КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические особенности проблемного обучения
Причины, обусловливающие эффективность проблемного обучения:1. большая интеллектуальная активность учащегося, вызываемая познавательной потребностью – желанием найти искомое неизвестное, без которого невозможно решить поставленную задачу;2. знания усваиваются как общие закономерности или способы действий, позволяющие использовать их и впредь при решении широкого класса других задач, а не как иллюстрация частного случая.Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию — таков девиз проблемного обучения. Переход от одной проблемной задачи к другой составляет суть проблемного обучения.Для создания проблемных ситуаций используются следующие методические приемы:Проблемная задача – это дидактическое понятие, обозначающее учебную проблему с четкими условиями, задаваемыми преподавателем или выявленными и сформулированными кем-либо из обучаемых. В самой проблемной задаче нет ни намека на правильный ход рассуждений, ни тем более прямой подсказки решения. Его можно найти только в процессе логического мышления.Проблемный вопрос – это входящий в состав проблемной задачи или отдельно взятый учебный вопрос (проблема), требующий ответа на него посредством мышления. Вопрос же, требующий воспроизведения по памяти, не является проблемным. Вопросы, стимулирующие мышление, начинаются с таких вопросительных слов и словосочетаний, как «почему», «отчего», «как (чем) это объяснить», «как это понимать», «как доказать (обосновать)», «что из этого следует». А вопросительные слова – кто, что, когда, где, сколько, какой – требуют ответа на основе памяти. Проблемное задание – это учебное задание, составляемое преподавателем в форме проблемной задачи или проблемного вопроса в целях постановки обучаемых в проблемную ситуацию.Основная трудность в проблемном обучении — подбор проблемных задач, которые должны удовлетворять следующим условиям: 1) должны вызывать интерес у обучаемого; 2) быть доступны его пониманию (т. е. опираться на уже имеющиеся знания); 3) лежать в «зоне ближайшего развития», т.е. быть одновременно и посильными, и не слишком тривиальными; 4) давать предметное знание в соответствии с учебными планами и программами; 5) развивать профессиональное мышление. Психологические факторы влияющие на процесс обучения. Чтобы успешно вести обучение, педагог должен представлять себе основные характеристики обучаемого - его способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать, использовать его при решении различных задач.Чему бы ни учить и каким бы способом ни учить, мы, прежде всего, обращаемся к органам чувств студента, являющимся его «окнами в мир». «В интеллекте нет ничего, что бы не прошло предварительно через органы чувств». Слушает ли студент лекцию или читает, наблюдает ли за действиями экспериментатора во время лабораторных занятий - прежде всего, включаются в работу его ощущения и восприятие и только затем - запоминание, установление ассоциаций, осмысление, творческая переработка и т. д. Смотри дополнительно Психологическая структура обучения Психология интерактивных методов и совместно-диалогическая познавательная деятельность. Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Также действует такой психологический феномен, как заражение.При интерактивных методах обучения совместная учебная деятельность студентов, благодаря участию самого преподавателя в дискуссиях с ними как бы на равных, превращается в некую модель социального общения личностей в реальной творческой деятельности, а не просто происходит взаимодействие деятельностей. Методы интерактивного обучения следующие: Эвристическая беседа (от греч.слова «эвристика» - нахожу, открываю, отыскиваю) – это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему через активизацию мышления посредством искусно поставленных вопросов. Дискуссия – специально запрограммированное свободное обсуждение теоретических вопросов учебной программы, которое обычно начинается с постановки вопроса и развертывается вначале как эвристическая беседа.Дискуссия – это диалогическая форма речевой деятельности, в которой идет интенсивная борьба между разными мнениями, зарождающимися тут же в ходе разговора. Дискуссия порождает не только столкновение мнений, но и мышление, неординарных, спорных мыслей. Метод «мозговой атаки» - название метода родилось в системе управления, широко применяется в управленческой деятельности, менеджменте. Суть метода заключается в поиске ответа специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий, а также спонтанно возникающих у присутствующих нужных и ненужных ассоциаций. Затем путем анализа отбираются идеи, наиболее интересные по своей близости и замыслу организатора мозговой атаки, и используются для дальнейшего углубленного обсуждения по существу вопроса. Правило мозговой атаки – ничего не критиковать, даже несуразные идеи. Метод круглого стола – заимствован из области политики и науки. Организуется для обсуждения какой-нибудь проблемы представителями разных научных направлений (например, юрист и психолог при обсуждении проблем юридической психологии). Главная суть метода круглого стола – разностороннее, разноаспектное рассмотрение теоретической проблемы с разных позиций и точек зрения на ее практическое воплощение в жизнь. Метод деловой игры – появился в практической сфере управления. Это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятие управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам.Суть метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить учащегося, чтобы на моделях, а не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции. Социально-психологический тренинг – активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышение уровня развития группы как социально-психологического объекта.Дополнительно смотри Совместно-диалогическая познавательная деятельность (по С.М.Джакупову) Психология манипулятивного воздействия и ее использование в педагогической практике. При манипулятивной стратегии цель воздействия прямо не провозглашается, а достигается посредством активности реципиента, организуемой субъектом воздействия так, чтобы она разворачивалась в желательном для него направлении. Проанализировав ряд определений манипулятивной стратегии можно ее определить как «вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий». Манипуляция – это скрытое управление против воли управляемого, при котором манипулятор получает одностороннее преимущество иливыгоду за счет управляемого. В манипулятивном общении мы «подсовываем» партнеру стереотип, который считаем наиболее выгодным в данный момент. Манипуляция это не негативное явление. Многие профессиональные задачи решаются за счет манипулятивного общения. Любое обучение по своей сути является манипуляцией, потому что используются убеждение, управление. Соответственно эффективность обучения зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения. Манипулятивное общение встречается там, где присутствует совместная деятельность. Существует также манипулятивная деформация личности в тех случаях, когда в силу частого профессионального употребления манипулятивного общения, хорошей техники по его использованию, человек начинает считать манипулятивное общение единственно правильным. Инициатор (субъект) воздействия – манипулятор. Адресат манипулятивного воздействия – жертва. Сила манипуляции состоит в том, что она: - проводится тайно, при этом скрываются как само воздействие, так и его цель;- используются психологически уязвимые места жертвы; ими могут стать особенности характера, стереотипы, привычки, желания, интересы, недостатки и достоинства – все, что срабатывает автоматически, без раздумий;- подкрепляется приемами, повышающими податливость адресата к воздействию: манипулятор вводит жертву в желаемое эмоциональное состояние, не дает времени на обдумывание, сужает возможности выбора, снижает критичность восприятия.Скрытое управление может быть представлено в двух отношениях:- альтруистическое управление служит цели бесконфликтного решения возникающих проблем;- манипуляции – наоборот, служат источником конфликтов. В нас, в нашем непонимании самих себя кроется возможность манипулировать нами. Нами управляют наши потребности. Каждый из нас обладает какими-то слабостями (любопытство, неуверенность в себе, глупость, медлительностью, жалостливость, азартность, любовь к подношениям и лести, приниженность, суеверность, внушаемость, подверженность влиянию установок, хвастливость, невежество, неразвитость речи, слабохарактерность, жадность и тщеславие, отсутствие морального стержня, зависть). Каждый характеризуется некими пристрастиями. Все мы привыкли действовать по правилам, соблюдать ритуалы. Все это может быть использовано (и используется!) манипуляторами. Скрытое управление имеет общую схему построения. Исходя из нее можно выстроить надежную защиту.Не нужно давать информацию о себе.Необходимо осознать, что вами управляют (можно применить либо пассивную защиту, либо активную защиту). Прежде всего, необходимо по возможности не дать инициатору сведений о себе:- невозмутимость, умение скрывать свои чувства, т.е. «хорошая мина при плохой игре»;- дом – это неиссякаемый источник информации о хозяевах: их привычках, недостатках, пристрастиях, характере и т.д. – обо всем том, что может послужить мишенью;- в разговоре можно использовать долгие паузы, в том числе между вопросом и ответом;- личная скромность тоже является защитой от манипулирования. Хвастун является легкой добычей для манипуляторов;- целесообразно подкорректировать свою речь в сторону ее большей определенности и решительности: это остужает желание поманипулировать вами;- человек, затрудняющийся сказать «нет», - легкая добыча для манипулятора. Не бойтесь риска: лучше иногда оказаться неправым, чем испытывать постоянные сомнения. Если человек чем-то не понравился – говорите решительно «нет». Наше подсознание, интуиция подсказывают нам подчас наилучшие решения;- использование непредсказуемости. Когда ты непредсказуем, ты неуязвим. Выполнив данные рекомендации, вы лишите информации о себе, своих слабостях, особенностях, привычках, предпочтениях, желаниях – всего того, из чего манипулятор выбирает мишени воздействия и формирует приманки.Однако есть факторы, являющиеся общими для всех нас. Каждый человек хочет выглядеть привлекательно, держаться достойно, ощущать свою значимость, удовлетворять свои потребности. Кроме того, все мы подвержены действию шаблонов и стереотипов поведения. Манипуляторы обычно знают эти общие моменты и могут попытаться использовать их. Главным признаком показывающим, что вами управляют, является чувство неудобства, внутренней борьбы: вам не хочется что-то делать, говорить, а приходится – иначе неудобно, вы будете «плохо выглядеть». Нарушение правил этики – неоспоримый признак манипулирования. Например, обращение к вам в неудобное время – признак манипулирования. Другим признаком может быть возникшее чувство вины или опасности или что вы оказались кому-то должны или зависимы от какого-то обстоятельства. В данный момент нужно просто взять себя в руки и сказать себе: «Стоп, манипуляция!». Вербальными признаками манипуляции являются следующие моменты:- ответственность за предлагаемое действие ложится целиком на адресата;- «плата» адресата перевешивает его выигрыш;- элементы принуждения;- подготовительная преамбула перед непринуждающими словами манипулятора;- дефицит времени, отпущенного на принятие решения. То, что мы позволяем собой манипулировать заложено еще в детстве. Традиционно прививается сознание, что человек должен действовать по неким правилам, нарушение которых вменяется ему в вину. Защититься от возникновения чувства вины тоже можно, используя следующие правила:- не отвечать если вам не хочется;- не стремиться всегда, выглядеть привлекательным;- не быть рабом ранее сказанных вами слов;- не разбираться во всем (т.е. если чего не знаешь, не боясь говорить об этом). Каждый человек имеет право на ошибку, быть не понятым или чего не знать, быть не логичным, сказать «я не хочу», воспринимать себя таким, каков вы есть, не насиловать себя. С детства нам также прививается ощущение зависимости от мнения окружающих, привычка сообразовывать свои действия с их оценкой. Мы воспитаны так, что необходимо добиваться расположения окружающих. Также в детстве нам привили взгляд, что мы не должны расстраивать окружающих, особенно близких. Защититься от зависимости можно осознав, что вы имеете право сказать «нет» всякий раз, когда вам это хочется, быть судьей самому себе, не зависеть от того, как к вам относятся другие, не оправдываться за свои поступки и намерения. Каждый из нас является кузнецом своего счастья, полностью отвечает за свое благополучие и успех в жизни. Если вы не пользуетесь своим правом отвечать только за себя, то другие люди воспользуются этим, и будут навешивать на вас еще и свои проблемы. Чтобы не принять на себя чужую ответственность нужно не оправдываться, не объяснять и не извиняться за свое поведение, сказать: «Меня это не волнует», «Мне это неинтересно», «Поговорим одругом», «Это твои проблемы». Если же вы не знаете, как поступить, не хотите портить отношения с манипулятором, то можно применять пассивную защиту – проявить выдержку. Пассивная защита проявляется в следующих формах:- никак не реагировать на слова манипулятора, молчать, делать вид, что не расслышали, не обратили внимание, не поняли;- делать вид, что «туповаты», не поняли о чем речь;- заговорить совсем о другом;- повторяйте просьбу манипулятора, но с вопросительной интонацией, требуя тем самым продолжить его речь; Таким образом, оставление намерений агрессора в тени позволяет мягко уйти от конфликта, избежав в то же время участи жертвы. Самообразование как средство повышения эффективности профессиональной деятельности специалиста. Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники культуры и т.п. Наметив цель самообразования, личность выбирает средства для ее осуществления. Успех же самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются:1.Осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний 2.Обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа.3.Умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать необходимые для решения вставшей проблемы; 4. Желание решить проблему, а если необходимо, то на переквалификацию и в свете этой задачи познание нового. Понятие «самообразование» обычно рассматривается как готовность к самостоятельному обучению. Если ты сам захочешь, то найдешь, где и чему будешь учиться. Можно самостоятельно: следить и изучать профессиональную литературу; не выезжая с территории, посещать все лекции, в том числе для педагогов, психологов и др.; качественно, а не для галочки, осуществлять мониторинг своей деятельности; участвовать в работе семинаров, активных формах, проходящих в рамках ГМО; для дальнейшего самосовершенствования участвовать в обмене опытом с коллегами.Виды самообразования 1. Адаптивная. Самостоятельное изучение сложившейся профессиональной дея-тельности приемом предписаний (что надо делать, как,каким путем, как контролировать, как оценивать).Самостоятельный анализ операций, действий, стратегий, тактик.Изучение профессиональных технологических карт. Самостоятельные упражнения по отработке умений, автоматизации навыков.Самостоятельное усвоение социальных норм, сложившихся в данном коллективе.Самоанализ причин ошибок, брака в профессиональной деятельности.Самостоятельное изучение специальной литературы, публицистики, профессиональных биографий. 2 Продуктивная (аналитическая) Самостоятельный анализ неизвестных ранее профессиональных задач, способов поиска неизвестных профессиональных решений,проблем профессиональной деятельности. 3 Продуктивная (проектная) Самостоятельный анализ и овладение новыми видами профессиональной деятельности. Самостоятельное накопление новых профессиональных приемов, технологий.Построение планов профессионального саморазвития.Самопроектирование, построение и реализация сценария профессиональной жизни
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |