КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 2. Умозаключение по аналогии
Умозаключение по аналогии
Посредством аналогии осуществляется перенос информации (признака) с одного предмета на другой. В зависимости от характера информации, переносимой с одного предмета на другой, аналогия делится на два вида
Умозаключение по аналогии по характеру выводного знания (по степени достоверности умозаключения) можно разделить на 2 вида.
В качестве предметов в умозаключении по аналогии могут выступать как реально существующие предметы, явления, так и мнимые предметы, свойства и отношения.
Схема умозаключения по аналогии: Объект а характеризуется признаками Р, Q, R. Объект b характеризуется признаками Р, Q, R, S. Вероятно, объект a характеризуется признаком S.
Пример: После того как на Солнце на основе спектрального анализа обнаружили новый химический элемент, рассуждали так. Солнце и Земля сходны во многих признаках: они относятся к одной и той же планетарной системе, имеют сходный химический состав (что установлено при помощи того же спектрального анализа) и т.д.; следовательно, химический элемент, найденный на Солнце, должен быть и на Земле. Затем этот химический элемент был действительно найден на Земле и назван гелием. Аналогия лежит в основе моделирования, то есть метода изучения объектов с помощью моделей. Часто прежде, чем строить некоторые объекты, строят установку, подобную этому сооружению. Например, прежде чем строить плотину, строят образец этой плотины, который меньше и проще оригинала, дешевле в изготовлении. На этом образце проверяют работу будущей плотины. Это модель плотины. Моделью (от латинского modus - образец) называют объект, который в каком-то отношении сходен с другим объектом - оригиналом, является упрощением последнего и служит целям познания. Иногда, в некоторых случаях, моделирование считалось сомнительным методом познания. В 1870 г. был построен английский броненосец "Кептун". Инженер Рид с помощью модели броненосца доказал, что его конструкция несовершенна. Английское адмиралтейство не поверило его выводам и отправило корабль в плавание. Он затонул - погибло 523 человека. Сомнения в эффективности этого метода являются необоснованными, но и переоценивать его также не следует. 1) Строгая аналогия Она предполагает наличие необходимой связи между сходными признаками и переносимыми признаком. Предмет А обладает признаками a, b, c, d, e. Предмет B обладает признаками a, b, c, d. Из совокупности признаков a, b, c, d необходимо следует e. Предмет В должен обладать признаком е.
Применяется в научных исследованиях и математических доказательствах, в социальном познании. 2) Нестрогая аналогия Дополнена методологией здравого смысла. Ложное суждение - 0. Истинное суждение - 1. Р(а) - вероятность заключения по нестрогой аналогии. 1 > P(a) > 0
Приведенные примеры с кораблем, плотиной - примеры нестрогой аналогии. Для повышения степени вероятности выводов по нестрогой аналогии следует выполнить ряд условий: 1. Число общих признаков должно быть возможно большим; 2. Необходимо учитывать степень существенности сходных признаков, то есть сходные признаки должны быть существенными. (Аналогия на основе сходства несущественных признаков типична для ненаучного и неразвитого мышления); 3. Общие признаки по возможности должны быть более разнородными; 4. Необходимо учитывать количество и существенность пунктов различия; если предметы различаются в существенных признаках, то заключение по аналогии может оказаться ложным; 5. Переносный признак должен быть того же типа, что и сходные признаки. Умозаключения по аналогии принадлежат к вероятностным умозаключениям (или недемонстративным), поэтому в большинстве случаев их доказательственная действенность невелика. Высокую оценку умозаключения по аналогии могут получить в достаточно широком контексте конкретных обстоятельств, которые в ряде случаев существенно повышают, а подчас сильно понижают вероятность заключения.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |