Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора




Между различными методами существуют органическая взаи­мосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оп­тимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических задач, но при этом косвенно способствует реше­нию и других, но не в той мере, в какой они могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оцен­ки возможностей каждого метода, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.

В практической деятельности учитель, выбирая методы педаго­гической деятельности, обычно руководствуется целями воспита­ния и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооруже­ние. Будет ли это показ трудового умения, положительный при­мер или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, кото­рый считает наиболее приемлемым в данной ситуации.

Метод сам по себе не может быть ни хорош ни плох. В основу педагогического процесса кладутся не сами методы, а их система. Методы педагогической деятельности, при помощи которых до­стигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально оди­наковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процесса. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, ко­торый находит оптимальное соответствие методов закономернос­тям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к лично­сти, метод педагогической деятельности вместе с тем всегда об-Ращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрело­сти, организованности. Скажем, на известном уровне его развития Наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование, но неумест­ными будут лекция или диспут.

Таким образом, выбор методов педагогической деятельности Не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерно­сти и зависимостей, среди которых первостепенное значение

имеют цели и конкретные образовательно-воспитательные зада­чи, содержание и принципы, уровень подготовленности класса и его развитие как коллектива, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, особенности личности самого педагога.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Как взаимосвязаны между собой методы и приемы педагогической деятельности?

2. Подготовьте схему классификации методов педагогической деятель­ности, выделив в ней: основание классификации, авторов данной клас­сификации, основные группы методов.

3. Назовите основные факторы, обусловливающие выбор методов пе­дагогической деятельности.

4. Какая из известных вам классификаций методов обучения и воспи­тания кажется наиболее удачной? Обоснуйте свой выбор.

5. В чем состоит отличительная особенность методов проблемного обу­чения?

6. Что означает оптимальный выбор методов педагогической деятель­ности?

7. Обоснуйте дидактическую ценность индуктивных и дедуктивных методов.

8. В чем состоит оптимальная особенность методов контроля эффек­тивности педагогического процесса? Каковы возможности машинного, компьютерного контроля в школе?

ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

ГЛАВА 18. ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.