Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Основные исторические этапы философии




Приступая к изучению вопроса «Античная и сред­невековая философия» следует знать, что античная философия включает в себя философские учения Древней Греции и Древнего Рима с конца VII в. до н.э. по VI в. н.э.

Первые греческие философы стремились понять природу, мир как целое и проникнуть в его сущность, ставили задачу выявить единое начало всего сущего и находили его в различных материаль­ных вещах (космоцентризм).

Так, родоначальник первой философ­ской школы античной Греции Фалес (ок. 624-547 до н.э.) таким на­чалом считал воду, Анаксимандр (610-540 до н.э.) – апейрон (хаоти­ческое, беспредельное первовещество), Анаксимен (588-525 до н.э.) – воздух, Гераклит (540 – ок. 480 до н.э.) – огонь.

Впервые проблемы антропологии (греч. anthopos – человек + logos – учение, наука) рассматривает Сократ (470-399 до н.э.) На основе принципа: «Познай самого себя»- он ставит задачу понять сущность человека через его деятельность.

Вершиной античной философии являются философские сис­темы Платона и Аристотеля.

Платон (427-347 до н.э.) был одним из основоположников идеализма. Он учил, что в основе мира лежат абсолютные идеи (эй-досы), производным от которых является мир чувственных вещей.

Платон, как и Сократ, разрабатывает диалектический метод познания.

Важнейшей частью философии Платона является его учение о совершенном, идеальном государстве, в котором господствуют Благо, Нравственность, Справедливость и Законы.

Величайшим среди древнегреческих мыслителей был Ари­стотель (384-322 до н.э.), ученик Платона, ученый энциклопе­дист, воспитатель Александра Македонского, основатель логики, как средства рационального познания мира.

Социально-политическое учение Аристотеля отличается от пла­тоновского. Идеалом Аристотеля является государство, создающее оптимальные условия для выражения «природы человека». Человек – общественное и политическое существо. Его цель – счастье, достига­емое добродетельной жизнью, обучением и размышлением.

Аристотелем завершается расцвет древнегреческой философии.

Постепенно начинается ее упадок и кризис (I – V вв. н.э.).

В этот период возникают и получают развитие пять философских направлений:

1) скептицизм, выражавший радикальное недове­рие к миру;

2) перипатетизм, продолживший учение Аристоте­ля;

3) эпикуреизм, стремившийся найти жизненную опору для человека;

4) стоицизм, искавший счастье человека через его причастность к логосу;

5) платонизм, продолживший учение Платона и давший начало новому учению – неоплатонизму.. (Об этих направлениях смотрите в рекомендуемой литературе и спра­вочниках).

С редневековая философия охватывает исторический отре­зок со II по XIV вв. и представляет собой совокупность религиоз­но-философских учений.

В этот период господствующей становится религиозная философия (теоцентризм, где греч. theos – бог).

В соответствии с христианским вероучением, она мир рассматривает как творение Бога. Человек есть также творение Бога, а его сущность состоит в его духовности.

Средневековая философия выдвинула проблему об отноше­нии Бога к сотворенному им миру, задачу рационального обосно­вания веры, рассмотрение знания как божественного откровения.

Большое место в философии занимал вопрос о соотношении общих понятий и эмпирических предметов.

Номиналисты (лат. отепа – названия, имена) считали, что существуют только от­дельные вещи. Реалисты (лат. realis – вещественный) учили, что общие понятия первичны и существуют независимо от отдельных вещей.

Концептуалисты (лат. conceptus – мысль, представле­ние) полагали, что общие понятия не существуют независимо от отдельных вещей, а являются специфическими формами позна­ния действительности.

Центральный фигурой этого периода – времени расцвета схоластики (греч. schole – школа) – был Фома Аквинский (1225-1274). На его учение следует обратить особое внимание, ибо его философия – томизм (лат. Thomas – Фома) стала идеологический доктриной католицизма.

Фома Аквинский стремился обосновать вопрос о гармонии веры и разума, вывести бытие Бога из бытия вещей, предложил идею потенциального (возможного) и актуального (действитель­ного) бытия.

При рассмотрении вопроса «Философия эпохи Воз­рождения и Нового времени» следует исходить из того, что эпоха Возрождения – это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы с XV до начала XVII вв.

Начало в философии Возрождения связано с именами италь­янского философа Марсилио Фичино и немецкого мыслителя Николая Кузанского.

М.Фичино (1422-1495) существовавшие ранее религии рас­сматривает как ступени развития «всеобщей религии», наделяет человека способностью к познанию мира.

Н.Кузанский (1401-1464) открыл прин­цип совпадения противоположностей – максимума и минимума, явился родоначальником новой европейской диалектики.

Революционный переворот в мировоззрении эпохи Возрож­дения связан с открытиями:

- польского астронома Николая Ко­перника (1473-1543) – гелиоцентрической системы;

- итальянско­го мыслителя Джордано Бруно (1548-1600), выдвинувшего идею о бесконечности Вселенной и множественности миров;

- итальян­ского ученого Галилео Галилея (1564-1642), заложившего осно­вы экспериментально-математического естествознания, стре­мившегося отделить науку от религии.

В области социально-политических учений гуманизм эпохи Возрождения проявился в развитии теории государства и утопи­ческих социалистических идей.

Итальянский историк Никколо Макиавелли (1469-1527) и французский социолог Жан Боден (1530-1596) обосновывают учение о централизованном государ­стве, которое рассматривают как главное орудие в борьбе против гегемонии церкви.

Социалистические утопические идеи о построении справед­ливого общества развивают: английский гуманист Томас Мор (1479-1555), итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568-1639), немецкий реформатор Томас Мюнцер (1490-1525).

Приступая к изучению философии Нового времени, необходимообра­тить внимание на то, что философия ставит задачу увеличения власти общества над природой и интеллектуального совершенствования человека.

Развивающаяся наука потребовала новой методологии по­знания,которую разработали Френсис Бэкон, Рене Декарт и Бенедикт Спиноза. В философии получают развитие два на­правления в теории познания: сенсуализм и рационализм.

В центре философских воззрений Бэкона был индуктивный метод (следования знания от частного к общему), направленный на экспериментальное, эмпирическое исследование природы.

В отличие от такого подхода, Р.Декарт (1596-1650) стремился разработать универсальный метод познания, исходя из рациона­лизма (лат. rationalis – разумный, целесообразный, обоснован­ный), признающего единственным источником достоверного знания разум.

Основная черта философии Декарта – дуализм. Существуют, полагал он, независимо друг от друга две субстанции: духовная и материальная, душа и тело.

Спиноза (1632-1677) преодолел дуализм Декарта. Он доказы­вал, что мир вечен и представляет собой единую, неделимую суб­станцию, которая вечна во времени и бесконечна в пространстве.

Философия Просвещения не была одно­родной. Наиболее радикальная часть просветителей стояла на по­зициях материализма и атеизма: П.Гольбах, К. Гельвеции, Ж. Ламетри, Д. Дидро.

Менее радикальная: Ш.Монтескье, М.Вольтер, Ж.-Ж. Руссо была на позициях идеализма и деизма.

Деизм (лат. deus – бог), допускал существование Бога как перво­причины мира, отрицал его последующее вмешательство в при­родные и социальные процессы.

При изучении вопроса «Немецкая классическая философия» следует знать, что в конце XVIII – первой половине XIX вв. немецкими мыслителями был создан преемственный ряд философских систем, которые принято называть классической философией.

Ее основными чертами были:

а) возрождение диалекти­ки;

б) критика обыденной (рассудочной) философии;

в) стремле­ние представить философию как систему научного знания.

Родоначальником немецкой классической философии явля­ется И.Кант (1724-1804).

В первоначальный период своей дея­тельности, в так называемый «докритический» период (до 70-х годов XVIII в.), Кант занимался преимущественно естественно­научными проблемами.

В «критический» период (с начала 70-х годов) Кант переос­мысливает предшествующую теорию познания и роль человека как субъекта познания. Основная черта этого периода – агности­цизм.

Познаваемый мир И.Кант делит на явления (это вещи, как они существуют в сознании) и «вещи в себе» (это вещи как они суще­ствуют сами по себе). «Вещи в себе» воздействуют на органы чувств, вызывают ощущения, но ощущения и даже суждения не дают человеку достоверного знания о «вещи в себе».

Кроме мира данного нам в чувствах, есть еще второй мир – мир свободы, познаваемый практическим ра­зумом. Под давлением силы воли практический разум руководит поступками человека в обществе. Эти поступки подчиняются нравственным законам и предъявляют к человеку определенные категорические требования или категорический императив (греч. kategorikos -решительный, безусловный + лат. imperativus – повеление, требо­вание).

Императив гласит: «Поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим законом. Поступай по отношению к дру­гим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ дейст­вия других и создаешь форму, характер взаимных отношений».

И.Кант, обосновывая учение о человеке и его по­знании, разделил мир природы и мир человека, которые находят­ся в противоречии.

Философская система Г.Гегеля начинается с учения о логике. Объективная логика – это логика до природного мира, нахо­дящегося в состоянии до сотворения мира Богом. Это есть абсо­лютная идея. Субъек­тивная логика отражает историю практического движения культуры, в про­цессе которой человек осваивает (познает) мир.

Целью диалектического развития абсолютной идеи является осознание и абсолютное познание своего собственного пути. Двигаясь к абсолютному самопознанию, дух сам находит для себя необходимые формы – это созерцание, пред­ставление и понятийное мышление, которые одновременно яв­ляются и ступенями самопознания духа.

Философия Г.Гегеля имела огромное значение для последую­щего развития всей духовной культуры Европы.

Л.Фейербах (1804-1872) свое творчество направил на критику христианской религии, идеализма Г.Гегеля и утверждение антро­пологического материализма.

Человек для Л.Фейербаха – это духовно-природное существо, важнейшей характеристикой которого является чувственность. Вместе с тем Л.Фейербах упуска­ет очень важную особенность человека – его социальную сущ­ность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.