Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладная юридическая психология 70 страница




СТРУКТУРИРОВАНИЕ — стратегия запоминания, при коей элементы запоминаемой информации связываются в целостные группы по некоему логическому основанию.

СТРУКТУРНОСТЬ — свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные, сравнительно простые структуры.

СТУПОР — состояние резкой угнетенности, выражаемой в полной неподвижности, молчаливости. Наблюдается при некоих психозах.

СТЫД — эмоция, возникающая в результате осознания несоответствия, реального или мнимого, своих поступков или некоих индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и им самим разделяемым нормам или требованиям морали. Стыд может быть связан с поведением или проявлением черт личностных других, как правило, близких людей (стыд за другого).

Стыд переживается как неудовлетворенность собой, самоосуждение или самообвинение. Стремление избежать подобных переживаний — мощный мотив поведения, направленного на самосовершенствование, на приобретение знаний и умений, на развитие способностей. Разные люди имеют различные пороги стыда, обусловленные ориентациями ценностными, направленностью личности и связанной с ними чувствительностью к мнениям и оценкам окружающих.

Фокусируя внимание субъекта на собственных поступках и качествах, стыд способствует развитию самосознания, самоконтроля, самокритичности и считается самой рефлектирующей эмоцией (-> рефлексия). Повышая чувствительность к оценкам окружающих людей, стыд участвует в регуляции общения, облегчая или затрудняя контакты межличностные.

Стыд — эмоция, полностью обусловленная социально; он формируется в онтогенезе в ходе сознательного усвоения этических норм и правил поведения конкретного общественного строя и культуры.

СУБКУЛЬТУРА — некая относительно обособленная или же условно выделяемая по некоим критериям органическая часть общей культуры (-> культура 1).

СУБКУЛЬТУРА ДЕТСКАЯ — в широком смысле — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, реализуемых в детских сообществах данной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

В общечеловеческой культуре субкультура детская занимает подчиненное место, но обладает относительной автономией, ибо ее основные культурные ценности передаются изустно, из «поколения в поколение» сверстников. Содержание субкультуры детской — не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания и деятельности, но и социокультурные инварианты — элементы различных исторических эпох, архетипы бессознательного коллективного и прочее, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре.

Носитель субкультуры детской — детское сообщество, формируемое в силу половозрастного расслоения общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее важнейшие функции социализации ребенка (-> дифференциация половая).

Субкультура детская, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, ныне обретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.

СУБЛИМАЦИЯ (сублимирование) — в психоанализе З. Фрейда — процесс и механизм преобразования энергии сексуального влечения, характерный заменой сексуальной цели на цель более отдаленную и более ценную социально: энергия сексуального влечения преобразуется в социально приемлемые формы активности, в частности — творческую активность. Один из механизмов защиты психологической (=> механизм защитный),, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем десексуализации первоначальных импульсов и преобразования их в социально приемлемые формы, путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Обеспечивает перенесение нереализованной энергии в другие области — труд, творчество и пр. Агрессивность может сублимироваться в спортивных играх, эротизм — в дружбе, эксхибиционизм — в ношении броской одежды.

Представляет собой процесс, происходящий с объектом либидо и состоящий в том, что влечение переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения. Суть здесь — в отвлечении от сексуального. Способностью к сублимации обладают все люди, но многие — лишь в незначительной степени.

Сублимация — единственный адекватный механизм защиты: остальные не способствуют разрешению ситуации, но лишь загоняют ее вглубь, где она «незаметна».

Частный случай сублимации — переключение энергии либидо на процесс творчества, а также шутки, проявления остроумия и прочие действия, быстро вызывающие разрядку напряжения в форме, санкционированной обществом.

Вне психоаналитической трактовки термин «сублимация» используется для обозначения переключения активности субъекта на более высокий уровень.

СУБЛИМИРОВАНИЕ -> сублимация.

СУБЛИЧНОСТЬ — согласно Р. Ассаджоли — как бы относительно независимые, более или менее развитые личности внутри человека; они могут соответствовать ролям, кои человек играет в жизни.

СУБТЕСТ — часть теста или его подшкала (-> тест: подшкала) имеющая самостоятельное значение и оценивающая некое отдельное свойство.

СУБЪЕКТ — в психологии — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности (=> деятельность).

СУБЪЕКТИВНОСТЬ — отношение к чему-либо, определенное личными взглядами, интересами или вкусами субъекта; отсутствие объективности.

СУБЪЕКТИВНЫЙ — 1. Свойственный лишь данному субъекту, лицу, — личный; относящийся к субъекту.

2. Односторонний, лишенный объективности, пристрастный, предвзятый.

СУБЪЕКТНОСТЬ ОТРАЖЕННАЯ — идеальная представленность одного человека в другом, инобытие кого-либо в ком-либо. Отражаясь в других людях, человек выступает как деятельное начало, способствующее изменению их взглядов, формированию новых побуждений, появлению ранее не испытанных переживаний. Так человек открывается людям как значимый для них другой источник новых смыслов личностных.

Феноменология субъектности отраженной охватывает три взаимосвязанные группы явлений.

Первая группа — влияния межиндивидуальные. Активизирующим началом здесь оказывается актуальный образ другого значимого, складывающийся в условиях непосредственного взаимодействия с ним. Эти влияния бывают направленными и ненаправленными.

Они направленны, когда субъект старается добиться желаемого результата (например, произвести впечатление, побудить сделать что-то) и реализует свой замысел.

Они ненаправленны, когда субъект не стремится вызвать ту или иную реакцию у другого человека, но все же обусловливает изменения в нем (-> деяние); таковы, например, явления фацилитации и ингибиции. К ненаправленным влияниям относятся возможные изменения в психике и поведении индивидов при контактах с другим значимым: изменение динамики мыслительной деятельности (например, повышение уровня креативности), перцепции (снижение порога появления иллюзий), сложности когнитивной (повышение мерности пространств семантических субъективных), сдвиги в эмоциональных проявлениях (усиление или ослабление агрессивности), и пр.

Вторая группа — идеальный другой. Субъектность отраженная здесь выступает как действенность представлений памяти или воображения.

Носитель субъектности отраженной другого человека открывает в себе как бы два смысловых и вместе с тем силовых центра: Я и Другой – во – мне. Даже когда человек, оцениваемый как другой значимый, ушел из жизни, переживание его бытия в мире внутреннем субъекта может сохраняться и даже усиливаться.

Третья группа — претворенное Я. В этом случае фактически снимаются диалогические формы связи между индивидом и другим значимым. Субъектность отраженная другого значимого неотделима от Я индивида.

Феномен субъектности отраженной — результат процесса персонализации. В отечественной психологии разработан ряд методических средств, выявляющих способность личности к персонализации и фиксирующих факты возникновения и сохранения явлений субъектности отраженной (-> личность: исследование: метод).

СУГГЕРЕНД — объект гетеросуггестии; им может быть как отдельный человек, так и группа, социальный слой и пр.

СУГГЕСТИЯ -> внушение.

СУГГЕСТОР — источник внушения (суггестии); им может быть индивид, группа, средства массовой информации.

СУЕВЕРИЕ — предрассудок, состоящий в том, что индивид принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события и даже влиять на них. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или вступить с ними в компромисс. Поэтому суеверие, как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в редуцированных обрядовых формах: ношении талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.

Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверия связана с тем, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты явной ошибочности вытесняются. Суеверия имеют глубокие исторические корни и носят несистематизированный характер; древние религиозные верования, часть коих они составляли, давно ушли в прошлое. Первичные интенции — желание заглянуть в ближайшее будущее, избежать неблагоприятных ситуаций, и прочие — сохранились в психике и могут способствовать распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.

Психология аналитическая приписывает суевериям архетипическую природу (-> архетип).

СУЖДЕНИЕ — одна из логических форм мышления (=> понятие; умозаключение). Отражает связь между двумя понятиями — субъектом и предикатом. В логике разрабатываются классификации суждений. Психология изучает их развитие как формы мышления абстрактного, логического, а также — нарушения мышления логического. В психологической литературе даются интерпретации психологических механизмов, лежащих в основе взаимосвязи понятий.

СУИЦИД — акт самоубийства, совершаемый в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием заболевания психического (-> психоз); осознанный акт самоустранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при коих собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл.

Причины суицида многообразны и коренятся не только в личностных деформациях субъекта и психотравмирующей обстановке, но и в социально-экономической и нравственной организации общества. У нас и за рубежом для предупреждения суицида созданы специальные суицидологические службы, «телефоны доверия».

СУПЕР-ЭГО ->Сверх-Я.

СУРДОПСИХОЛОГИЯ (психология глухих) — раздел психологии специальной, изучающий развитие психическое глухих и слабослышащих людей, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания, в частности — в условиях специального обучения. Ее задачи:

1) исследование путей предотвращения немоты у людей с дефектами слуха, исключающими нормальное речевое общение;

2) выявление особенностей их деятельности познавательной;

3) выяснение компенсаторных возможностей замены слухового восприятия зрительным, вибрационными ощущениями и пр.;

4) изучение особенностей мышления, памяти и других процессов психических, формирующихся в условиях отсутствия или недоразвитости слуховых ощущений.

При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и мышления словесного, но и страдает развитие деятельности познавательной в целом.

Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет коих можно преодолеть недостатки слуха, получить достаточное образование, обеспечить участие в деятельности трудовой.

Учет данных сурдопсихологии — необходимое условие организации обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей, их производственной подготовки и трудоустройства.

СФЕРА БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ -> бессознательное.

СФЕРА МОТИВАЦИОННАЯ — образуется иерархической структурой мотивов, присущих индивиду (=> мотив). Если сравнить ее со зданием, то у разных людей оно может иметь очень разную форму: и в виде пирамиды с одной или несколькими вершинами, и с узким или широким фундаментом, и высокое или низкое, и пр. Сферой мотивационной определяется масштаб и характер личности. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются полностью. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов.

В жизни мотивы сталкиваются не так уж редко, требуя выбора в пользу одного из них. Такое столкновение — тест на иерархию мотивов и одновременно на качество личности.

СФЕРА МОТОРНАЯ — одна из сфер проявления темперамента. Его проявления здесь можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

СФЕРА ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — одна из сфер проявления темперамента. Его проявления здесь выражаются в виде разнообразных эмоций.

Предлагались различные варианты структурирования сферы эмоциональной. Один из них основан на выделении отдельных чувств как субъективных элементов сознания. Предлагались три пары элементарных чувств, составляющие независимые оси трехмерного пространства всей сферы эмоциональной:

1) удовольствие-неудовольствие;

2) возбуждение-успокоение;

3) напряжение-разрядка.

СХЕМА — согласно Ж. Пиаже — типичная и повторяющаяся последовательность действий и операций, наблюдаемая в способах приспособления организма к условиям среды.

Применительно человека — внутренняя интеллектуальная психологическая структура, управляющая организацией мышления и поведения в различных ситуациях.

СХЕМА КАУЗАЛЬНАЯ — понятие психологии социальной. Широко распространилось с связи с развитием исследований атрибуции каузальной. Означает:

1) принципы анализа причинности в сфере социального восприятия (-> перцепция социальная);

2) устойчивые представления о конкретных причинных связях.

Основные составляющие схемы каузальной, согласно особенно распространенной в западной психологии социальной теории Дж. Кеяли, — это три принципа:

1) принцип обесценивания — преуменьшение восприятия роли данной причины в наступлении события из-за наличия других причин, способствующих ему;

2) принцип усиление-преувеличение восприятие роли данной причины в наступлении, события из-за наличия препятствующих ему факторов;

3) принцип систематического искажения причинных суждений о людях — систематическое отклонение причинных объяснений поведения людей от правил формальной логики; основное направление этих искажений — переоценка субъективной обусловленности поведения и недооценка его объективной обусловленности.

Общие принципы схемы каузальной рассматриваются как самые общие и устойчивые закономерности функционирования более конкретных схем каузальности. Более частные схемы каузальные, как устойчивые представления о конкретной обусловленности явлений, различаются по уровню сложности, обобщенности и последовательности включения в анализ. Основные факторы, определяющие уровень схем каузальных, используемых в анализе причинности на уровне житейской психологии, — это степень сложности воспринимаемых объектов и их соответствие ожиданиям индивида.

СХЕМА МЫШЛЕНИЯ — система понятий или логика рассуждений, привычно применяемая субъектом при встрече с незнакомым объектом или новой задачей.

СХЕМА ТЕЛА — может рассматриваться как психофизиологический информационный аппарат, где постоянно формируются и сопоставляются динамический и статический образы тела, а также оперативные образы — образы будущего движения.

На физиологическом базисе схемы тела создается личностная надстройка, с помощью коей образуются психологические и эстетические образы тела, несущие и оценочную функцию. На высшем, социально-психологическом уровне развития схемы тела»формируются образы, связанные с такими представлениями, как полоролевые функции и мораль. Поэтому схема тела выступает как аппарат не только самопознания, но и самосознания.

Т-ГРУППА — группа, создаваемая для воздействия на ее членов в системе отношений межличностных — с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия (-> тренинг социально-психологический). Первые Т-группы возникли как практическое приложение школы динамики групповой К. Левина. Ныне они — одна из самых распространенных моделей исследования отношений межличностных, стадий развития группы, и пр.

Для Т-групп характерна:

1) кратковременность существования — от нескольких дней до недель;

2) отсутствие предварительной структурированности, нормированности и регламентации.

Основной метод в Т-группах — свободная дискуссия без предварительно принятого плана (-> метод дискуссии групповой), сочетаемая с играми ролевыми и другими приемами. Обсуждения строятся по принципу «здесь и теперь» — анализируются события, происходящие непосредственно в группе, по возможности — без обращения к прошлому опыту участников.

Условие успешной работы Т-групп — климат взаимного доверия, стимулирующий участников на установление отношений межличностных, на кои они обычно не решаются в обыденной жизни, и помогающий пониманию протекающих процессов. Создание климата доверия обеспечивается особой формой ведения группы тренером (ведущим). Обучение — развитие чувствительности к процессам групповым — происходит преимущественно через переживание участниками многогранного группового опыта.

ТАБЛИЦА ИЗОХРОМАТИЧЕСКАЯ — таблицы, служащие для проверки зрения цветового, на коих среди пятен одного цвета находятся пятна (цифры, буквы, фигуры) другого цвета — с той же яркостью и насыщенностью. При дефектах зрения цветового эти пятна не различаются. Один из вариантов подобных таблиц — таблицы Е. Б. Рабкина.

ТАБУ — запрет или система запретов светского или религиозного характера, налагаемые на некий предмет, действие, слово и прочее, нарушение коего влечет социальные или религиозно-мистические санкции в виде наказания, болезни или смерти.

Согласно З. Фрейду — инструмент и механизм строительства культуры, начинаемого с ограничения влечений и запрета на инцест и убийство.

ТАКСИС — инстинктивная форма пространственной ориентации животных, механические ориентирующие компоненты актов поведенческих, врожденные способы пространственной ориентации:

1) в сторону жизненно благоприятных условий и раздражений внешней среды (таксисы положительные);

2) прочь от неблагоприятных (таксисы отрицательные). Например, движение по направлению ко всему, что похоже на пищу, и от всего, что неприятно. У растений аналогичные реакции выражаются в изменениях направления роста и называются тропизмами.

По модальности воздействий и реакции в отношении многообразных компонент различаются:

1) фототаксисы — реакции на свет;

2) хемотаксисы — на раздражители химические;

3) термотаксисы — на температурные изменения;

4) геотаксисы — на силу тяжести;

5) гидротаксисы — на течение жидкостей.

Таксисы одноклеточных и многих низших многоклеточных животных представлены ортотаксисами — реакциями на ускорение или замедление передвижения, и клинотаксисами — реакциями на изменение направления передвижения на определенный угол.

Таксисы обычно свойственны одноклеточным организмам, лишенным системы нервной, но наблюдаются и у некоих более высокоорганизованных видов. Их проявление максимально у простейших, средней степени — у червей и насекомых и сходит на-нет уже у примитивных млекопитающих.

У животных с развитой системой нервной центральной и симметрично расположенными органами чувств сверх того возможен активный выбор направления передвижения и сохранение этого направления — топотаксисы. Они — постоянные компоненты даже самых сложных форм поведения.

ТАКСОН — совокупность дискретных (раздельных) объектов, связанных определенной общностью свойств и признаков, характеризующих эту совокупность (=> этология).

ТАЛАНТ — высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры, прежде всего — способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, кои должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте; а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.

Максимальная продуктивность талантливых людей тоже проявляется в разных возрастах: в науке в 35 — 40 лет; в поэзии в 24 — 30 и т.д.

ТАНАТОС — согласно З. Фрейду — влечение к смерти, инстинкт смерти, агрессии и разрушения (=> влечение к смерти).

ТАНГОРЕЦЕПТОР — вид рецепторов тактильных, реагирующих только на прикосновения.

ТАХИСТОСКОП — прибор, позволяющий предъявлять стимулы зрительные (изображения) на строго определенное, в том числе очень короткое время. Одна из первых конструкций механического тахистоскопа была разработана В. Вундтом. Существуют и электронные тахистоскопы, работающие по принципу модуляции уровня освещенности.

Тахистоскопы различаются числом независимо работающих каналов предъявления информации. В роли тахистоскопов все шире применяются индикаторы и дисплеи, управляемые компьютером. Для проведения коллективных экспериментов применяются проекционные тахистоскопы — специально оборудованные диапроекторы.

Тахистоскопы широко применяются в фундаментальных и прикладных исследованиях восприятия, опознания, памяти и прочих процессов познавательных.

ТВОРЧЕСТВО — психический процесс создания новых ценностей,.как бы продолжение и замена игры детской. Деятельность, результат коей — создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект — личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря коим создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

В творчестве особое место занимает воображение творческое. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.

Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата.

Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в деятельности предметной, доступной анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К. С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта (надсознательное).

С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на компьютере (программирование эвристическое). Передача техническим устройствам доступных формализации операций умственных резки повысила интерес к тем процессам творчества, кои невозможно формализовать. Зависимость от них научно-технического прогресса — открытий, изобретений и прочего — направила усилия психологов на разработку методов диагностики способностей творческих и стимуляции творчества (например, атака мозговая).

Обусловленность творчества той сферой культуры, где оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и пр.), требует выявить своеобразие психологии творчества в каждой из них, а также характер отношений между ними.

ТВОРЧЕСТВО КОМПЬЮТЕРНОЕ — вид творческой деятельности, выполняемой посредством компьютера. При правильной организации использования компьютера существенно расширяются возможности человеческого творчества, связанные с постановкой и решением новых задач. Эти задачи могут быть составной частью научного, технического, художественного, организационного творчества, что открывает возможность классифицировать творчество компьютерное. Существенное значение имеет организация диалога между компьютером, реализующим алгоритмические процедуры, и человеком как субъектом творчества компьютерного.

Возникла практика обучения творчеству с использованием компьютеров.

ТЕКСТ — законченное, целостное содержательно и структурно речевое произведение; продукт порождения (производства) речи, отчужденный от субъекта речи (говорящего); в свою очередь, является основным объектом ее восприятия и понимания. Нередко под текстом понимается только текст письменный — продукт речи письменной; но и структурные — в частности, языковые (лингвистические) — закономерности построения текста, и закономерности его социального функционирования принципиально общи для речи устной и письменной.

Любой текст, воспринимаемый как «нормальный», обладает признаками цельности и связности. Под связностью понимается семантическая, синтактическая, интонационная и прочие взаимозависимости отдельных компонент текста (высказываний), обеспечиваемая в разных языках (и разных текстах) разными средствами. Обычно связность реализуется в пределах 7 + 2 последовательных высказываний (один абзац текста письменного).

Цельность текста — характеристика психолингвистическая. Цельным можно считать текст, реализующий единую речевую программу говорящего (пишущего) и ощущаемый слушателем (читателем) как законченная единица общения. Цельный, текст обладает своей содержательно-композиционной структурой, различной для текстов разной функциональной направленности и включающей основной предикат (главную мысль) и дерево вторичных, третичных и прочих предикатов.

Компрессия (сжатие) текста сводится к «обрубанию» этих периферийных «ветвей» его содержательной структуры. В патологических случаях (например, при некоих видах шизофрении) порождаемый больным текст теряет цельность, сохраняя связность.

Функциональная направленность текста определяется его местом и ролью в процессах общения: художественный (особенно поэтический), учебный, информационный, юридический и пр.

Тексты взаимно отличаются цельностью (содержательно-композиционной структурой), связностью (например, поэтический текст отличается от учебного ритмом, рифмой и пр.), а также отбором лексических и стилистических средств. Восприятие текста предполагает выделение в нем структурно-смысловых опор. Любой текст также удовлетворяет требованиям конситуативности (соотнесенности с ситуацией общения) и контекстуальности (соотнесенности с другими текстами); с другой стороны, он служит контекстом для входящих в его состав отдельных высказываний. В предельном случае текстом может быть и изолированное высказывание — вплоть до однословного.

ТЕЛЕ — согласно Дж. Морено — термин, означающий простейшую единицу чувств — вчувствований, возникающих между людьми, передаваемых между ними и определяющих количество и качество отношений, межличностных.

ТЕЛЕПАТИЯ — явление передачи на расстоянии — без помощи достоверно известных науке способов общения — информации о состоянии одного человека другому, или же некоих мыслей или образов.

Согласно З. Фрейду, являет собой некое психическое подобие беспроволочного телеграфа; самое подходящее состояние для приема телепатического послания — сон, хотя телепатическая связь возможна и при бодрствовании (=> сновидение телепатическое).

ТЕМБР — субъективно воспринимаемая особенность звука в виде его окраски, связанная с одновременным воздействием разночастотных звуковых колебаний, входящих в состав сложного звука.

ТЕМПЕРАМЕНТ — устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент — индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

К свойствам темперамента относятся:

1) индивидуальный темп и ритм процессов психических;

2) степень устойчивости чувств;

3) степень волевого усилия.

Стимулирующая функция темперамента особенно ярко проявляется в возбудимости эмоциональной процессов нервных, особенно в детском возрасте. Но по мере складывания у ребенка социальных побуждений и овладения способностью управлять собой, сознательной регуляцией своего поведения в коллективе и обществе, его темперамент постоянно совершенствуется и в структуре личности выступает уже в измененном качестве. Все возрастающая способность к накоплению информации, ее осознание и осознание себя как субъекта деятельности обеспечивают личности возможность сочетать эмоциональную и интеллектуальную деятельность и тем самым сознательно управлять своим поведением и деятельностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.