Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. А. Сластенин, В. П. Каширин 8 страница




Многие психологи говорят также о взрослости в познавательной сфере и интере­сах — интеллектуальной взрослости: она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной дея­тельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, факультативы, секции и т.д.). У подростка обнаруживаются интересы, касающиеся науки, техники, искусства, религии, ремесел, причем они далеко не всегда связаны с будущими профессиональными намерениями. Увлечение может носить характер страсти, которой отдаются все свободное время и вся активность подростка (биб­лиотека, материалы, инструменты, выставки, музеи, знакомства и т.д.). Это очень важный шаг в развитии интересов и продуктивной деятельности: необходимость в новых знаниях удовлетворяется самостоятельно, путем самообразования. Значи­тельный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких подростков личный смысл, и можно заметить доминирующую направленность познавательных интересов.

Вступление ребенка в отрочество знаменуется качественным сдвигом в разви­ тии самосознания. Формирующаяся позиция взрослого еще не соответствует объ­ективному положению подростка в жизни, но ее появление означает, что он субъек­тивно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно присваивает эти ценности, и они составляют новое содержание его сознания; существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и самооценок. По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь.

В доподростковом возрасте представления о себе и самооценки строятся глав-


ным образом на оценочных суждениях взрослых. Возникновение потребности в зна­нии собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе — характер­ная особенность подростков. Эта потребность возникает из необходимости соответ­ствовать внешним и внутренним требованиям, регулировать отношения с окружаю­щими.

Первая функция, которую выполняет у подростка самосознание — социалъно-регуляторная. В размышлениях о себе подросток прежде всего обращен к своим не­достаткам и испытывает потребность в их устранении, а позже — к особенностям личности в целом, к своей индивидуальности, своим достоинствам и возможностям. Но особое внимание к недостаткам сохраняется на протяжении всего подросткового возраста и в некоторых случаях даже нарастает. Рефлексия носит преднамеренный характер, становится самостоятельным внутренним процессом.

Предметом размышлений становятся также отношения подростка со сверстника­ми, поиск близкого друга. Достоинства и недостатки других сопоставляются со своими собственными. Очень часто подросток хочет дружить с теми, кого считает лучше себя.

Большинство подростков одновременно равняется на нескольких взрослых лю­дей, т.е. желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей. Среди образцов преобладают реальные люди, а не литературные, кино- или телегерои, причем сверстники занимают очень большое место. Среди желаемых ка­честв доминирующее положение занимают две группы: нравственные (в первую очередь товарищеские) и мужественные (волевые). Часто носителями желаемых качеств являются сверстники, кажущиеся подростку старше. Такой образец-сверстник является как бы промежуточной ступенькой между подростком и взрос­лым на пути приобретения подростком качеств взрослого.

Подростку легче бывает сравнивать себя со сверстниками, чем со взрослым: в та­ком сравнении ему виднее собственные недостатки и продвижения, успехи. Взрос­лый — это образец, трудно достигаемый практически, а сверстник — это мерка, по­зволяющая подростку оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом, на которого можно прямо, непосредственно равняться.

Самооценки подростка легко формируются в общении со сверстником. Здесь имеют место наблюдения, подражания, разговоры о своих качествах, поступках, от­ношениях. Важно, что сначала такая познавательно-оценочная деятельность развер­нута во внешнем словесном и интерперсональном плане. В подростковом возрасте представления о себе расширяются и углубляются, возрастает самостоятельность в суждениях о себе, но дети очень различаются по степени знания себя и адекватной самооценки. У многих подростков она завышена, и уровень их притязаний к родите­лям, учителям, сверстникам выше реальных возможностей. Нередко на этой основе у подростков возникает ощущение несправедливого отношения к нему, непонятое™. Поэтому они могут быть аффектированно обиженными, подозрительными, недовер­чивыми, часто агрессивными и всегда — чрезвычайно чувствительными к оценоч­ным суждениям в их адрес.

На первые, но повторяющиеся неуспехи подросток реагирует аффективно, хро­нические неудачи порождают неуверенность в себе. У одних в результате снижается уровень притязаний, другие, наоборот, доказывают всем и себе, что все могут пре­одолеть. В целом у подростков ярко выражена потребность в положительной оценке и хорошем отношении окружающих. Поэтому они очень чувствительны к мнениям о них и почти все жаждут самоутверждения в любой форме. Особо подросток забо­тится о собственной самостоятельности, независимости. Чем старше подросток, тем шире сфера претензий на самостоятельность; большинство хотят выразить свое «Я» в оценках, суждениях, поступках. В этом возрасте начинается формирование собст­венных позиций по ряду вопросов и некоторых жизненных принципов, что свиде-


тельствует о появлении самовоспитания.

Конец детства и начало отрочества отмечены общим биологическим событием — физиологическим пубертатом. В течение относительно короткого периода тело ребенка претерпевает множество морфологических и физиологических изменений, сопровождаемых глубокими преобразованиями внешности. Пубертатное развитие протекает по общей схеме; последовательность стадий половой зрелости везде идентична, однако некоторые факторы среды (питание, климатические условия) влияют на его начало и выраженность некоторых его проявлений. Пубертат больше, чем какой-либо другой возраст, находится под контролем биологических факторов. Генетический потенциал человека влияет на его рост, вес, развитие репродуктивной системы и эндокринные механизмы. Тем не менее сложное влияние психосоциаль­ных факторов нельзя исключить из анализа полового созревания.

Центральную роль в становлении личности играет так называемый образ тела. Скорость, с которой происходят соматические перемены, ломает детский образ и требует построения нового телесного «Я». Эти изменения ускоряют смену психоло­гических позиций, которую должен совершить подросток; наступление физической зрелости, очевидное и для самого подростка и для его окружения, делает невозмож­ным сохранение детского статуса.

Исследования показывают, что в это время резко возрастает уровень тревожно­сти, озабоченности и неудовлетворенности в отношении своей внешности (в ряде случаев это приобретает даже характер дисморфофобии, испытываемой поначалу лишь в отношении отдельных компонентов образа тела — ступней, ног, рук, затем в отношении общего образа тела — длины и веса, и, наконец, в отношении социально значимых частей — лица, голоса). В это время даже для выражения нелюбимых черт своего характера подростки часто обращаются к физическим характеристикам (позднее в качестве таких характеристик они будут называть личностные черты или особенности социального поведения). По поводу своего роста 30% девочек и 20% мальчиков подросткового возраста испытывают беспокойство: девочки боятся ока­заться слишком высокими, а мальчики — слишком маленькими. Именно физическая «стать» является для подростков одной из центральных характеристик идеального образа человека своего пола. Так, среди мальчиков только те, кто в 15 лет имеет длину тела более 1,9 м, кажутся себе слишком высокими.

Острую проблему представляет и лишний вес в отрочестве, особенно потому, что он приобретается именно в это время. Тучность противоречит идеальным критериям физической привлекательности, что ведет к формированию жестких установок по отношению к весу как у более тучных подростков, так и у остальных. Но и здесь за­метны половые различия. Согласно многочисленным исследованиям, мальчики мало озабочены увеличением веса тела и редко ограничивают себя в пище, в то время как 60% их сверстниц считают, что обладают лишним весом, и уже пытались похудеть с помощью диеты, хотя в действительности только 16% из них испытывают реальные трудности, связанные с ожирением.

И мальчики, и девочки испытывают специфическую тревогу, связанную с разви­тием гениталий. Мальчики демонстрируют живой интерес к этому развитию, и нача­ло пубертата дает пищу для тревожных вопросов и сравнений со сверстниками. Де­вочки меньше интересуются развитием гениталий, их озабоченность в основном свя­зана с ростом груди — этим наглядным доказательством женственности. Гораздо меньший интерес вызывают у девочек первые менструации, которые всеми исследо­вателями считаются основным феноменом женского полового созревания (больше 50% девочек спокойно или безразлично реагируют на их появление, 40% испытыва­ют негативные чувства и только 10% проявляют положительные эмоции интереса и гордости). Это связано с достаточной информированностью девочек о негативных сторонах менструаций; большинство из них задолго подготовлено к этому событию


и встречают его безропотно, смиряясь с данной биологической реальностью.

Раннее или позднее половое созревание ведет к разным психологическим послед­ствиям. Так, преждевременное половое развитие может вызывать некоторые прехо­дящие трудности у подростков, которые, обладая взрослым телом, но детским соз­нанием («тело теленка, душа ребенка»), не могут соответствовать определенным со­циальным ожиданиям. Однако положительные стороны такой ситуации очевидны. В 14 лет подростки, раньше других достигающие физической зрелости, обладают вы­соким социальным статусом как среди своего, так и среди противоположного пола. Сравнение групп 30-летних людей с различным временем наступления пубертата показало, что лица, имевшие раннее половое развитие, в дальнейшем следовали бо­лее конформной в социальном смысле модели поведения: их суждения и установки были более социально приемлемы, они чаще включались в традиционные формы со­циальной и политической активности. Представляется, что очевидные преимущества раннего полового созревания способствуют преждевременному принятию социально одобряемого мировоззрения.

Позднее половое развитие вызывает, напротив, серьезные проблемы, особенно у мальчиков, которые имеют в этом случае более низкий социальный статус, испыты­вают чувство физической неполноценности и некоторые трудности психологическо­го характера: негативный образ «Я», чувство социальной отверженности и чувство зависимости. Эти проблемы остаются и у взрослых. Лонгитюдное исследование двух групп мужчин с поздним и нормальным пубертатом показало, что в возрасте 33 лет, когда какие-либо физические различия между ними исчезли, у лиц с поздним половым созреванием наблюдались те же психологические трудности, что и 16 лет назад.

У девочек с поздним развитием все обстоит иначе. Хотя по сравнению с нор­мально развивающимися сверстницами они более тревожны, эта тревога концентри­руется на физических проблемах, не сопровождаясь трудностями, характерными для мальчиков с подобным типом развития. Таким образом, психологическое значение полового созревания сильно зависит от социальных стереотипов, влияние которых различно для мальчиков и девочек.

Юношеское беспокойство по поводу своего внешнего вида во многом связано с субъективной половой конформностью, т.е. желанием выглядеть адекватно своему полу. Идеальный образ телесного «Я» в подростковом возрасте в значительной сте­пени ирреален, так как половое созревание в это время особенно подвержено жест­кому контролю норм культуры и средств массовой информации, в особенности в группе сверстников. Физическое развитие в отрочестве характеризуется большими индивидуальными различиями, и это разнообразие резко контрастирует с социаль­ными требованиями соответствовать идеальным образцам, доминирующим в группе сверстников.

Стереотипы, связанные с телом, формируются очень рано, еще до отрочества. Исследования показывают, что начиная с детского сада большинство мальчиков вы­бирают атлетические образцы физического развития, предпочитая их всем осталь­ным и приписывая им такие черты характера, как ум, воспитанность, дружелюбие. С возрастом приписывание негативных черт лицам с эндоморфной конституцией и по­зитивных — с мезоморфной конституцией увеличивается.

Но социальное давление по-разному влияет на мальчиков и девочек. В то время как у девочек наступление пубертата сглаживает временную тревожность, у мальчи­ков психологические следствия поздней зрелости остаются заметными и к 30 годам. Так как критерии возмужалости определены довольно однозначно, всякое наруше­ние канонов маскулинности влечет за собой опасность быть подвергнутым остра­кизму и тем самым — психологические трудности. Общество и группа сверстников более терпимы к женским половым ролям, которые могут разворачиваться в более


широком регистре: например, девочки могут выбрать модель «свой парень» и полу­чить признание своего семейного и социального окружения.

Формирование мужской идентичности происходит в отрочестве в рамках узкого коридора, что, возможно, объясняет гораздо большее, чем у девочек, непринятие своей «родовой» принадлежности, больший процент мужской гомосексуальности и транссексуальных влечений у мальчиков.

Хотя у девочек по сравнению с мальчиками склонность к принятию своей «родо­вой» идентичности выражена сильнее, их образ тела гораздо более аффективно ок­рашен и распространяется на весь образ «Я». Девочки чаще утверждают, что они менее физически привлекательны, чем подруги, большинство из них хотели бы из­менить что-то в своей внешности, в то время как мальчики вполне удовлетворены своей внешностью.

Взаимосвязь субъективных оценок своей физической привлекательности и «Я»-концепции проявляется в том, что у обоих полов стереотипы тела влияют на субъек­тивную оценку своей привлекательности. Но оценка собственной физической при­влекательности девочки значимо коррелирует с другими, личностными и социаль­ными, параметрами представления о себе, что не наблюдается у мальчиков. Другими словами, девочка-подросток, считающая себя внешне малопривлекательной, нега­тивно оценивает и другие стороны своего «Я», в то время как мальчик четко разли­чает эти аспекты: он может негативно оценивать свою внешность и при этом высоко ценить свои социальные или интеллектуальные качества.

В целом девочки обладают более нестабильным и противоречивым образом тела и заниженной самооценкой, чем мальчики. Девочки склонны к неблагоприятной оценке своих настоящих и будущих сексуальных ролей и переживаниям по поводу изменений тела, придавая чрезмерное значение женской красоте и ее канонам в культуре.

Культура, в которой воспитывается подросток, формирует различные психосек­суальные и социальные установки. Так, к примеру, существуют заметные различия между подростками Азии, Европы и Америки. Английские и норвежские подростки более раскованны и склонны к сексуальному экспериментированию, чем их канад­ские сверстники, которые в целом более консервативны. Кроме факторов культуры, нужно учитывать пол, возраст, усвоенные сексуальные стереотипы поведения, соци­ально-экономическое происхождение и т.д.

За последние годы психосексуальные установки подростков претерпели значи­тельные изменения: растет терпимость к таким вопросам, как сохранение девствен­ности до замужества (это, как ни странно, является большим предметом для раз­мышлений и притязаний у мальчиков, чем у девочек), отношение к добрачным свя­зям, свобода взаимоотношений в браке, контрацепция, гомосексуализм и т.д. К при­меру, если в 1965 г. в одном из опросов 47% подростков сочли гомосексуализм нака­зуемым преступлением или по крайней мере аморальным действием, то в 1977 г. только 12% подростков думали так же, а сейчас часть подростков выказывает живое любопытство к пробным контактам такого рода.

Старший подростковый возраст терпимее, чем младший, относится к реалиям сексуальной жизни; большинство старших подростков думают, хотят и готовы гово­рить о сексе, обсуждать на уровне высокой откровенности связанные с ним вопросы. Подростки, имеющие опыт сексуальных контактов, значительно более открыты по отношению к сексуальной жизни и включают секс в систему межличностных отно­шений, по сравнению с теми, кто такого опыта не имеет. Сексуальные установки де­вочек более подвержены влиянию социальных и родительских установок; опреде­ляющую роль в формировании их сексуальных норм играет чувство любви. Терпи­мость в отношении добрачных сексуальных связей характерна для 93% мальчиков и 82% девочек, но в случае отсутствия любви 63% мальчиков и лишь 47% девочек до-


пускают возможность сексуальных отношении.

Все подростки, независимо от пола, придерживаются «двойного сексуального стандарта», т.е. различной сексуальной морали для женщин и мужчин, характери­зующейся большей терпимостью к сексуальной активности мужчин.

Важно отметить и тот факт, что для мальчиков-подростков достаточно постоянно и культурно-устойчиво такое явление, как мастурбация, которая в современной трактовке понимается как своеобразная прелюдия к нормальному гетеросексуально­му поведению и одновременно к изменениям, ведущим к окончательному формиро­ванию сексуальности. В 12 лет с ней знакомы примерно 12% детей, в 15 лет — 85%, а в 18 лет — 92% молодых людей. Любопытно, что поведение подростков всегда развивается по одному и тому же циклу: примерно через 2 года после пубертатного созревания у мальчиков наблюдается скачок в практике занятия мастурбацией, кото­рый совпадает с максимальной способностью к оргазму. В 16 лет среднее число ор­газмов у мальчиков при мастурбации составляет 3-4 раза в неделю. У девочек мас­турбации как всеобщего феномена нет, частота их невелика и разброс индивидуаль­ных вариантов значителен (в 12 лет с нею знакомы 12% девочек и к 18 годам этот процент достигает 24; к тому же только треть девочек достигают оргазма путем мас­турбации), хотя современные данные показывают нарастание женской мастурбации с 70-х гг. XX в. Женский пик частоты мастурбаций и оргазма наблюдается значи­тельно позже — около 30 лет.

Мастурбация больше, чем какое-либо другое половое поведение подростков, сталкивается с защитными механизмами, вызывающими чувства смущения и отвра­щения, суеверные страхи и потерю самоуважения. Хотя мастурбация часто описыва­ется как приятное занятие, она может сопровождаться чувством стыда, тревоги и ви­ны, внутренней конфликтностью. Мастурбация обычно бывает тайным поведением, и потаенность усиливает чувство вины из-за целомудренных установок и запретов на манипуляцию с гениталиями; к тому же сопровождающие мастурбацию фантазии обычно строятся вокруг непосредственно доступных объектов: братьев, сестер, ро­дителей, учитывая, таким образом, связь между сексуальной реальностью и наруше­нием запретов.

О патологии мастурбация будет свидетельствовать лишь тогда, когда она закреп­ляет детские фиксации, особенно связанные с питающими мастурбацию фантазиями, или когда она принимает принудительный характер.

Практически все подростки имеют опыт свиданий, петтинга и поцелуев, гени-тальной ласки и т.д., но более глубокий сексуальный опыт не столь типичен, хотя в последние годы встречается все чаще. Отмечено, что девочки в большей степени, чем мальчики, имеют опыт «романтического поведения», а мальчики чаще — опыт реального коитуса (во многих странах первый опыт приобретается с проститутками). К тому же в опросах мальчики часто переоценивают и преувеличивают подобные контакты, а девочки — преуменьшают, не желая прослыть в знакомой среде сверст­ников легкодоступными (но если девочки позже мальчиков начинают сексуальную жизнь, они имеют более частые сексуальные контакты).

В целом подростки из рабочей среды имеют более ранний, частый и разнообраз­ный опыт гетеросексуальных отношений; на практику сексуальных отношений во многом влияют семья, религиозные установки подростка и социально-экономический статус. В психологическом плане сексуально опытные подростки «жестче» включены в подростковую субкультуру и имеют более интенсивные отно­шения со сверстниками. Ничто не указывает на наличие у них особых психологиче­ских трудностей; скорее, они имеют высокую самооценку и ряд личных достижений, таких, как высокая степень личностной автономии, чувство ответственности за ин­тимную близость, утверждение собственной половой идентичности, уважение свер­стников.


Нарастающий опыт близких отношений, потребности и изменения своего тела становятся в подростковом возрасте достоянием сознания (сама по себе детская сек­суальность существовала и раньше) и подгоняются под принятые подростком соци­альные нормы (в психоаналитической терминологии «интрапсихологический сцена­рий» реализуется теперь в пространстве между Id и Super-Ego).

Отрочество характеризуется заметными изменениями в представлениях о самом себе. Во многом психологи связывают это со становлением «Я»-идентичности, начало исследованию которой положили работа Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис» и работа К. Леви-Строса «Идентичность».

В отрочестве как бы восстанавливаются все детские идентификации, включаясь в новую структуру идентичности, позволяющую решать взрослые задачи. «Я»-идентичность обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее един­ство личности, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет со­лидаризироваться с социальными идеалами и групповыми стремлениями. Дж. Мар-сиа определяет подростковую идентичность как внутреннюю структуру влечений, привычек, верований и предыдущих идентификаций. Она охватывает половую иден­тификацию, становление определенной мировоззренческой позиции и выбор той или иной профессиональной ориентации.

Дж. Марсиа описывает 4 «статуса» идентичности, возможных в отрочестве:

I)реализованная идентичность: к ней он отнес подростков, переживших критиче­ский период, начавших профессиональную подготовку и имеющих собственное мировоззрение; они переходят к периоду активной постановки смысложизненных вопросов, серьезно оценивая свои будущие выборы и решения исходя из собст­венных представлений; они уже пересмотрели свои детские убеждения и отошли от установок родителей; они эмоционально включены в идеологические, профес­сиональные и сексуальные стороны жизни; в этом статусе подростки имеют ста­бильные представления о родительских ролях и испытывают позитивные чувства к родителям;

2) мораторий: подросток находится в кризисе и старается «проявить себя в идеях»;
его вопросы к жизни широки и противоречивы; здесь проявляется важное качест­
во подростка — выражение активной конфронтации с различными социальными
возможностями; классические проблемы отрочества во многом состоят из тех
компромиссов, к которым приходит человек, примиряя собственные желания, во­
лю родителей и социальные требования; кажется, что подросток в затруднении
жизненные проблемы представляются ему неразрешимыми; в ситуации моратория
у подростков высокий уровень тревожности и болезненно чувствительное отно­
шение к себе, а также амбивалентное отношение к родителям;

3) диффузия: подросток в состоянии диффузии идентичности может испытывать
симптомы кризиса, но может и не испытывать; диффузию характеризуют малая
озабоченность проблемой выбора, низкий уровень самостоятельности и самокон­
троля (они более «экстернальны»), отсутствие каких-либо идеологических, про­
фессиональных и половых моделей; отличительной особенностью данной ситуа­
ции является отсутствие аффективного и когнитивного вклада в различные зоны
идентичности; подростки этого статуса чаще чувствуют себя одинокими, забро­
шенными, никому не нужными, непонятыми;

4) предрешение (этот статус особо заметен в семьях с авторитарными, доминирую­
щими отцами, делающими подростков конформными по отношению к родитель­
ским ценностям): подросток еще не испытал кризиса; он не может определить пе­
риод принятия решения, но уже сосредоточен на своем будущем на мировоззре­
нии и своей половой роли; он становится тем кем хотят его видеть окружающие;
опыт отрочества служит лишь подтверждением его инфантильных установок: в


этом статусе подросток придерживается авторитарных ценностей («непримири­мые» и не толерантные) и проявляет себя более жестоким, чем в других. Факторный анализ позволил французскому исследователю Р. Томэ выделить 3 измерения подростковой идентичности:

1) первое измерение Р. Томэ называет «состоянием Я»: абстрактный полюс этого
измерения — «Я такой-то или принадлежу к такой-то категории людей»; дру­
гой полюс этого измерения он называет «активное Я», которое опирается на
конкретные «референтное™» — «Я люблю то-то или занимаюсь тем-то»; у
младших подростков преобладает «активное Я», с возрастом конкретные из­
мерения «Я» сменяются абстрактными категориями и Я-состояниями;

2) другое измерение строится вокруг двух следующих полюсов — «официально­
го» социального статуса, с одной стороны, и личностных черт и самоописа­
тельных характеристик — с другой; этот переход от внешне наблюдаемой
идентичности к более скрытой всегда коррелирует с полом подростков: девоч­
ки в основном предпочитают второй вариант, а мальчики — первый;

3) третье измерение не зависит от пола и возраста; оно простирается от социаль­
но одобряемых черт («Я настойчивый, у меня много друзей») до социально не-
одобряемых; речь идет о наиболее оценочном измерении личности, которое
сопровождается выражением удовлетворения и благополучия или неудовле­
творения собой.

Одним из аспектов формирования идентичности в подростковом возрасте можно считать стабилизацию представлений о себе и сравнение собственного «Я-образа» с другими «социальными образами». Так, работы Родригеса Томэ (1980 г.) показали, что у всех подростков наблюдается близость между социальными образами одного порядка (мать—отец, друзья—подруги), увеличивающаяся с возрастом. Так, напри­мер, представление, которое, как я думаю, имеет обо мне моя мать, близко к тому, которое, как мне кажется, имеет обо мне отец и т.д.

С возрастом увеличивается дифференциация между «собственным образом» и «социальными образами»: подросток все больше обособляет представление о себе от того впечатления, которое, как он считает, имеют о нем другие. В этом, по Р. То­мэ, заключается механизм становления самосознания в отрочестве.

Выводы и заключения

1. Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии
называть отроческим, или подростковым.

2. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от
взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-
за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрос­
лое».

3. Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием от­
рочества считал чувство взрослости — возникающее представление о
себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрос­
лым, стремится быть и считаться взрослым.

4. Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятель­
ность и общение со сверстниками.

5. Возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том
числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), ин­
теллектуальной сферы (в частности, появляются элементы теоретиче­
ского мышления и профессиональная направленность интересов и жиз­
ненных планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстника-


ми, но более всего — личностной сферы, самосознания. 6. Э. Эриксон говорит о формировании «Я«-идентичности в этом возрасте. Юность в контексте жизненного пути личности. Психологические трактовки юности. Границы возраста. Развитие интеллектуальной сферы. Формирова­ние мировоззрения. Эмоциональное развитие. Особенности развития личности в юношеском возрасте. Формирование устойчивого самосознания и образа «Я». Осознание себя во времени. Проблема юношеского кризиса. Социальная активность в юношестве. Юношеский мир и мир взрослых. Любовь, чувство принадлежности и поиски интимности.

В каком возрасте человек из подростка превращается в юношу? Каковы движу­щие силы и этапы этого перехода? Что делает человека взрослым? Ответить на эти вопросы достаточно сложно.

Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, ис­торически относясь к «переходному этапу» возмужания, взросления. Если у живот­ных наступление взрослости достаточно тесно связано с возможностью самостоя­тельного существования и произведения потомства, то в человеческом обществе критерием взросления становится не просто физическое возмужание, но и овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных уради-ций, подготовлен­ность к осуществлению разных видов труда. Внутри перехода от детства к взросло­сти границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересе­каются. Никто не назовет U—13-летнего мальчика юношей, а 18—19-летнего — подростком, но возраст между 14-15 и 16-17 годами не обладает такой определенно­стью и в одних случаях относится к юности, а в других — к концу отрочества. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначе­ны между 17—21 годом для юношей и 16—20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22—23 годам у юношей и 19-20 годам у девушек. В. Даль определял «юношу» как «молодого», «малого», «парня от 15 до 20 лет»; в трилогии Л. Н. Толстого юношество связывается с возрастом 15 лет, а герою романа Ф. М. Достоевского «Подросток» уже 20 лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.