Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

D) Одновременно низкие показатели по этим шкалам могут указывать на снижение интереса к происходящим 3 страница





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Тревожность – Педантичность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам могут указывать на необходимость построения на начальном этапе альтернативных интерпретативных гипотез, каждая из которых нуждается в дополнительной проверке:

1. человек стремится добиться трудно достижимой, но высокозначимой цели. В графике дополнительно повышены гипертимность, эмотивность, возможно — циклотимия, застревание.

Педантичность используется в качестве ресурса, усиливает концентрацию, личную ответственность за достижение результата;

2. проявления педантичности иррациональны; повышенная тревога свидетельствует об экзистенциальном страхе (одиночества, смерти), возможно — о реактивном комплексе. В графике дополнительно повышены застревание, дистимность, снижены эмотивность и, возможно, демонстративность.

b) Высокая тревожность при низкой педантичности может указывать на мало-адаптивное реагирование в ситуации, паническое или депрессивное состояние.

Важным аспектом интерпретации может выступать снижение уровня интернальности в области значимой проблемы, подчеркивание того, что неблагоприятная ситуация сложилась в результате случайности, ошибки, по чьей-то злой воле.

c) Низкая тревожность при высокой педантичности — это сочетание, которое достаточно трудно для интерпретации, и поэтому по возможности его не следует рассматривать в качестве центральной оси.

Необходим анализ других шкал графика, чтобы построить адекватную интерпретативную гипотезу.

d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам могут указывать на ролевую или ситуативную позицию «свободы от ответственности», ощущение безопасности, безнаказанности или полное отсутствие интереса к собственной деятельности, восприятие себя как пассивного, ничего не решающего, неспособного ни на что оказать влияние человека.

Для молодых людей это сочетание имеет сниженную информативность, оно достаточно распространено в профилях студентов.

Для людей более зрелого возраста это сочетание может указывать на высокое сопротивление, пассивную агрессию (в том числе при анализе производственных отношений), восприятие значимых, близких людей, коллег как доминирующих, контролирующих, негативно настроенных.



218

Тревожность – Демонстративность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам могут указывать на попытку выразить негативное состояние, привлечь к нему внимание, обратиться за помощью.

При дополнительном снижении по шкале эмотивности весьма вероятно использование манипуляций, попытка решить собственную проблему с привлечением ресурсов окружающих людей.

b) Высокая тревожность при низкой демонстративности может интерпретироваться двояко: с одной стороны, это сочетание может указывать на стремление «перетерпеть», решить собственные проблемы в одиночку, собственными силами

«У лошади была грудная жаба,
Но лошадь, как известно, не овца,
И лошадь на парады выезжала,
А маршалу про жабу ни словца»;

с другой стороны, при этом же сочетании может отмечаться деструкция социальных навыков (особенно при нарастании дистимии, неуравновешенности) — человек ощущает себя «на грани срыва», а возможно — уже срывается на своих близких, коллег. Контроль из ролевой позиции за манифестациями негативных чувств резко снижен, высоко вероятны проявления агрессии и аутоагрессии.

c) Низкая тревожность при высокой демонстративности — сочетание, высоко нагруженное по социальной желательности. Прогностическая валидность сочетания относительно невысока.

Человек стремится показать свою успешность, отсутствие значимых проблем, оптимистичность, позитивную и доминантную позицию во взаимодействии с людьми.

Ярко выражена ролевая позиция, коммуникативная направленность, стремление произвести соответствующее впечатление.

d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам — это сочетание, которое достаточно трудно для интерпретации, и поэтому по возможности его не следует рассматривать в качестве центральной оси.

Необходим анализ других шкал графика, чтобы построить адекватную интерпретативную гипотезу.

Допустимо отметить отсутствие беспокойства по поводу того, как человек будет выглядеть в глазах окружающих, но не прояснить причины такого безразличия.

Педантичность – Демонстративность

a) Одновременно высокие показатели по этим шкалам могут указывать на стремление произвести на окружающих впечатление большей значимости, профессиональности, ответственности, создать благоприятное впечатление по поводу собственной компетентности.

Сочетание имеет повышенную социальную желательность в ситуациях, связанных с приемом на работу и кадровым консалтингом, и в этих ситуациях его прогностическая валидность снижена.

b) Высокая педантичность при низкой демонстративности может указывать на относительно слабо развитые или разрушенные коммуникативные навыки, на неспособность получить помощь от близких в травмирующей ситуации, а порой и самому себе ответить на вопрос о смысле (при дополнительном повышении застревания) навязчивых действий.

c) Низкая педантичность при высокой демонстративности — сочетание, которое может проявиться в браваде, бесшабашности, рискующем поведении.

«Он с собою взял в плаванье карту морей,
На которой земли — не следа,
И команда, с восторгом склонившись над ней,
Дружным хором воскликнула: «Да!»

...

На обыденных картах — слова, острова,
Все сплелось, перепуталось, — жуть!
А на нашей, как в море, одна синева,
Вот так карта — приятно взглянуть!»

d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам может указывать на невнимательность в отношениях с близкими людьми, игнорирование социальных ожиданий.

При этом сочетании можно предполагать поглощенность каким-то делом, депрессивное состояние, а возможно — далее браваду собственной необязательностью, неточностью.

АНАЛИЗ СЛУЧАЕВ

Инга Л., 14 лет, повторное тестирование 17 лет

Диагностика проводится при первичном приеме у психолога-консультанта. Причина обращения — конфликт с классным руководителем.

Инга — удивительно красивая девочка, с тонкими чертами и удивительными иконописными глазами. Ее одежда скорее строгая, чем молодежная. При этом ее жесты несколько дерганные, а голос звучит довольно резко, она поджимает губы, как старушка, но лишь на мгновение — не хочет, чтобы возникли морщинки. Она ходила на консультации к психологу с перерывами более трех лет, но самый первый пропуск консультации запомнился мне ярче всего — «Извините. Я не смогу прийти в то время, в которое вы назначили, а доставлять вам беспокойство и просить о переносе не хочу — вам и так мало платят. Мы с мамой идем к врачу... Мне будут удалять зубы мудрости. Мама говорит, что если этого не сделать, у меня испортится овал лица.»



Девочка ходила к школьному психологу, чтобы «поговорить с кем-нибудь умным, а то весь день в школе как потерян». Глупыми Инга считает и педагогов, и — тем более — учеников.

Она глотает книги по философии и юриспруденции, говорит, занимается языками и стрельбой, говорит, что хочет понять — кем ей быть — киллером или юристом. Постепенно склоняется в сторону юриста.

Психология ее не прельщает, она не заблуждается в том, что не умеет дружить и слушать и слышать людей — «они все 222

неинтересные... Как у вас терпения хватает выслушивать всех этих дураков. Я тоже, наверное, кажусь вам глупой...»

О тестировании Инга попросила сама — «чтобы посмотреть, что обо мне можно понять». Результаты первого теста (на момент тестирования Инга посещала психолога около полугода, ей было 14 лет) представлены здесь:

График не имеет выраженных особенностей формы, средняя линия находится на уровне 12. На первый взгляд, мы можем видеть яркое сочетание Гипертимности и Неуравновешенности, при пониженных значениях Эмотивности и Дистимности (то есть практически при отсутствии сдерживающих агрессивное и асоциальное поведение внутренних или внешних причин).

Высокий показатель по Демонстративности, при значительно заниженных показателях эмотивности и экзальтированности, указывает на проблемы в сфере общения. На то, что Ингу могут отвергать, отталкивать, ложно интерпретировать ее поведение, а так же и на наличие ригидных, косных ролей.

То, что эти роли могут содержать агрессивный компонент, не вызывает сомнений.

Одним из наиболее интересных показателей в данном графике является средний (адекватный!) уровень Тревожности, 223

в то время как для слабо-адаптивного графика можно было бы ожидать экстремально-низкого уровня тревожности («У меня все в порядке!») или, напротив, повышенного уровня («Все плохо, все против меня»).

Можно предположить, что Тревожность в данном графике содержит указание на живой, сохранный, критичный взгляд на ситуацию, возможно, преображенный (повышенная Педантичность) и рационализированный, возможно, лежащий в основе невротической ритуализированной структуры деятельности, но все равно — отражающей внутренний мир конфликта и дающей возможность развития взаимодействия, совместной работы над проблемой.

Инга выразила согласие с интерпретацией в следующей форме: «Да, я прихожу к вам именно потому, что мне нужно что-то с этим делать. И еще потому, что хочется с кем-нибудь нормальным поговорить».

Повторное тестирование за два месяца до выпускных экзаменов. Инга готовилась к поступлению в Университет (правда, я узнала об этом лишь через полтора года, а тогда, хотя тема поступления постоянно звучала в наших беседах, она не называла то место, куда хочет поступить, «чтобы не сглазить», а еще точнее — «чтобы не разболтали»).

Можно видеть, что наиболее острые аспекты презентации своего поведения как «угрозы-жалобы» сглажены, проблемы общения отодвинулись на второй план, девушка целеустремленно работает и вкладывает все силы (уровень Дистимности приближается к уровню Гипертимности) в то дело, которое занимает все ее мысли (экстремально высокое Застревание, высокая Тревожность). «Моя семья не сможет оплатить мое обучение полностью... Если я хочу получить образование, я должна найти мужа, который мне его оплатит, или подготовиться так, чтобы они не смогли меня не взять... Я умнее всех здесь, но там много умных. Значит, я должна быть еще лучше...».

Вот результаты теста.

В следующий раз я увидела Ингу через два года. Она поступила, успешно сдала третью сессию, встречалась с богатыми и интересными людьми, и преподаватели называли ее лучшей студенткой. Конфликтов с сокурсниками у нее больше не возникало. О том, насколько у нее все сложилось хорошо, она рассказывала мне полтора часа, настояв на том, чтобы оплатить полностью (без скидок) время консультации.

Инге 17 лет.

Она по прежнему целеустремленный и закрытый человек, к тому же теперь она абсолютно уверена в своей правоте. Она доказывает ее себе каждый день, каждый вздох.

«Инга, если бы я сказала тебе, что восхищаюсь тобой и горжусь, что... может быть... когда-то... чем-то помогла тебе, — Инга, — что бы ты почувствовала?»

Инга тихонько улыбается, поводит плечом:

«Я бы поняла, что вы человек, который может смотреть прямо, не обманывать себя и не завидовать, без комплекса...»

«А если бы я сказала, что Инга замечательная девочка, но, если она и не достигла всего, чего могла, то все же добилась многого...»

Инга вскидывает голову. Ее глаза горят:

«Я бы ответила так, чтобы дать понять, что просто какие-то ваши комплексы не дают вам объективно оценить человека, который может сделать себя сам... ненавижу людей со всеми этими проблемами! Я устала уже их ненавидеть...»

«Если бы этот человек дал тебе какой-то совет, ты выслушала бы его?»

«У меня все в порядке! Мне не нужны советы.»

«А если бы заговорил другой человек, который искренне восхищается тобой, то что бы он ... или она сказала бы?»

Инга задумывается...

«Ну, может быть, сказала бы, что не стоит тратить всю свою жизнь только на одно, даже если сделать блестящую карьеру, потом можно пожалеть о чем то...»

«О чем, Инга?»

«Ну, может быть, о том, что я не облетела мир на дельтаплане... Или не нарисовала гениальную картину...»

«А ты хотела бы заняться живописью, Инга?»

«Нет... у меня не хватит времени, а надо отдавать всего себя, чтобы пробиться куда-то... Но...»

«Да, ты вспомнила о чем-то, Инга?»

«Я когда-то хотела заниматься фотографией... а рисунки у меня не получались...»

«Ты хотела бы фотографировать, Инга?»

«Может быть...»

Сейчас Инга блестяще учится на выпускном курсе, она получила несколько предложений от юридических фирм. Она занимается фотографией.

Арсений, 15 лет, повторное тестирование 17 лет

Диагностика проводится при первичном приеме у психолога-консультанта. Причина обращения — конфликт с новым учителем.

Арсений не любит литературу. Ему 15 лет и он не любит литературу. Старая учительница ставила ему тройки и четверки, а новая чего-то добивается от него и ставит двойки. Раньше он не любил литературу. Теперь он литературу ненавидит.

Арсений любит компьютерные игры. Он прошел «Doom» на самом высоком уровне сложности. Он гордится тем, что никто из его друзей не может так ловко справляться со сложными ловушками.

«Арсений, а почему ты выбираешь самый сложный уровень?» «Ну, на простом я уже все умею...» Он улыбается. Перемена темы на более приятную его радует. К сожалению, разговор возвращается к его конфликту на уроке — Арсений заявил, что больше не будет учить этот предмет. «Верно ли я поняла, что раньше учительница относилась к тебе справедливее, она выслушивала тебя, и верила, что ты выучишь, и не ставила сразу двоек. А теперь не так. Когда твоей новой учительнице только кажется, что ты чего-то не выучил, она спрашивает обязательно, да еще ты чувствуешь, что она старается тебя унизить...» — «Да, и это несправедливо!» — «Ты чувствуешь, что это несправедливо, и обидно, и намного

более сложно, чем раньше. Ты справлялся тогда, когда к тебе относились с симпатией, а сейчас никакого снисхождения и тем более симпатии ты даже не ожидаешь. Сложно, все намного более сложно...» Глаза Арсения расширяются: «Монстр!.. нового уровня...» Он замирает, и в глазах у него начинают прыгать чертики. «Ну, не совсем так... Учительница должна помочь тебе подготовиться, но спрашивает она куда строже, чем та, к которой ты привык, и все становится сложнее», — «Да-да,» — торопливо соглашается Арсений.

К концу полугодия у него стояла тройка. Но новых конфликтов больше не было, и читать Арсений не перестал.

На графике видно, что в профиле сочетаются основные подростковые тенденции. Повышенная Гипертимность при низкой Дистимности и Педантичности указывают на одновременно огромный запас энергии и некоторую (при высокой Возбудимости) поверхностность. Высокие Циклотимия и Демонстративность указывают на богатый ролевой репертуар, лабильность поведения. Экстремально высокая Эмотивность, управляя графиком, усиливает доверие к себе, своим чувствам, способность оценить особенности межличностных отношений. Реакции Арсения непосредственны, он незлопамятен, но, если чувствует себя обиженным, открыто выражает свои чувства. Арсений скорее способен восстать

из чувства справедливости, чем просто ради того, чтобы наказать, напугать кого-то или просто показать себя.

Повторное тестирование Арсений проходил в 17 лет, будучи уже студентом психологического факультета одного из ВУЗов Москвы.

Георгий Д., 42 года.

Георгий пришел на консультацию к психологу по просьбе жены, которая регулярно посещает психотерапевта. Он хочет пройти психологическое тестирование, и, кажется, понять, что вообще такое эта психология.

Вот результаты его тестирования по методике Леонгарда:

Обращает на себя внимание то, что зона средних значений графика понижена, от 6 до 9 баллов. Таким образом, дополнительно важно акцентировать пониженные показатели по шкалам Циклотимии, Возбудимости и Экзальтации (которая таким образом переходит из области средних значений в область пониженных значений). Так же может быть акцентирована Тревожность (переходя из области средних значений в область повышенных значений).

График имеет тенденцию к уплощенности, следовательно, вторично акцентируется шкала Тревожности, а так же усиливаются показатели по шкалам Застревания и Педантичности. Снижаются показатели по Возбудимости, Экзальтации и Демонстративности.

Такая работа по коррекции показателей не всегда необходима. Но в том случае, если много точек находится на одном уровне, при тенденции к уплощенности графика проведение данной подготовительной работы облегчает интерпретацию не только новичкам в анализе методики, но и более опытным специалистам. Вот график, данные которого уже скорректированы:

Можно выделить несколько групп параметров, на основании анализа сочетаний которых может строиться оценка графика:

1. Повышенные Гипертимность (экстремум) – Педантичность, высокие Застревание – Тревожность;

2. Пониженные Возбудимость (экстремум) – Циклотимия, высокие Застревание – Педантичность;

3. Пониженные Демонстративность – Экзальтация, сохранная Эмотивность.

Уплощенная форма графика с пониженным средним может свидетельствовать об осторожности, сдержанности, значительной обеспокоенности испытуемого в ситуации тестирования. Это подтверждается так же и повышенными показателями по шкалам Тревожности и Педантичности (хотя данный вывод, вообще то, можно было сделать и не прибегая к анализу графика, уже на основе ситуации формирования клиентского запроса).

На основании выделенных нами групп шкал мы можем предположить наличие проблем сразу в нескольких областях: некоторые, достаточно давно возникшие трудности в области профессиональной деятельности; Георгий решает эти проблемы самостоятельно, но они требуют значительного напряжения сил и постоянного внимания. Можно предположить так же, что эти проблемы связаны не с какими-то межличностными отношениями, конфликтами с коллегами или переживаниями вины или гнева, а с чем-то, что сам Георгий воспринимает как давящую систему, нечто надличностное.

Решения, которое бы привело к окончательному разрешению ситуации, Георгий не видит, и его силы направлены скорее на то, чтобы поддерживать статус-кво. Его действия приобрели за время протекания данной ситуации характер механистический, косный. Возможно, ситуация уже начинает меняться, но у Георгия не остается ресурсов, чтобы отследить эти изменения, отреагировать творчески, а тем более «сыграть на опережение». «Именно ощущение игры и

пропало», — признает Георгий: — «Кручусь, как белка в колесе, только чтобы успеть...»

Образ давящей, механистической системы возник у Георгия в виде колеса, в котором на одном и том же месте без остановки бежит белка.

Пониженные показатели по шкалам Экзальтации и Демонстративности при сохранной Эмотивности указывают на невозможность и нежелательность, «предосудительность» выражения собственных эмоций — в данном случае, беспокойства и неуверенности. Георгий «оберегает» жену от своих рабочих проблем, а та, в свою очередь, жалуется на его замкнутость и «неискренность».

Георгий, кажется, вполне согласен с интерпретацией теста в том, что касается причин его взаимонепонимания с женой: «Она хочет от меня каких-то рассказов, чтобы я ей все говорил, что на работе происходит, как было до того, как она ушла с работы... (Жена Георгия, Ангелина, ушла с работы бухгалтера из фирмы, которой руководит Георгий, в декретный отпуск.) Но я не стану же ей рассказывать, что у нас неприятности и мне надо срочно на ее место другого человека брать, если она только и говорит, как там без нее и что она вот-вот выйдет... Ей и без этих проблем хлопот довольно. А я еще боюсь, что ей кто-нибудь наплетет что-то, и она вообще сорвется».

Георгия заинтересовала та часть интерпретации, в которой говорилось, что решение проблемы может лежать в другой плоскости, и что он сейчас стремится удержать ситуацию на «приемлемо-проблемном» уровне, вместо того чтобы разрешить ее окончательно.

Результатом консультации стало решение Георгия пригласить эксперта по бизнес-консультированию для анализа ситуации в компании и рассказать о своем решении и его причинах жене.

Методика определения акцентуаций характера Леонгарда – Шмишека

Инструкция: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего поведения и характера. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак "+" (да), если не согласны знак "–" (нет). Не раздумывайте над вопросами долго, отвечайте так, как вам кажется в настоящий момент."

Текст опросника:

1. У вас часто беззаботное, безоблачное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что во время тяжелого разговора вам трудно сдержать слезы?

4. Возникает ли у вас после окончания какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения так, что вы прибегаете к проверке — все ли было сделано точно?

5. Были ли вы в детстве таким же смелым и отчаянным, как и ваши сверстники?

6. Часто ли у вас бывают резкие смены настроения?

7. Являетесь ли вы во время веселья центром внимания?

8. Бывает ли так, что вы без особых причин ворчливы и раздражительны так, что вас лучше не трогать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли вы восторгаться чем-либо, не замечая "темных пятен"?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?

13. Вы снисходительный и мягкий человек?

14. Бросая письмо в почтовый ящик, вы проверяете, упало ли оно туда полностью?

15. Стремитесь ли вы всегда считаться среди лучших сотрудников?

16. Боялись ли вы в детские годы грозы или собак?

17. Беспокоит ли вас мысль о том, что вы можете не прийти на встречу вовремя?

18. Ваше настроение сильно зависит от случайных встреч и событий?

19. Любят ли вас ваши знакомые?

20. Часто ли бывает, что вы не можете или не хотите сопротивляться сильным порывам?

21. У вас часто бывает подавленное настроение?

22. Бывало ли так, чтобы вы разрыдались на людях?

23. Трудно ли вам усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, станете ли вы отстаивать свои интересы?

25. Можете ли вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли вас, если скатерть или занавеска висят неровно, стараетесь ли вы ее расправить?

27. В детстве вы боялись оставаться в одиночестве дома?

28. Часто ли ваше настроение портится без видимых причин?

29. Вы хотели бы, чтобы все признали вас, как одного из лучших специалистов в своей области?

30. Вы быстро впадаете в гнев?

31. Способны ли вы быть шаловливо-веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение счастья буквально пронизывает вас?

33. Из вас получился бы хороший ведущий в юмористической передаче?

34. Вы обычно высказываете свое мнение прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови?

36. Нравится ли вам работа с высокой личной ответственностью?

37. Заступаетесь ли вы за людей, если видите, что по отношению к ним поступили несправедливо?

38. Вам было бы страшно спуститься в темный подвал?

39. Вам нравится работа, которая потребует от вас быстрых, хотя и не обязательно точных действий?

40. У вас широкий круг общения?

41. В школе вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли вы в детстве из дома?

43. Кажется ли вам жизнь трудной?

44. Случалось ли вам так расстроиться из-за какого-то конфликта, что пойти на работу казалось невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмора?

46. Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению, если вас обидел кто-то?

47. Вы очень любите животных?

48. Случалось ли вам настолько беспокоиться из-за того, плотно ли вы прикрыли дверь, выключили ли электричество, что вы возвращались домой с полдороги?

49. Преследуют ли вас мысли о том, что с вами или с вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Зависит ли ваше настроение от погоды?

51. Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?

52. Можете ли вы ударить обидчика, если он оскорбит вас?

53. Вы скучаете без шумной компании?

54. Вы относитесь к тем, кто из-за разочарования впадает в полное отчаяние?

55. Вы сумеете организовать свое дело?

56. Если на вашем пути встречаются препятствия, вы становитесь еще упорнее в достижении своей цели?

57. Может ли трагический фильм взволновать вас до слез?

58. Часто ли бывает, что мысли о том, что случилось в прошедший день, или о том, что вас ожидает завтра, мешают вам уснуть?

59. Вы часто подсказывали товарищам в классе или давали им списывать?

60. Вам было бы очень страшно пройти ночью по темной улице?

61. Вы тщательно следите за тем, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?

62. Случалось ли так, что, ложась спать в отличном настроении, вы просыпались разбитым и мрачным?

63. Вы легко знакомитесь с людьми?

64. Бывают ли у вас такие головные боли, что голова просто раскалывается?

65. Часто ли вы смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливым с неприятным для вас человеком настолько, что никто не догадается о вашем истинном к нему отношении?

67. Вы деятельный человек?

68. Вы сильно страдаете, когда совершается несправедливость?

69. Вы страстный любитель природы?

70. Перед тем, как лечь спать, вы тщательно проверяете, закрыты ли все окна и двери, выключен ли повсюду свет?

71. Вы пугливый человек?

72. Если вы примете алкоголь, ваше настроение может резко измениться?

73. Вам нравится принимать участие в художественной самодеятельности?

74. Вы не ждете от будущего чудес?

75. Часто ли вам хочется бросить все дела и уехать далеко от дома?

76. Вы смеетесь так, словно в рот попала смешинка?

77. Легко ли вы можете поднять настроение коллегам по работе?

78. Долго ли вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли вы долго горести других людей?

80. В школьные годы вы часто переписывали страницу из-за помарок в тетради?

81. По отношению к большинству людей вы скорее осторожны, чем доверчивы?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Бывает ли так, что вы настолько беспокоитесь, стоя у края перрона или у окна высотного дома, что вам приходится закрыть глаза или немедленно отойти?

84. В веселой компании вы обычно веселы?

85. Вы склонны махнуть рукой на проблему, если никак не можете найти ее решение?

86. Совершаете ли вы под влиянием алкоголя импульсивные поступки?

87. В беседах вы больше слушаете, чем говорите?

88. Могли бы вы так войти в роль, что забыть о том, что все это — только игра?

Обработка результатов:

1. Произведите подсчет ответов, совпадающих с ключом, по каждой из шкал. Суммируйте ответы, совпадающие как с ключом «+», так и с ключом «–»;

2. Умножьте полученный результат по каждый из шкал на соответственный коэффициент, указанный в ключе;

3. Постройте график, в котором наглядно представлены будут оценки по каждой из шкал (от 0 до 24 баллов по каждой шкале);

4. Найдите зону средних значений для данного графика (область или прямая, включающая точки с рангами 4 и 5), в соответствии с тем, как это было описано в методическом пособии;

5. Оцените высоту графика;

6. Оцените форму графика (уплощенная или зубчатая);

7. Произведите необходимую коррекцию на основании высоты и формы графика;

8. Выделите точки экстремумов и значимые сочетания;

9. Проанализируйте значимые сочетания шкал.

Ключ к опроснику:

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1392; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.