Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладная юридическая психология 71 страница




Выделяются три сферы проявления темперамента: активность общая, особенности сферы моторной и свойства эмоциональности.

Учение о темпераменте имеет давнюю и сложную историю. Темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма. Гиппократ, исходя из представлений античных времен, описал четыре типа темперамента. Его подход был чисто физиологическим: темперамент никак не связывался с психической жизнью и говорилось даже о темпераменте отдельных органов. Свойства темперамента с самого начала связывались с представлениями о типах темперамента (-> темперамент: классификация), о психологических свойствах, сильно выраженных у многих людей с разными демографическими и социальными признаками, но не встречающихся или же слабо выраженных у других.

Со временем появились умозаключения о том, какие психические качества должны быть у человека с преобладанием в организме одной из четырех жидкостей (-> темперамент: учение психологическое). Отсюда появились психологические описания-«портреты» темпераментов; первая попытка принадлежала античному врачу Галену. Гораздо позже полунаучные-полухудожественные портреты темпераментов дал Кант, и они довольно быстро перешли в общую культуру.

Общежитейские представления о темпераментах мало изменилось и поныне. Их признаки таковы:

1) сохраняются четыре гиппократовых типа;

2) обязательно предполагаются биологические основы психологических свойств, подчас достаточно фантастические;

3) в темперамент включается широкий спектр поведенческих свойств — от быстроты движений до речевых особенностей.

Вопрос о сущности или основной функции темперамента, лежащей в основе типологии темпераментов, пока не решен, и об этом можно лишь высказать предварительные соображения. Так, можно указать на значение темперамента для регуляции динамики деятельности психической, коя обеспечивает оптимальную жизнедеятельность индивида и сохранение основных жизненных констант организма. Важнейшее значение имеет и энергетический аспект функции темперамента: его такие свойства, как эмоциональность и активность, — особенно «энергоемкие» характеристики психики.

В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют две его компоненты — активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты — или наоборот, медлительности, инертности; эмоциональность — особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе,, страх, печаль, гнев и пр.).

Как один из критериев отнесения к тому или иному темпераменту выделяется уровень порогов восприятия.

Темперамент принадлежит к первичным формам объединения различных процессов и свойств человека, благодаря коим и складывается личность. Будучи одной из ранних по происхождению и простых по структуре форм высшего психического синтеза, образующих индивидные свойства человека, он особенно тесно связан с конституцией организма, составляющей основу темперамента. Однако и он сам — предпосылка и основа личностных образований более высокого порядка — таких, как характер и пр. Однако он не просто опорный слой, но органическая составляющая для многих высших интегральных характеристик личности.

Поэтому неслучайна характерная для темперамента своеобразная энергетическая инвариантность: различные динамические характеристики психики, поскольку они определяются темпераментом, находятся меж собой в отношениях взаимодополнительности и компенсации, так что их общий «энергетический» потенциал как бы остается постоянным. Так, повышенная эмоциональная возбудимость как бы дополняется и компенсируется развитием ориентировочных внутренних, умственных действий и ограничением объема общения, что снижает количество и удельный вес эмоционально значимых оценок действий индивида со стороны окружающих.

Различаются собственно темперамент как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляемых в деятельности и поведении, и его органическая основа. Известны три основные системы объяснений ее сущности, из коих две первые имеют лишь исторический интерес:

1) гуморальная — связывала состояние организма с соотношением различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический (Гиппократ, Гален и пр.); эта терминология стала широко употребительной;

2) конституциональная — исходит из различий и конституции организма — его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и пр.);

3) типы темперамента связываются с деятельностью системы нервной центральной.

Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями деятельности нервной высшей. Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные:

1) с условиями воспитания;

2) с перенесенными в возрасте раннем болезнями;

3) с особенностями питания;

4) с гигиеническими и общими условиями жизни.

Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность сферы мотивационной, ориентации ценностные, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личностные. Но его свойства могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, ибо темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от коих в решающей степени зависит формирование личности.

ТЕМПЕРАМЕНТ: КЛАССИФИКАЦИЯ — в различных классификациях темпераментов в основу полагаются разные их свойства:

1) скорость и сила реакций эмоциональных;

2) уровень активности и преобладающий чувственный тон;

3) шкалы экстраверсии / интроверсии и невротизма / стабильности эмоциональной;

4) реактивность и активность;

5) активность психическая общая, историка и эмоциональность.

Сходство, заметное в этих классификациях, Показывает, что выделяемые психологические характеристики действительно образуют особую, достаточно однозначно определяемую группу свойств индивида.

В этих примерах классификаций отмечены лишь самые общие из свойств. Более полный перечень таких свойств, включая более частные, следующий: сенситивность, реактивность и активность, темп реакций, пластичность и ригидность, экстравертированность и интровертированность, возбудимость эмоциональная.

Выделенная особая группа свойств личности отлична как от способностей, так и от особенностей ее мотивации. Их общие признаки таковы:

1) динамичность — все эти свойства относятся к процессу, к способам формирования и существования конкретного содержания психической жизни; в этих способах выделяются именно динамические характеристики;

2) устойчивость — как показали исследования, индивидуальные значения этих свойств, как правило, сохраняются длительное время — точнее, не меняется или мало меняется их относительная величина, их ранг;

3) онтогенетическая «первичность» — частное проявление устойчивости, но весьма важное, ибо свойства темперамента выявляются уже в раннем детстве;

4) статистическая частота их проявления — хотя у большинства людей каждая из перечисленных динамических особенностей в разных ситуациях проявляется в разной степени, к темпераменту относятся лишь такие значения этих особенностей, кои в обычных условиях жизни проявляются чаще всего и особенно типичны для данного человека;

5) признак предельности, или максимальности: здесь речь идет о том, что когда нужно судить о свойствах темперамента данного человека по немногим или даже однократным проявлениям, то точнее всего это можно сделать в условиях, максимально трудных для их проявления;

6) признак, показывающий соотношение темперамента с продуктивностью деятельности психической: как показали исследования, различные типы темперамента предоставляют одинаковые возможности для продуктивности деятельности психической, хотя «равнопродуктивность» соответствует «разностильности» путей и средств, посредством коих достигаются результаты; в связи с этим интересен тот факт, что даже противоположные полюсы отдельных свойств темперамента нельзя однозначно оценить как только плохие или только хорошие;

7) обусловленность рассмотренных особенностей генотипическими свойствами системы нервной — то есть силой процессов нервных, их уравновешенностью, подвижностью, а также динамичностью, лабильностью и активированностью.

ТЕМПЕРАМЕНТ: ТИП — согласно учению древнегреческого врача Гиппократа (VI в. до н. э.), имеется четыре типа темперамента. Считалось, что в организме имеется четыре основных жидкости, или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в определенных пропорциях, они составляют его темперамент. Конкретное название типы темперамента получили по преобладающей в организме жидкости: темперамент меланхолический, сангвинический, флегматический и холерический (=> меланхолик; сангвиник; флегматик; холерик).

ТЕМПЕРАМЕНТ: УЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (психологическое учение о темпераменте) — Подход к темпераменту, характерный для этого учения, — идти от анализа только поведения. При определении темперамента, как правило, не фигурирует признак врожденных, или органических основ, а главная нагрузка — на признаке «формально-динамических свойств поведения», кои абстрагируются из целостных поведенческих актов. Но здесь обнаруживается существенная трудность: этот признак тоже не позволяет однозначно решить вопрос о круге конкретных свойств, кои нужно отнести к темпераменту. А тенденция расширять круг таких свойств приводит к смешению темперамента с характером и даже с личностью.

ТЕМПЕРАМЕНТ: УЧЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ (физиологическое учение о темпераменте) — на протяжении давней и сложной истории учения о темпераменте он всегда связывался с физиологическими особенностями организма.

Одна из самых серьезных попыток подвести под темперамент физиологическую базу связана с именами И. П. Павлова, Б. М. Теплова и Небылицына. Первоначально эта концепция называлась учением о типах системы нервной, позже — учением о свойствах системы нервной (-> система нервная: тип; система нервная: свойство).

Сохраняется уверенность, что динамические свойства поведения, проявляемые в темпераменте, имеют физиологическую базу — некие особенности функционирования физиологических структур. Вопрос о том, каковы эти структуры и особенности, интенсивно исследуется. Существуют разные мнения о том, с какими именно особенностями организма следует связывать темперамент — с наследственными или просто физиологическими, могущими формироваться и прижизненно. Здесь имеется принципиальная трудность: доныне не установлено, что в плане поведения является проявлением генотипа (относится к темпераменту), а что — результат прижизненных наслоений (относится к характеру).

ТЕМПЕРАМЕНТ | ХАРАКТЕР (темперамент и характер) — хотя в психологии они различаются, четкой границы между ними нет. В самом общем и приблизительном смысле темперамент продолжает пониматься либо как «природная основа», либо как «динамическая основа» характера.

Многое из того, что ранее составляло психологическую часть представлений о темпераменте, ассимилировала характерология.

ТЕНДЕНЦИЯ — 1. Направленность во взглядах и действиях; склонности, свойственные кому-либо или чему-либо.

2. Направление, в коем идет развитие некоего явления.

3. Идея, направленность мысли, высказывания, произведения.

4. Предвзятая идея, мысль, мнение, навязываемые кому-либо.

ТЕНДЕНЦИЯ ДЕТЕРМИНИРУЮЩАЯ — понятие, введенное в психологию представителями школы Вюрцбургской (X. Уатт, Н. Ах, О. Зельц). Означает состояние психическое, возникающее при постановке задачи, в коем определяется направленность и избирательность мышления. Постулируется, что сама тенденция детерминирующая обусловливается:

1) конечной целью — искомым данной задачи;

2) инструкцией — требованиями к искомому.

ТЕОРИЯ — теория научная — это систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений; попытка целостного представления закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности, возникающая на базе широко подтверждаемых гипотез. Существует до тех пор, пока не накапливается определенное количество противоречащих ей данных, требующих пересмотра теории или даже отказа от нее. Собственно развитие науки в основном являет собой развитие и смену теорий.

ТЕОРИЯ АВТОМАТИЗМА — основана на принципе параллелизма психофизического: если физиологические процессы не зависят от психических, то всю жизнедеятельность человека можно описать средствами физиологии. При этом можно вообще не предполагать у человека каких-либо чувств, переживаний, мыслей и сознания вообще. Психика оказывается эпифеноменом, и возникает критический вопрос: зачем тогда возникло сознание? С эпифеноменалистической позиции оно должно рассматриваться как результат случайной мутации, однако становится необъяснимым неуклонное развития психики в филогенезе и бурное — в онтогенезе, прогресс сознательных форм отражения в историческом развитии человечества. Потребность объяснения полезной функции психики остается.

ТЕОРИЯ АКТОВ КОММУНИКАТИВНЫХ — относится к группе теорий соответствия когнитивного. Автор — Т. Ньюком. Проводит идею о том, что средство преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением человека к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, — это развитие коммуникации между партнерами, в ходе коей позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается соответствие.

ТЕОРИЯ БАЛАНСА СТРУКТУРНОГО — относится к группе теорий соответствия когнитивного. Автор — Ф. Хайдер. Базируется на идее соответствия и идее атрибуции (-> атрибуция каузальная); рассматривает состояние сбалансированности когнитивной структуры человека в ситуации восприятия им другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению.

ТЕОРИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО — создана З. Фрейдом. Согласно ей в психике существуют три сферы (области): сознание, предсознание (предсознательное) и бессознательное (=> психика).

ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — создана в советской психологии. Значительный вклад в нее внесли Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и многие другие. Основа ее — представления о строении деятельности (-> деятельность: строение), хотя они не исчерпывают теорию полностью.

Одно из существенных отличий теории деятельности от предшествующих концепций — признание неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа — действии.

Основные исходные положения, принципы теории деятельности таковы:

1) сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе, оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания);

2) поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания: при рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и доведения);

3) деятельность — активный, целенаправленный процесс (принцип активности);

4) действия предметны, они реализуют социальные цели (принцип предметности деятельности и принцип социальной обусловленности деятельности).

Разработка теории деятельности началась с анализа деятельности внешней, но затем обратилась к деятельности внутренней. В отношении этих очень важных форм активности выдвигаются два основных тезиса.; 1. Деятельность внутренняя имеет принципиально то же строение, что и внешняя, и отличается лишь формой протекания. Это значит, что деятельность внутренняя тоже побуждается мотивами, сопровождается эмоциями (часто даже более острыми), имеет свой операциональный состав. Разница — лишь в том, что действия ведутся не с реальными предметами, а с их образами, и продуктом служит образ-результат.

2. Деятельность внутренняя произошла из внешней путем ее интериоризации. Так что для успешного воспроизведения какого-то действия в уме нужно обязательно освоить его реально и получить реальный результат. Вместе с тем при интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется; особенно это относится к ее операциональной части: отдельные действия или операции сокращаются, иные из них выпадают вовсе, и весь процесс проходит намного быстрее.

Через понятие деятельности внутренней теория деятельности в значительной мере приблизилась к описанию своими средствами потока сознания — правда, это понятие не охватывает всего содержания потока сознания. Для полного охвата нужно сделать вслед за теорией деятельности еще один шаг — в направлении таких традиционных объектов психологии, как отдельные процессы психические или функции — восприятие, внимание, память и пр. Развитие психологии в рамках подхода деятельностного позволило описать эти понятия в рамках теории деятельности и ее средствами.

Так, для описания восприятия необходимо ввести понятие действия перцептивного, а предварительно следует выяснить, существуют ли цели перцептивные. Они, бесспорно, существуют и появляются, например, в задаче различения двух сходных раздражителей — вкусов, запахов, звуковых тонов и пр. Для решения всех подобных задач и производятся действия перцептивные, кои могут характеризоваться как действия различения, обнаружения, измерения, опознания и пр. Представления о строении деятельности применимы и к анализу всех остальных процессов психических. Теория позволяет по-новому взглянуть на эти классические объекты психологии — они осмысляются как особые формы деятельности.

ТЕОРИЯ ДИССОНАНСА КОГНИТИВНОГО — социально-психологическая теория, одна из концепций западной психологии социальной, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером и объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов — верований, мнений, ценностей, намерений и пр.

Ее исходное положение: диссонанс — это негативное побудительное состояние, возникающее, когда субъект одновременно располагает логически или психологически противоречивыми знаниями, мнениями или понятиями о некоем объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от коего субъект стремится избавиться путем изменения одного из элементов диссонансных знаний либо путем введения нового элемента. Так противоречивым знаниям приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или установок социальных.

Позднее Фестингер определил диссонанс как следствие недостаточного оправдания выбора. Стремясь усилить оправдание поступка, человек изменяет либо поведение, либо свое отношение к объектам, с коими связан поступок, либо обесценивает значение поступка для себя и других. Позже рядом исследователей «эффекты диссонансные» были переосмыслены в информационных терминах и представлены как частный случай функционирования схем каузальных (-> атрибуция каузальная).

В теории диссонанса когнитивного считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный системой когнитивной, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность системы когнитивной зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.

ТЕОРИЯ ИГРЫ — Согласно К. Бюлеру — дополнение теории игры К. Гросса, где акцент при анализе игры был смещен с операционного аспекта на мотивационный. Стремление к игре, заключаемой в повторении одних и тех же действий, может поддерживаться только положительными эмоциями, порождаемыми самим процессом деятельности. Это было названо функциональным удовольствием.

Согласно Ф. Бойтендайку — объяснение появления и развития игры детской потребностью реализовать основные черты характера, свойственные растущему организму и обусловленные постепенным созреванием его нервно-психических структур. Среди этих черт отмечались:

1) ненаправленность движений;

2) импульсивность;

3) наличие аффективных связей с окружающими;

4) робость, боязливость и застенчивость.

ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ — теория развития психического ребенка, предложенная В. Штерном, в коей сделана попытка примирить два подхода:

1) преформистского — где ведущим фактором признавалась наследственность;

2) сенсуалистического — где упор делался на внешних условиях. В этой теории приоритетность отдается наследственным факторам, а бреда рассматривается как фактор, влияющий на темпы развития, ускоряя или тормозя проявления биологически обусловленных качеств. Само развитие психическое трактовалось как созревание изначально заложенных свойств. Соответственно этой методологической установке, периодизация детского развития трактовалась на базе закона биогенетического.

ТЕОРИЯ КОНГРУЭНТНОСТИ — относится к группе теорий соответствия когнитивного. Авторы — Ч. Осгуд и П. Танненбаум. Заключается в том, что для достижения соответствия в когнитивной структуре человека как воспринимающего субъекта он одновременно изменяет свое отношение и к другому человеку, и к объекту, который они оба оценивают. Так, если субъект положительно относится к другому субъекту, но отрицательно — к оцениваемому объекту, то в случае позитивного отношения второго субъекта к объекту первый субъект, уменьшая «негативность» своего отношения к этому объекту, уменьшает вместе с тем и «позитивность» своего отношения ко второму субъекту. Здесь соответствие («конгруэнтность») восстанавливается за счет одновременного изменения этих двух рядов отношений, иногда — за счет изменения знака отношения.

ТЕОРИЯ КОНСТРУКТОВ ЛИЧНОСТНЫХ — автор — Дж. Келли; в центре теории — представление о том, что главное — то, какими средствами располагает человек для описания мира, для прогнозирования будущих событий. Согласно Келли, человек строит образ реальности на основе особых — индивидуальных — понятийных шкал, позволяющих установить сходства и различия между событиями. Эти шкалы — «конструкты личностные», — включенные в сложные взаимоотношения, образуют системы, позволяющие выдвигать гипотезы о мире; неподтверждение гипотез влечет отказ от конструкта либо перестройку отношений между конструктами.

Личностные сложности обусловлены неадекватностью конструктов и трудностями в их перестройке; на это и направляется коррекция психическая. Применяется также так называемая терапия роли фиксированной.

ТЕОРИЯ КРУГА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО — модель концептуальная, предложенная Я. Икскюлем (1864 — 1944) в рамках его субъективно-идеалистического учения о мире. Служит для объяснения взаимодействия организма и внешней среды. Исходит из предпосылки, что окружающий мир (Umwelt) существует для живого организма лишь в тех аспектах, что соответствуют его потребностным состояниям. Реализация этих потребностных состояний предполагает согласование двух сторон представленного субъекту мира.

С одной стороны, это — «перцептуальный мир» (Merkwelt), мир восприятия, — «все, что замечает субъект, превращается в его мир, в мир, меченный им». Как пример приводится самка клеща, которая может многие месяцы ждать нужного момента, чтобы отцепиться от ветки и упасть на спину пробегающему зверю; при этом она не реагирует ни на какие иные раздражители, кроме тепла и запаха масляной кислоты.

С другой стороны, окружающий мир предстает для субъекта как «операциональный мир» (Wirkwelt), мир действий, — «все, на что воздействует субъект, превращается в его мир действий». Так, для клеща объект (зверь) предстает не только как носитель собственных признаков, но и как «поле деятельности».

Мир восприятия и мир действия существуют во взаимном соответствии, образуя «функциональный круг». На базе этих представлений делается заключение, что каждое животное оптимально приспособлено к той среде, где традиционно живет, и что по степени сложности организации животного можно судить о сложности среды его обитания.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ — концепция психического развития человека, разработанная в 20 — 30-ые гг. советским психологом Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии. При ее формировании был критически осмыслен опыт гештальт-психологии, французской психологической школы, прежде всего Ж. Пиаже, а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении и пр. Теория ориентировалась на марксистскую философию.

Согласно этой теории, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической — совместной со взрослым и опосредованной знаками — деятельности. В итоге прежняя структура функций психических как «натуральных» изменяется — опосредуется интериоризованными знаками, психические функции «окультуриваются». Внешне это проявляется в том, что они становятся осознанными и произвольными. Так интериоризация выступает и как социализация. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в ходе экстериоризации, когда на основе функции психической строится «внешняя» социальная деятельность. Как универсальное орудие, изменяющее психические функции, выступает языковой знак — слово. Здесь намечается возможность объяснения вербального и символического (-> символ) характера процессов когнитивных у человека.

Для проверки основных положений теории была разработана «методика двойной стимуляции», с помощью коей моделировался процесс знакового опосредования, прослеживался механизм вращивания знаков в структуру функций психических — внимания, памяти, мышления.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ — Согласно Г. С. Салливану — система представлений, в коих решающая роль в появлении особенностей личности и психологических расстройств приписывается отношениям межличностным. Типичные межличностные ситуации выступают некоими матрицами для формирования определенного типа личности, понимаемой как совокупность социальных масок. Признается, что при изменении отношений социальных (межличностных) можно достигнуть гармонизации личности, что и ставится целью психотерапии.

Согласно К. Хорни — система представлений, развиваемых в дискуссии со многими положениями З. Фрейда, Были отвергнут пансексуализм и положение о фатальной роли детства в формировании характера и неврозов; достигнуто понимание роли культурной среды в появлении неврозов.

Согласно Э. Фромму — система представлений, в коих постулируется ведущая роль бессознательных побуждений в человеческом поведении, но, отлично от теории З. Фрейда, они рассматриваются как обусловленные социально, а не биологически. Человек теряет инстинктивные связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия, служащие источником общественно обусловленных потребностей. Но если общество препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма или конформизма, реализация коих приводит к образованию различных типов характера и появлению неврозов.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ИМПЛИЦИТНАЯ (наивная концепция личности; теория личности здравого смысла) — 1. В широком смысле — совокупность неявных представлений человека или группы людей о структуре и механизмах функционирования личностных образований.

2. В узком смысле — неявные представления о связях между чертами личностными.

Теория личности имплицитная позволяет сформировать целостное впечатление о другом человеке на основании частичной, иногда отрывочной информации о его личностных особенностях. Описывает такие свойства черт личностных, как иерархичность (центральность), оценочность, дифференцированность (сложность когнитивная), степень реалистичности (адекватности), устойчивость.

В исследованиях содержания и структуры теория личности имплицитная широко применяет методы психосемантики. Особое влияние на развитие ее проблематики оказала теория конструктов личностных (-> конструкт личностный).

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ МЕРРЕЯ — ее ключевое положение — принцип взаимодействия диадического. Поскольку личность не существует вне окружения социального, объектом анализа должна стать некая единица их взаимодействия — система потребность-давление.

В понимании природы фантазии и структуры личности почти без изменений применяются основные положения психоанализа классического.

ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ — общее понятие, означающее совокупность психологических и физиологических концепций, объясняющих, каким образом люди и животные обретают жизненный опыт.

ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО — представлена сторонниками бихевиоризма в 70-е годы. В ней делается особый упор на то, что многие действия человека формируются под влиянием среды социальной. По мнению сторонников этой теории, одна из главных причин, сделавших людей такими, каковы они есть, связана с человеческой склонностью подражать поведению других с учетом того, насколько благоприятны для индивида могут быть результаты такого подражания. Итак, на индивида влияют не только внешние условия, но он должен также предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.