КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Основные исторические этапы философии
Приступая к изучению вопроса «Античная и средневековая философия» следует знать, что античная философия включает в себя философские учения Древней Греции и Древнего Рима с конца VII в. до н.э. по VI в. н.э. Первые греческие философы стремились понять природу, мир как целое и проникнуть в его сущность, ставили задачу выявить единое начало всего сущего и находили его в различных материальных вещах (космоцентризм). Так, родоначальник первой философской школы античной Греции Фалес (ок. 624-547 до н.э.) таким началом считал воду, Анаксимандр (610-540 до н.э.) – апейрон (хаотическое, беспредельное первовещество), Анаксимен (588-525 до н.э.) – воздух, Гераклит (540 – ок. 480 до н.э.) – огонь. Впервые проблемы антропологии (греч. anthopos – человек + logos – учение, наука) рассматривает Сократ (470-399 до н.э.) На основе принципа: «Познай самого себя»- он ставит задачу понять сущность человека через его деятельность. Вершиной античной философии являются философские системы Платона и Аристотеля. Платон (427-347 до н.э.) был одним из основоположников идеализма. Он учил, что в основе мира лежат абсолютные идеи (эй-досы), производным от которых является мир чувственных вещей. Платон, как и Сократ, разрабатывает диалектический метод познания. Важнейшей частью философии Платона является его учение о совершенном, идеальном государстве, в котором господствуют Благо, Нравственность, Справедливость и Законы. Величайшим среди древнегреческих мыслителей был Аристотель (384-322 до н.э.), ученик Платона, ученый энциклопедист, воспитатель Александра Македонского, основатель логики, как средства рационального познания мира. Социально-политическое учение Аристотеля отличается от платоновского. Идеалом Аристотеля является государство, создающее оптимальные условия для выражения «природы человека». Человек – общественное и политическое существо. Его цель – счастье, достигаемое добродетельной жизнью, обучением и размышлением. Аристотелем завершается расцвет древнегреческой философии. Постепенно начинается ее упадок и кризис (I – V вв. н.э.). В этот период возникают и получают развитие пять философских направлений: 1) скептицизм, выражавший радикальное недоверие к миру; 2) перипатетизм, продолживший учение Аристотеля; 3) эпикуреизм, стремившийся найти жизненную опору для человека; 4) стоицизм, искавший счастье человека через его причастность к логосу; 5) платонизм, продолживший учение Платона и давший начало новому учению – неоплатонизму.. (Об этих направлениях смотрите в рекомендуемой литературе и справочниках). С редневековая философия охватывает исторический отрезок со II по XIV вв. и представляет собой совокупность религиозно-философских учений. В этот период господствующей становится религиозная философия (теоцентризм, где греч. theos – бог). В соответствии с христианским вероучением, она мир рассматривает как творение Бога. Человек есть также творение Бога, а его сущность состоит в его духовности. Средневековая философия выдвинула проблему об отношении Бога к сотворенному им миру, задачу рационального обоснования веры, рассмотрение знания как божественного откровения. Большое место в философии занимал вопрос о соотношении общих понятий и эмпирических предметов. Номиналисты (лат. отепа – названия, имена) считали, что существуют только отдельные вещи. Реалисты (лат. realis – вещественный) учили, что общие понятия первичны и существуют независимо от отдельных вещей. Концептуалисты (лат. conceptus – мысль, представление) полагали, что общие понятия не существуют независимо от отдельных вещей, а являются специфическими формами познания действительности. Центральный фигурой этого периода – времени расцвета схоластики (греч. schole – школа) – был Фома Аквинский (1225-1274). На его учение следует обратить особое внимание, ибо его философия – томизм (лат. Thomas – Фома) стала идеологический доктриной католицизма. Фома Аквинский стремился обосновать вопрос о гармонии веры и разума, вывести бытие Бога из бытия вещей, предложил идею потенциального (возможного) и актуального (действительного) бытия. При рассмотрении вопроса «Философия эпохи Возрождения и Нового времени» следует исходить из того, что эпоха Возрождения – это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы с XV до начала XVII вв. Начало в философии Возрождения связано с именами итальянского философа Марсилио Фичино и немецкого мыслителя Николая Кузанского. М.Фичино (1422-1495) существовавшие ранее религии рассматривает как ступени развития «всеобщей религии», наделяет человека способностью к познанию мира. Н.Кузанский (1401-1464) открыл принцип совпадения противоположностей – максимума и минимума, явился родоначальником новой европейской диалектики. Революционный переворот в мировоззрении эпохи Возрождения связан с открытиями: - польского астронома Николая Коперника (1473-1543) – гелиоцентрической системы; - итальянского мыслителя Джордано Бруно (1548-1600), выдвинувшего идею о бесконечности Вселенной и множественности миров; - итальянского ученого Галилео Галилея (1564-1642), заложившего основы экспериментально-математического естествознания, стремившегося отделить науку от религии. В области социально-политических учений гуманизм эпохи Возрождения проявился в развитии теории государства и утопических социалистических идей. Итальянский историк Никколо Макиавелли (1469-1527) и французский социолог Жан Боден (1530-1596) обосновывают учение о централизованном государстве, которое рассматривают как главное орудие в борьбе против гегемонии церкви. Социалистические утопические идеи о построении справедливого общества развивают: английский гуманист Томас Мор (1479-1555), итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568-1639), немецкий реформатор Томас Мюнцер (1490-1525). Приступая к изучению философии Нового времени, необходимообратить внимание на то, что философия ставит задачу увеличения власти общества над природой и интеллектуального совершенствования человека. Развивающаяся наука потребовала новой методологии познания,которую разработали Френсис Бэкон, Рене Декарт и Бенедикт Спиноза. В философии получают развитие два направления в теории познания: сенсуализм и рационализм. В центре философских воззрений Бэкона был индуктивный метод (следования знания от частного к общему), направленный на экспериментальное, эмпирическое исследование природы. В отличие от такого подхода, Р.Декарт (1596-1650) стремился разработать универсальный метод познания, исходя из рационализма (лат. rationalis – разумный, целесообразный, обоснованный), признающего единственным источником достоверного знания разум. Основная черта философии Декарта – дуализм. Существуют, полагал он, независимо друг от друга две субстанции: духовная и материальная, душа и тело. Спиноза (1632-1677) преодолел дуализм Декарта. Он доказывал, что мир вечен и представляет собой единую, неделимую субстанцию, которая вечна во времени и бесконечна в пространстве. Философия Просвещения не была однородной. Наиболее радикальная часть просветителей стояла на позициях материализма и атеизма: П.Гольбах, К. Гельвеции, Ж. Ламетри, Д. Дидро. Менее радикальная: Ш.Монтескье, М.Вольтер, Ж.-Ж. Руссо – была на позициях идеализма и деизма. Деизм (лат. deus – бог), допускал существование Бога как первопричины мира, отрицал его последующее вмешательство в природные и социальные процессы. При изучении вопроса «Немецкая классическая философия» следует знать, что в конце XVIII – первой половине XIX вв. немецкими мыслителями был создан преемственный ряд философских систем, которые принято называть классической философией. Ее основными чертами были: а) возрождение диалектики; б) критика обыденной (рассудочной) философии; в) стремление представить философию как систему научного знания. Родоначальником немецкой классической философии является И.Кант (1724-1804). В первоначальный период своей деятельности, в так называемый «докритический» период (до 70-х годов XVIII в.), Кант занимался преимущественно естественнонаучными проблемами. В «критический» период (с начала 70-х годов) Кант переосмысливает предшествующую теорию познания и роль человека как субъекта познания. Основная черта этого периода – агностицизм. Познаваемый мир И.Кант делит на явления (это вещи, как они существуют в сознании) и «вещи в себе» (это вещи как они существуют сами по себе). «Вещи в себе» воздействуют на органы чувств, вызывают ощущения, но ощущения и даже суждения не дают человеку достоверного знания о «вещи в себе». Кроме мира данного нам в чувствах, есть еще второй мир – мир свободы, познаваемый практическим разумом. Под давлением силы воли практический разум руководит поступками человека в обществе. Эти поступки подчиняются нравственным законам и предъявляют к человеку определенные категорические требования или категорический императив (греч. kategorikos -решительный, безусловный + лат. imperativus – повеление, требование). Императив гласит: «Поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим законом. Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и создаешь форму, характер взаимных отношений». И.Кант, обосновывая учение о человеке и его познании, разделил мир природы и мир человека, которые находятся в противоречии. Философская система Г.Гегеля начинается с учения о логике. Объективная логика – это логика до природного мира, находящегося в состоянии до сотворения мира Богом. Это есть абсолютная идея. Субъективная логика отражает историю практического движения культуры, в процессе которой человек осваивает (познает) мир. Целью диалектического развития абсолютной идеи является осознание и абсолютное познание своего собственного пути. Двигаясь к абсолютному самопознанию, дух сам находит для себя необходимые формы – это созерцание, представление и понятийное мышление, которые одновременно являются и ступенями самопознания духа. Философия Г.Гегеля имела огромное значение для последующего развития всей духовной культуры Европы. Л.Фейербах (1804-1872) свое творчество направил на критику христианской религии, идеализма Г.Гегеля и утверждение антропологического материализма. Человек для Л.Фейербаха – это духовно-природное существо, важнейшей характеристикой которого является чувственность. Вместе с тем Л.Фейербах упускает очень важную особенность человека – его социальную сущность.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |