Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучения и воспитания

Развитие творческого мышления в процессе

Ковалёв С.В.

 

 

 

Условия или факторы, влияющие на течение творческой деятельности, бывают двух видов: ситуативные и личностные. К личностным относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. Примером может служить такая черта, как тревожность.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относятся: лимит времени, состояние стресса, желание быстро найти решение, слишком сильная или слишком слабая мотивация; неуверенность в своих силах, способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный ход решения и др.

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят конформизм, низкую самооценку, эмоциональную подавленность, отсутствие склонности к риску, доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху, высокую тревожность, сильные механизмы личностной защиты и ряд других.

Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности, склонность к риску, отсутствие конформности, хорошо развитое чувство юмора, наличие богатого по содержанию подсознания, любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т. п.

Можно сформулировать некоторые педагогические принципы и прямые рекомендации преподавателям, придерживаясь которых можно уменьшить «антитворческий» эффект любого обучения. Многие из этих рекомендаций могут быть напрямую перенесены и в условия вузовского обучения.

1.Не подавлять интуицию ученика. Учащегося следует не порицать, а поощрять за попытку использовать интуицию и направлять на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

2. Вторая рекомендация состоит в формировании у учащегося уверенности в своих силах, веры в свою способность решить задачу.

3. В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т. п.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

4. Необходимо всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения.

5. Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному поведению. Исследования показывают, что склонность к риску – одна из фундаментальных черт творческой личности.

6. Важнейшая задача не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства.

7. Развивать воображение, не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно граничит с представлением выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения.

8. Формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их. Основная роль противоречий в мыслительной деятельности состоит в их способности служить источником новых вопросов и гипотез.

9. Чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать.

10. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям.

11. Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа.

12. Важнейшим условием развития творчества студентов является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь в ситуации, когда решается задача, ответ на которую не знает ни студент, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную, что побуждает творческую деятельность.

13. Наконец, самая главная, тринадцатая заповедь, – всячески поощрять стремление человека любого возраста быть самим собой, его умение слушать свое «Я» и действовать в соответствии с его «советами». Для этого на всех этапах обучения преподаватель должен не просто декларировать свое уважение к личности ученика, но и реально чувствовать, переживать непреходящую и ни с чем не сравнимую ценность каждой живой личности.

 

Литература

 

1. А н д р и е н к о, Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2000.

2. Б а н д у р к а, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

3.Б о р о з д и н а, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г. В. Бороздина. – Минск: Изд-во Гревцова, 2009.

4. Б о р д о в с к а я, Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2001.

5. Ж у к, А. И. Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук [и др.]; под ред. А. И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003.

6. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

7. П о д л а с ы й, И. П. Педагогика: новый курс: учеб. пособие для студентов высших учеб.заведений / И. П. Подласый.– М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.

8. С л а с т е н и н, В. А. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………  
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ 1. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ……………………………………………..  
Л е к ц и я 1. Введение в курс «Основы психологии»………………………..  
Л е к ц и я 2. Биологическая и психологическая подструктуры личности….  
Л е к ц и я 3. Социальная подструктура личности……………………………  
Л е к ц и я 4. Направленность личности……………………………………….  
Л е к ц и я 5. Эмоции и психические состояния личности…………………...  
Л е к ц и я 6. Свойства личности……………………………………………….  
2. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ……………………………..  
Л е к ц и я 7. Межличностные отношения и взаимодействие людей в малых групп……………………………………………………………………………  
Л е к ц и я 8. Личность и группа как субъект и объект управления…………  
Л е к ц и я 9. Роль и психологические функции руководителя в системе управления……………………………………………………………………………  
Литература………………………………………………………………………  
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ 3. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ……………………………………….  
Л е к ц и я 10. Введение в курс «Основы педагогики» Педагогика в системе наук о человеке…………………………………………………………………..  
Л е к ц и я 11. Образование как социокультурный феномен………………..  
Л е к ц и я 12. Система образования в Республике Беларусь в контексте мировых тенденций………………………………………………………………….  
4. РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ  
Л е к ц и я 13. Развитие, обучение и воспитание личности…………………..  
Л е к ц и я 14. Семейное воспитание…………………………………………..  
5. АКМЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ………………………………………….  
Л е к ц и я 15. Самосовершенствование личности……………………………  
Л е к ц и я 16. Личность и творчество…………………………………………  
Литература………………………………………………………………………  

 

 


 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нечто подобное предисловию 3 страница | Феномен римського театру. 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.