчет времени пробега мужчинами 3 км

в расстояние по 12-минутному тесту Купера

Таблица 13.

Результат в беге на 3 км, мин, сек Расчетное расстояние за 12 минут, м Поправка на замедление (ускорение), м Итоговое расстояние за 12 минут, м
10.00   –48  
10.06   –46  
10.12   –43  
10.18   –40  
10.24   –38  
10.30   –36  
10.36   –34  
10.42   –31  
10.48   –29  
10.54   –26  
11.00   –24  
11.06   –22  
11.12   –19  
11.18   –17  
11.24   –14  
11.30   –12  
11.36   –10  
11.42   –7  
11.48   –5  
11.54   –2  
12.00      
12.06   +2  
12.12   +5  
12.18   +7  
12.24   +10  
12.30   +12  

 

Продолжение таблицы 13

12.36   +14  
12.42   +17  
12.48   +19  
12.54   +22  
13.00   +24  
13.06   +26  
13.12   +29  
13.18   +31  
13.24   +34  
13.30   +36  
13.36   +38  
13.42   +40  
13.48   +43  
13.54   +46  
14.00   +48  
14.06   +50  
14.12   +53  
14.18   +55  
14.24   +58  
14.30   +60  
14.36   +62  
14.42   +65  
14.48   +67  
14.54   +70  
15.00   +72  
15.06   +74  
15.12   +77  
15.18   +79  
15.24   +82  
15.30   +84  
15.36   +86  
15.42   +89  
15.48   +91  
15.54   +94  
16.00   +96  
16.06   +98  
16.12   +101  
16.18   +103  
16.24   +106  
16.30   +108  
16.36   +110  
16.42   +113  
16.48   +115  
16.54   +118  
17.00   +120  
17.06   +122  
17.12   +125  

 

Окончание таблицы 13

17.18   +127  
17.24   +130  
17.30   +132  
17.36   +134  
17.42   +137  
17.48   +139  
17.54   +142  
18.00   +144  
18.06   +146  
18.12   +149  
18.18   +151  
18.24   +154  
18.30   +156  
18.36   +158  
18.42   +161  
18.48   +163  
18.54   +166  
19.00   +168  

 

Пересчета времени пробега женщинами 2 км

в расстояние по 12-минутному тесту Купера

Таблица 14

Результат в беге на 2 км, мин, сек Расчетное расстояние за 12 минут, м Поправка на замедление (ускорение), м Итоговое расстояние за 12 минут, м
9.00   –54  
9.06   –52  
9.12   –50  
9.18   –49  
9.24   –47  
9.30   –45  
9.36   –43  
9.42   –41  
9.48   –40  
9.54   –38  
10.00   –36  
10.06   –34  
10.12   –32  
10.18   –31  
10.24   –29  
10.30   –27  
10.36   –25  
10.42   –23  
10.48   –22  
10.54   –20  
11.00   –18  

 

Продолжение таблица 14

11.06   –16  
11.12   –14  
11.18   –13  
11.24   –11  
11.30   –9  
11.36   –7  
11.42   –5  
11.48   –4  
11.54   –2  
12.00      
12.06   +2  
12.12   +4  
12.18   +5  
12.24   +7  
12.30   +9  
12.36   +11  
12.42   +13  
12.48   +14  
12.54   +16  
13.00   +18  
13.06   +20  
13.12   +22  
13.18   +23  
13.24   +25  
13.30   +27  
13.36   +29  
13.42   +31  
13.48   +32  
13.54   +34  
14.00   +36  
14.06   +38  
14.12   +40  
14.18   +41  
14.24   +43  
14.30   +45  
14.36   +47  
14.42   +49  
14.48   +50  
14.54   +52  
15.00   +54  
15.06   +56  
15.12   +58  
15.18   +59  
15.24   +61  
15.30   +63  
15.36   +65  
15.42   +67  

 

Окончание таблицы 14

15.48   +68  
15.54   +70  
16.00   +72  

 

Приведенные таблицы значительно облегчают использование результатов общепринятых в России тестов на выносливость для оценки степени физической подготовленности по 12-минутному тесту К. Купера.

Недостаток теста Купера заключается в том, что здесь не учитывается напряженность функций организма. Так, одинаковый результат достигается у одних за счет предельной мобилизации функций, а у других — при сохранении существенной доли функционального резерва. Этот недостаток теста устраняется при использовании разработанной Т.А. Юримяэ, Э.А. Виру (1982) модификации теста Купера, где после окончания 12-минутного теста определяется ЧСС в течение первых 30 сек на 2, 3, 4-й минутах восстановления.

Индекс модифицированного теста Купера выражается в виде уравнения

где Z — результат 12-минутного теста (м), f1, f2, f3 — ЧСС за первые 30 сек на 2, 3, 4-й минутах восстановления.

С учетом этого индекса выработаны стандарты модифицированного теста Купера для мужчин и женщин (см табл. 15).

 

Стандарты модифицированного теста Купера

для мужчин и женщин

Таблица 15

Оценка физической работоспособности Индекс модифицированного теста Купера
Женщины Мужчины
Очень плохо менее 430 менее 580
Плохо 430–510 580–680
Удовлетворительно 510–590 680–780
Хорошо 590–670 780–880
Отлично более 670 более 880

 

В соответствии с индивидуальным уровнем физической работоспособности подбираются дифференцированные персональные тренировочные программы физического самовоспитания.

По характеру изменений ЧСС и артериального давления (АД) после тестирования выделяют пять типов реакций сердечно-сосудистой системы: нор-мотоническую, гипотоническую (астеническую), гипертоническую, дистоническую и ступенчатую.

Нормотонический тип реакции сердечно-сосудистой системы характеризуется учащением пульса, повышением систолического и понижением диастолического давлений. Пульсовое давление увеличивается. Такая реакция считается физиологичной, потому что при нормальном учащении пульса приспособление к нагрузке происходит за счет повышения пульсового давления, что косвенно характеризует увеличение ударного объема сердца. Подъем систолического АД отражает усилие систолы левого желудочка, а снижение диастолического - уменьшение тонуса артериол, обеспечивающее лучший доступ крови на периферии. Восстановительный период при такой реакции сердечно-сосудистой системы – 3-5 мин. Такой тип реакции типичен для тренированных спортсменов.

Гипотонический (астенический) тип реакции сердечно-сосудистой системы характеризуется значительным учащением сердечных сокращений (тахикардия) и в меньшей степени увеличением ударного объема сердца, небольшим подъемом систолического и неизменным (или небольшим повышением) диастолическим давлением. Пульсовое давление понижается. Это значит, что усиление кровообращения при нагрузке достигается больше за счет учащения сердечных сокращений, а не увеличения ударного объема, что нерационально для сердца. Период восстановления затягивается.

Гипертонический тип реакции на физическую нагрузку характеризуется резким повышением систолического АД - до 180-190 мм рт. ст. с одновременным подъемом диастолического давления до 90 мм рт. ст. и выше и значительным учащением пульса. Период восстановления затягивается. Гипертонический тип реакции оценивается как неудовлетворительный.

Дистонический тип реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку характеризуется значительным повышением систолического давления - выше 180 мм рт. ст и диастолического, которое после прекращения нагрузки может резко снижаться, иногда до «0» - феномен бесконечного тона. ЧСС значительно возрастает. Такая реакция на физическую нагрузку расценивается как неблагоприятная. Период восстановления затягивается.

Ступенчатый тип реакции характеризуется ступенчатым подъемом систолического давления на 2-й и 3-й минутах восстановительного периода, когда систолическое давление выше, чем на 1-й минуте. Такая реакция сердечно-сосудистой системы отражает функциональную неполноценность регуляторной системы кровообращения, поэтому ее оценивают как неблагоприятную. Период восстановления ЧСС и АД затягивается.

Реакция на физическую нагрузку считается хорошей в том случае, когда при нормальных исходных данных пульса и АД отмечается восстановление этих показателей на 2-3-й минуте. Реакция считается удовлетворительной, если восстановление происходит на 4-5-й минуте. Реакция рассматривается как неудовлетворительная, если после нагрузки появляются гипотоническая, гипертоническая, дистоническая и ступенчатая реакции и восстановительный период затягивается до 5 и более минут. Отсутствие восстановления ЧСС и АД в течение 4-5 минут непосредственно после нагрузки даже при нормотонической реакции следует оценивать как неудовлетворительную.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 5199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.