КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Марксистская философия
В дальнейшем развитии философской мысли в Украине, а именно в конце XIX-XX вв. формируются философские школы и направления в тесной связи с европейской философией. Важный вклад в развитие отечественной философской мысли внесли выдающиеся украинские ученые, культурные, общественные и политические деятели, такие как Б.Кистяковский (1868-1920), В.Вернадский (1863-1945), М.Грушевский (1866-1934), В.Винниченко (1880-1951). Их творчество отмечено философским осмыслением действительности, что и определяет место этих деятелей культуры и науки в истории философской мысли Украины. В 20-е годы XX в. активизируются усилия по разработке философии украинской идеи. В центре дискуссии стала концепция, которую предложил Н.Хвылевый (1893-1933), который подчеркивал непреходящее значение созданного европейской культурой идеала «гражданского человека», смысл жизни которого в «широкой и глубокой активности». Значительный вклад в изучение глубинных факторов духовной истории Украины и национальной философии сделал Д.Чижевский (1894-1977). Он считал, что одним из таких факторов являются национальные черты украинского характера: «эмоциализм», «индивидуализм» и «плюралистическая этика», признающая право каждого индивида на собственный этический путь. Большой вклад в развитие философии в Украине сделал философ, организатор науки П.Копнин (1922-1971). Он акцентировал внимание на гуманистической направленности философии. Вторым направлением, плодотворно развивающимся в Украине в этот период, являются историко-философские исследования В.Шинкарука (1928-2001), который осуществляет глубокую разработку проблем диалектики, логики и теории познания на основе анализа философии. Осуществились заметные сдвиги и в разработке вопросов истории философии Украины. Приступая к рассмотрению вопроса «Позитивизм: эволюция и основные идеи», студенту необходимо уяснить, что позитивизм – это философское направление, которое утверждает, что источником подлинного (положительного) знания могут быть только отдельные конкретные науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука, не может претендовать на самостоятельное исследование действительности. Позитивизм, сформировался в 30-40-е гг. XIX века. Основателями этого направления были француз Огюст Конт (1798-1857) и англичанин Герберт Спенсер (1820-1903). Позитивизм пытался построить систему знания, которое является бесспорным, точным и найти научный метод, который позволил бы создавать такую систему положительного знания. Классической немецкой философии позитивизм противопоставил «полезное» и «удобное» для применения в жизни знание, истина в котором осмысливается на основе точного экспериментального знания. Представитель второй исторической формы позитивизма Э.Мах (1838-1916), полагал, что вещи есть «комплексы ощущений». К сумме ощущений он сводил и человека. Последователи Маха заявляли, что любое положительное (научное) знание есть знание философское, поэтому философия не может иметь своего отдельного от других наук предмета. Третья форма позитивизма возникает в 20-е годы XX в. под общим названием неопозитивизм (греч. neos – новый + лат. positivus – положительный, основанный на опыте). В нем объединяются различные теории: логический позитивизм, логический эмпиризм, логический атомизм, философия лингвистического анализа, аналитическая философия, критический рационализм. Наиболее известные представители: М.Шлик, Р.Карнап, А.Айер, Б.Рассел, Ф.Франк, Л.Витгенштейн. Основные идеи неопозитивизма: а) философия должна заниматься аналитической деятельностью, т.е. выяснением логического смысла языка конкретных наук; б) главное в философии не метод познания, а истолкование знаний, полученных конкретными науками. Постпозитивизм – это понятие для обозначения ряда современных западных философских течений, возникших в 50-70-е гг. XX в. и критикующих неопозитивизм. В основном они близки к логическому эмпиризму. Сюда относят критический рационализм К.Поппера, прагматический анализ У.Куайна, методология науки Т.Куна и др. Основные идеи: а) ослабление внимания к формальной логике; б) обращение к истории науки; в) отсутствие жестких границ между эмпирией и теорией, наукой и философией. Приступая к изучению вопроса «Марксизм и его место в истории философии», необходимо помнить, что основные положения этого теоретического направления были сформулированы К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895). В марксизме творчески переработаны три классических источника: гегелевская диалектика; теория социалистов Сен-Симона ( 1760-1825), Ж.Фурье (1772-1837) и Р.Оуэна (1771-1858) и теория экономистов А.Смита (1723-1790) Д.Рикардо (1772-1823). В результате К.Маркс и Ф. Энгельс создали диалектический материализм. Сегодня существует целый ряд моделей марксистской философии: 1) аутентичный (подлинный) марксизм, взятый на вооружение социал-демократическими партиями; 2) неомарксизм – преобразование взглядов Маркса под влиянием идей экзистенциализма, позитивизма, фрейдизма, неотомизма и т.п.; 3) развитие марксизма, связанное с критикой философии Маркса слева и справа; 4) сталинизм, ориентирующийся на марксистские догмы. В целом марксизм – учение, оказавшее колоссальное влияние на развитие философской мысли. При рассмотрении вопроса «Антропологические школы в философии» студент должен иметь в виду, что современная философия особое внимание уделяет проблемам антропологии, проблемам человека. Одна из таких концепций получила название «философии жизни». Ее основоположниками были Ф.Ницше (1844-1900), А.Бергсон (1859-1941), О.Шпенглер (1880-1936). В этой философии главное внимание уделяется вопросам истории общественной жизни, культуре, мировоззрению человека, «вечным вопросам» о смысле жизни, о природе всего сущего. Актуализация идей Ф.Ницше и др. в начале XX в. привела в Германии к формированию антропологического направления в философии или философской антропологии. Основными ее представителями являются М.Шелер (1874-1928), Г.Плеснер (1892-1985), А.Гелен (1904-1971). Это философское направление претендует на создание «синтетической» концепции человека, согласно которой, человек выступает как свободная, независимая личность, с поведением определяемым, в первую очередь, своей внутренней сущностью. В 20-х годы XX в. там же – в Германии – возникает экзистенциализм (лат. exsistentia – существование). Основные представители экзистенциализма в Германии: К.Ясперс, М.Хайдеггер. Во Франции: Г.Марсель, Ж.-П. Сартр. В России: Н.Бердяев, Л.Шестов. Представителями экзистенциализма были талантливые писатели А.Камю, С.Бовуар, Кафка и др. Эта доктрина делит мир на: «неподлинный», отчужденный, в который человек уходит, чтобы убежать от самого себя и мир
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |