Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. V. Феноменологический подход к проблеме конструирования реальности: повседневность




V. Феноменологический подход к проблеме конструирования реальности: повседневность

и "логика медиа".................................................... 88

VI. Анализ речевого общения и конструирование новостных интервью.............................................111

Заключение.......................................................................... 126

Библиография....................................................................... 128

Проблемы массовой коммуникации стали объектом самостоятельного теоретического анализа в отечественном обществознании только сравнительно недавно. В советские времена находился под запретом как буржуазный сам термин «массовая коммуникация» (его периодически предлагалось заменить термином «массовое общение»), а та дисциплина, которая на Западе получила название «теория массовой коммуникации» у нас именовалась «социология журналистики», причем специально оговаривалось, что советская социология журналистики не имеет ничего общего с западными исследованиями такого рода. Идеологическое давление на исследователей, занимавшихся изучением различных аспектов функционирования средств массовой информации и пропаганды, было исключительно велико: достаточно сказать, что статьи по этой теме обычно публиковались в сборниках под названием «Вопросы теории и методов идеологической работы». Поэтому изучение специфики деятельности средств массовой информации и эффективности их воздействия на аудиторию в лучшем случае осуществлялось под грифом «Для служебного пользования», а в худшем — не осуществлялось вообще (за исключением периода «оттепели» 60-х годов, когда был проведен ряд любопытных исследований, особенно в Прибалтике, бывшей в ту пору «анклавом свободомыслия»)1. И даже если такого рода исследования удавалось провести, на господствующую медиа-реальность они не оказывали ни малейшего воздействия.

В результате у западных исследователей возникало впечатление, что советские средства массовой информации вообще не озабочены проблемой обратной связи. Так, М. Хопкинс, автор

до сих пор не утратившего актуальности труда «Средства массовой информации в Советском Союзе», с недоумением писал: «Возникает вопрос, известны ли им [советским СМИ. — Е.Д., А.Т.] самые элементарные технологии. Американский президент выступает с Посланием о положении в стране не более получаса, так как понимает, что массовая телевизионная аудитория скоро начинает скучать и теряет интерес. Телевизионная речь Брежнева по случаю 50-й годовщины образования СССР длилась 4 часа. Интересно было бы узнать рейтинг этой передачи».

Вопрос о том, насколько убедительной для аудитории была та медиа-реальность, которую создавали советские СМИ, так и обречен оставаться объектом научных дискуссий, так как никакие исследования, посвященные данной проблеме, не проводились и в принципе проводиться не могли, поскольку такого рода исследования требуют позиции «вненаходимости» ученого, которая даже в сравнительно мягкие брежневские времена была недостижима3. Однако сейчас ситуация изменилась: на смену привычной поколениям советских людей монологической медиа-реальности, построенной по законам тоталитарной индоктринации, пришла плюралистическая медиа-реальность совсем иного типа. Столкновение с этой медиа-реальностью порождает у аудитории самые разные, в том числе весьма болезненные реакции, которые периодически выливаются в требования восстановить цензуру (а точнее, привычный монологизм картины мира, которую создают средства массовой информации).

Поэтому исследование проблем конструирования реальности в процессах массовой коммуникации становится крайне актуальной задачей как с чисто теоретической, так и с прагматической (прежде всего политической) точек зрения. Однако решение данной задачи «с чистого листа», при игнорировании мирового опыта

исследований в данной сфере, чревато не просто провинциализмом в постановке проблем и поисках решений, но и тенденцией к открытию уже открытого и использованию теоретических схем, от которых мировая практика давно отказа­лась.

Мировой опыт исследований массовой коммуникации - это в первую очередь и по преимуществу опыт американский (теория массовой коммуникации как научная дисциплина начала формироваться в США уже в 30-40е годы). Если учесть, что современное российское информационное пространство во многом строится с ориентацией на американские стандарты (как в сфере организации средств массовой информации в качестве социального института, так и в сфере производства посланий), обращение к данному опыту становится еще более важным. Это, с одной стороны, позволит четко осознать все основные измерения анализируемой проблемы, а с другой - избежать некритического переноса наработанных в американской традиции теоретических и методологических построений на нашу действительность.

Именно поэтому в данной монографии исследуются основные американские исследовательские подходы к проблеме конструирования реальности в массовой коммуникации, начиная с профессиональной рефлексии журналистов над этой проблемой и заканчивая позитивистскими и феноменологическими подходами к ее анализу. Марксистская и постструктуралистская традиции исследования проблемы конструирования реальности в ней не рассматриваются, поскольку данные традиции являются скорее европейскими, чем собственно американскими. Однако в дальнейшем мы намерены посвятить специальное исследование этим направлениям, в частности проблеме адаптации марксизма и

постструктурализма коммуникации4.

американской

теорией

массовой

ПРИМЕЧАНИЯ

Особняком в этом плане стоит капитальный труд «Массовая информация в советском промышленном городе» (1980), посвященный описанию результатов так называемого «Таганрогского исследования» Б. А. Грушина и содержащий уникальную информацию о коммуникативных процессах советского периода. 2 Hopkins M. Mass Media in the Soviet Union. - N.Y., 1970. - P. 241.

В упомянутом выше труде «Массовая информация в советском промышленном городе» эта проблема тщательно обходится. 4 Авторы выражают благодарность Э.Ю.Абелинскасу за помощь при подготовке книги к печати.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.