Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все S есть Р




Контрольная работа № 22.

S2 есть Р2.

S1 есть Р1. S есть Р.

S2 есть Р2.

Умозаключения по аналогии.

Все S есть Р

M1,m2,m3...mn есть Р m, m, m... m есть S

Индуктивные умозаключения.

Наряду с достоверным знанием, мы можем получать посредством умозаключения и недостоверное или вероятное знание. В этом случае рассуждающий сознательно идёт на нарушение законов правильного мышления. Простейшим случаем подобного умозаключения является индукция, т.е. рассуждение от частного знания к общему.

Общая (“принципиальная”) схема индуктивного умозаключения:


 

 

Например,


-- 1 2 3 n- --
------------------- ---------

Лев, тигр, пантера, леопард - хищники. Лев, тигр, пантера, леопард - кошачьи.

---------------------------------------------------

Все кошачьи - хищники.


Очевидно, что данное умозаключение соответствует неправильно- му модусу ААА третьей фигуры простого категорического силлогизма. Правильный модус - ААI, однако, в этом случае у нас не получается вывода от частного к общему.

В логике различают полную индукцию, когда в посылках перечис- лены все без исключения подклассы определенного класса предметов S, т.е.

{m1, m2, m3... mn}º{S}, (159) и неполную индукцию, когда в посылках перечислены не все подклас- сы определённого класса, т.е.

{m1, m2, m3... mn}Ì{S}. (160) Полная индукция позволяет нам получать достоверные выводы по- средством корректного перехода к первой фигуре простого категориче-

ского силлогизма. Например,

Мужчины и женщины обитают на Земле.

---- -----
Люди - это мужчины и женщины.

---------------------------------------------

Все люди обитают на Земле.

Аналогия или вывод от частного к частному также, как и индук- ция, не позволяет получать нам достоверного знания. Общая (“принци- пиальная”) схема умозаключения по аналогии такова:

----- 1 2 -----
S1 и S2 есть Р1. S есть Р.

--------------

Например,


---- ----
Львы и тигры - кошачьи. Львы быстро бегают.

------------------------------

Тигры быстро бегают.

При более внимательном рассмотрении можно убедиться, что дан- ное умозаключение представляет собой неправильный регрессивный полисиллогизм:


Например,


----- 2 1 -----
--------------

----- 1 2 -----
S2 естьS1. S есть Р.

--------------

- -
Львы - кошачьи. Тигры - кошачьи.

-----------------------

Тигры - львы.

- -
Львы быстро бегают.

-----------------------------

Тигры быстро бегают.


Очевидно, что умозаключение по аналогии может дать достоверный вывод только в том случае, если речь идёт об одном и том же пред- мете, т.е.

{S1}º{S2}. (161)

 

 

Упражнение 1. Установить тип индуктивного умозаключения.

Определить посылки, вывод, записать схему.

О б р а з е ц: Дети, которых я знаю, любят манную кашу. Веро- ятно, манную кашу любят все дети.

Умозаключение неполной индукции, вывод вероятностный. Ло- гическая схема -

-- 1 2 3 n- --
m1,m2,m3...mn есть Р m, m, m... m есть S

------------------- ---------

1.1. Свидетелями по данному делу являются граждане А., В., С.. В среду были допрошены свидетели А и В, а в четверг - С.. Следователь- но, все свидетели по данному делу допрошены. 1.2. Известно, что все


пингвины откладывают яйца. Пингвины - птицы. Следовательно, все птицы откладывают яйца. 1.3. Все известные мне люди этой националь- ности - бомжи или преступники. Следовательно, все люди этой нацио- нальности - бомжи или преступники. 1.4. Известно, что студенты 1, 2, 3 группы явились на экзамены. Значит, все студенты данного курса яви- лись на экзамены. 1.5. Иванов и Петров курили и умерли от рака лег- ких. Следовательно, все курильщики умирают от рака легких. 1.6. Наши соседи по квартире каждый вечер злобно ругаются. Следователь- но, все люди по вечерам злобно ругаются. Но мы не ругаемся по вече- рам. Следовательно, мы - не люди. 1.7. В 1581 году Ермак начал освое- ние Сибири. В 1639 году Иван Московитин начал освоение Охотского моря и первым из европейцев увидел с востока Тихий океан. В 1648 году Семен Дежнев вместе с Поповым обогнул чукотский полуостров, открыл пролив между Азией и Америкой. Всё это говорит о том, что ещё в 16-17 веках наши соотечественники обследовали и осваивали далёкие северные и восточные просторы. 1.8. Хрен и редька - горькие. Редька - корнеплод. Следовательно, все корнеплоды - горькие. 1.9. Медведь, волк и лиса живут в лесу. Все они - герои русских народных сказок. Следовательно, все герои русских народных сказок живут в лесу. 1.10. Иван Грозный правил до своей смерти. Николай Второй от- рёкся от престола по причине революции. Никита Хрущёв был смещён с поста в результате заговора. Михаил Горбачёв отказался от власти по- сле распада страны. Грозный, Романов, Хрущёв и Горбачёв - правители России. Следовательно, ни один правитель России не лишался власти в результате демократических выборов. 1.11. Крестьянская война 874- 901 годов в Китае потерпела поражение. Крестьянская война 1524-26 годов в Германии потерпела поражение. Потерпели поражение все кре- стьянские войны в России в 17 веке. Следовательно, все крестьянские войны обречены на поражение. 1.12. В Эфиопии люди живут плохо. В Нигере люди живут плохо. В Чаде люди живут плохо. Всё это - страны Африки. Значит, в Африке люди живут плохо. 1.13. Волга и Ока - реки. Они - пресные. Следовательно, все реки - пресные. 1.14. Там, где плот- ность населения незначительна, при прочих равных условиях развитие производства происходит медленнее. Более высокая плотность населе- ния служит одной из предпосылок быстрого развития производства. Значит, от роста и плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов общественного развития. 1.15. Егип- тяне - вымерли. Ассирийцы - вымерли. Всё это - древние цивилизации. Значит, они вымерли. Но китайцы не вымерли. Следовательно, китай- цы не являются представителями древней цивилизации. 1.16. Крабы -


морские животные. Раки - речные животные. Крабы и раки - членисто- ногие. Следовательно, все членистоногие - морские или речные живот- ные. 1.17. Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нём огонь. Если доступ воздуха в горн прекратить, то огонь погаснет. Значит воз- дух - необходимое условие горения. 1.18. Все кошки ловят мышей и бо- ятся собак. Собаки не ловят мышей, но не боятся собак. Значит, боязнь собак - необходимое условие ловли мышей. 1.19. Крокодилы живут в воде и несут яйца. Утки также живут в воде и несут яйца. Следователь - но, все утки - крокодилы. 1.20. Всякий раз, когда я бываю сосредото- чен, я добиваюсь хороших результатов в усвоении материала; если же я рассеян, то я не усваиваю ничего. Значит, сосредоточенность - одно из важных условий моего жизненного успеха. 1.21. Когда я сплю и ем, я не могу работать. Когда я не сплю и не ем, я могу интенсивно работать. Не работая, я не добьюсь успеха в жизни. Следовательно, для достиже- ния жизненного успеха, я должен как можно меньше есть и спать. 1.22. Железо - электропроводно. Алюминий - электропроводен. Медь - элек- тропроводна. Ртуть - электропроводна. Железо, алюминий, медь, ртуть

- металлы. Все металлы - электропроводны. 1.23. Персик - сладок. Апельсин - сладок. Всё это - фрукты. Следовательно, все фрукты - сладкие, а грейпфрут - не фрукт, потому что он горчит. 1.24. Мыши - грызуны. Хорьки - грызуны. Мыши и хорьки - живут в норах. Все гры - зуны живут в норах. Следовательно, человек, живущий в норе, грызун.

1.25. Бегемот не летает. Слон не летает. Оба они - млекопитающие. Следовательно, все млекопитающие не летают. 1.26. Разные зелёные растения, попадая в тёмное место, утрачивают зелёную окраску. Буду- чи перенесёнными на свет, они вновь зеленеют. Из этого опыта заклю- чаем, что свет и образование зелёной окраски растений находятся в причинной связи. 1.27. Если я надену зелёные очки и посмотрю на со- седа, то мой сосед позеленеет. Если же я сниму зелёные очки и посмот- рю на соседа, то он приобретёт нормальную окраску. Из этого опыта заключаем, что цвет соседа и надевание очков находятся в причинной связи. 1.28. Если из-под стеклянного купола выкачать воздух, то звук электрического звонка, повешенного под этот купол, перестаёт быть слышен. Значит, наличие воздуха является причиной распространения звука. 1.29. Если в комнате выключить свет, то предметы станут неви- димыми. Значит, наличие света - это причина видимости предметов.

1.30. При удалении у теплокровного мозжечка, оно теряет способность координировать движение. Значит, в этой части мозга сосредоточены нервные центры, являющиеся причиной нормальной координации дви- жений у теплокровного.


 

Упражнение 2. Соединить посредством умозаключения по аналогии следующие понятия.

О б р а з е ц: колонна и одеколон. Составляем умозаключение -




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.