Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Управленческие решения в процессе менеджмента




Понятие и классификация решений. Порядок разработки и принятия решений. Факторы, влияющие на принятие решений. Рационализация и оптимизация решений, пути повышения их качества и эффективности.

 

Принятие решений и менеджмент. Любая организация функционирует во внешней среде, получая из нее ресурсы (в том числе и информационные), перерабатывает их и передает результат своей деятельности во внешнюю среду.

Трансформации ресурсов внутри организации всегда предшествует анализ ситуации, ее оценка и диагностика, определение основной проблемы, которую необходимо решить для того, чтобы достичь намеченной цели.

Указанный анализ позволяет менеджеру выработать необходимое управленческое решение.

Эффективность решения определяется его обоснованностью, прогрессивностью и степенью успешности его реализации.

Многофакторность самого процесса принятия решений и тем более многофакторность условий его реализации придают этой функции менеджмента особое значение. Указанные обстоятельства объясняют те трудности, с которыми сталкивается менеджер в процессе принятия решений, заставляющие его иногда медлить с приятием решений и взвешивать риски.

Принятие решений - это процесс поиска целей и разработки мероприятий по их достижению. Отсюда и решения можно классифицировать на решения, обеспечивающие достижение целей краткосрочных и долгосрочных, экономические, социальные, политические и так далее.

В таблице 8 приведен перечень наиболее общих и значимых решений, принимаемых в рамках отдельных функций менеджмента.

Таблица 8

Содержание основных решений в рамках функций менеджмента

 

Наименование функций менеджмента Содержание типичных управленческих решений
Формирование целей Формулирование миссии организации Формирование стратегических целей
Планирование Формирование функциональных политик (производственной, финансовой, кадровой, инвестиционной, маркетинговой и т.д.) Разработка целевых программ Разработка целевых проектов
Организация Формирование структурной политики организации Формирование организационной структуры Разработка положение и должностных инструкций
Контроль и оценка Оценка выполнения намеченных планов Оценка финансового состояния организации Анализ работы структурных подразделений организации Разработка положений о системе оценки деятельности структурных подразделений и персонала

 

В общем виде решения должны удовлетворять следующим требованиям:

§ Решения должны быть направлены на достижение определенных целей (целевая направленность);

§ Решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям (иерархическая субординация);

§ Решения должны иметь объективное обоснование рациональности (обоснованность);

§ Решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени, т.е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены во времени (адресность);

§ Решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения (обеспеченность);

§ Решения должны быть обязательными для использования и носить плановый характер (директивность).

Если говорить о способах принятия решений, то их можно классифицировать как интуитивные и рациональные.

Интуитивный подход чаще всего используется для решения несложных проблем. Описать его можно следующими параметрами:

§ Лицо, принимающее решение, держит всю проблему в голове;

§ Подход к решению проблемы может радикально меняться по мере ее развития;

§ Возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов;

§ Последовательность этапов принятия решений может не соблюдаться;

§ Опыт лица, принимающего решение, определяет качество самого решения.

Естественно, если опыт лица, принимающего решение, небольшой, а предшествовавшие ситуации не соответствуют новой, то интуитивный подход не дает хороших результатов. Недостаток информации о проблемной ситуации так же не позволяет рассчитывать на высокое качество решений.

В том случае, если содержание проблемной ситуации не очевидно, то ее решение не однозначно и сам процесс принятия решений требует структуризации, которая позволяет выделить отдельные этапы и процедуры для подготовки решения. Рациональное решение отличается от интуитивного тем, что оно основывается на объективном аналитическом процессе и учитывает определенные формальные и логические требования.

Сам процесс принятия решений в этом случае можно представить в виде следующих этапов, каждому из которых соответствуют определенные процедуры:

§ Постановка проблемы: анализ ситуации, выявление проблемы, сбор необходимой информации, разработка возможных вариантов решений;

§ Разработка вариантов решений: выявление возможных ограничений, подбор необходимой информации, выработка альтернативных вариантов решений;

§ Выбор решений: выявление критериев отбора, отбор решений, оценка возможных последствий реализации решений, выбор предпочтительного решения;

§ Проведение изменений: план реализации выработанного решения, выявление сопротивления внедрению решений, оценка полученного результата, возникновение новых проблем.

Неотъемлемыми элементами процесса принятия решений является информационное обеспечение процесса, методы анализа проблем и поиска решений. Работа по сбору и анализу информации проводится на всех этапах процесса принятия решений, но всякий раз имеет особенности, обусловленные спецификой уровня решаемых задач и умениями лица, принимающего решения – менеджера. Высокая квалификация руководителей позволяет совмещать этапы и процедуры принятия решений либо проводить их параллельно, что сокращает сроки принятия решения.

Принятие решений представляет собой циклический процесс, в котором исходная информация о состоянии организации трансформируется в целенаправленные воздействия на изменение организации к лучшему. Здесь можно выделить три самостоятельных этапа: определение проблемы, формулирование альтернатив, принятие решений. Графическая модель указанного процесса приведена на рисунке 26.

На этапе постановки проблемы используют методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, методы фиксации наиболее важных событий, факторного анализа, моделирования и кластерного анализа. Совокупность применяемых методов зависит от характера и содержания проблемы, сроков и ресурсов, которые выделяются на этапе постановки проблемы.

Источником информации для принятия повторяющихся решений выступает отчетная информация организации. Оценка ситуации чаще всего заключается в сопоставлении фактического состояния организации и планового. Формулирование проблемы должно демонстрировать причину и следствие как неудовлетворительное состояние организации.

 

 

 
 

 

 


Рис. 26 Этапы принятия решений

 

На этапе разработки вариантов возможных решений идет поиск ответа на вопрос: как можно решить конкретную проблему? Участники процесса поиска решения не только анализируют имеющуюся информацию, но и путем активизации творческого мышления генерируют альтернативные решения, опираясь на свой опыт и опыт консультантов или экспертов по отдельным направлениям проблематики.

Формулирование альтернатив целесообразно начинать с выработки критериев оценки и описания ограничений в части реализации решений. Критерии могут быть количественными (затраты, научно-технический уровень продукции), так и качественными (имидж, корпоративная культура).

На этапе выбора решения необходимо определить методы формирования критериев выбора решения. Наиболее полно они разработаны для хорошо структурированных моделей, основанных на методах количественного анализа и позволяющих обрабатывать полученную информацию с помощью вычислительной техники. Для решения управленческих проблем часто используют экономико-математические методы. Эти методы позволяют применять в качестве критерия для выбора целевую функцию, которую можно оптимизировать. Например, максимум прибыли, производительности, численности работающих; минимум затрат, потерь от брака, простоев.

В тех случаях, когда приходится оценивать слабоструктурированные решения, применяют систему взвешенных критериев. В этом случае для оценки используют модель, позволяющую принимать не оптимальное, а удовлетворительное решение, которое считается приемлемым, так как отвечает поставленным ограничениям и обеспечивает улучшение проблемной ситуации.

Рассмотрим некоторые методы активизации творческого мышления при генерирование вариантов решений.

Метод номинальных групп (МНГ), который полезен в тех случаях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, с тем, чтобы получить решения, к которым один человек прийти не может в течение короткого времени.

МНГ разработан американскими специалистами: Дельбеком и Ван де Веном. Он получен в результате социально-психологических исследований в области проведения совещаний по принятию решений, исследований в области согласования групповых суждений. Метод получил признание и широкое распространение в силу своей простоты. Он апробирован и взят на вооружение менеджерами западных фирм и с успехом применяется вот уже больше 20-ти лет для обучения специалистов и анализа экономической ситуации на предприятиях.

Этот метод хорош для сбора информации и диагностики организации.

Порядок проведения заседания по методу номинальных групп. Во вступительном слове необходимо ознакомить участников с процессом и предложить им чувствовать себя непринужденно.

1. Вводная часть продолжительностью 5-10 минут включает следующие вопросы:

· Цель заседания группы;

· Этапы проведения МНГ;

· Варианты использования результатов предстоящей работы.

Зачитывается тщательно сформулированная постановка задачи. Если постановка задачи не понимается группой, то необходимо предложить нескольким участникам группы дать прямой ответ на поставленную задачу. Если ответы совпадают с целью и остальные участники, как представляется, поняли задачу, консультант (координатор) переходит к следующему этапу.

2. Молчаливое генерирование идей в течение 10 минут.

Членам группы предлагается сформулировать ответы на поставленную задачу. При этом необходимо поддерживать тишину.

3. Этап неупорядоченного перечисления идей (40-50 минут).

Предлагается по очереди называть идеи. Координатор, при этом, подчеркивает, что процесс генерирования можно не приостанавливать. Правила третьего этапа заключаются в следующем:

· За одно обращение к участнику групповой работы он называет только одну идею;

· Участник может пропустить свою очередь и подключиться к перечислению на следующем туре;

· Допускается только диалог между участником, формулирующим ответ, и координатором;

· Обсуждение ограничивается только попыткой кратко (сжато) изложить ответ для удобства его регистрации;

· Оценка ответов не допускается.

4. Этап уяснения идей (30-40 минут).

Координатор зачитывает каждую идею из списка, чтобы убедиться, что все участники их поняли в том виде, как они записаны. В процессе проведения такой процедуры, любой участник может предложить разъяснение и толкование идей, а также их комбинирование (агрегирование).

Отдельные идеи могут быть отклонены, уточнены или агрегированы.

Каждый участник имеет право «вето» на любую идею, то есть если хотя бы один из участников группы не согласен с выдвинутым предложением, оно не принимается.

Важно, чтобы процесс на этом этапе помогал уяснению идей, но не допускал их оценку.

5. Выбор и ранжирование (10-15 минут).

Из составленного перечня необходимо выбрать 4, 6 или 8 предложений (идей).

Каждому участнику предлагается отобрать 4-8 наиболее важных предложений из перечня. Для этого используются карточки с записанными идеями, которые необходимо проранжировать и придать им веса. В карточке указывается номер идеи из списка, формулировка самой идеи и ее ранг. Количество карточек выбирается в зависимости от количества выдвинутых идей. Примерное соотношение приведено в таблице 9.

Таблица 9




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.