Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся




Любая деятельность протекает более эффективно и дает каче­ственные результаты, если при этом у личности имеются силь­ные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные за­труднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией дея­тельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стиму­лировать — значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усилия воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются раз­личные методы стимулирования, среди которых наиболее распро­страненными являются соревнование, познавательная игра, по­ощрение, наказание и др.

Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельно­сти поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских по­чинов, ответственности и коллективизма.

В настоящее время соревнование по конкретным показателям Успеваемости учащихся не проводится и не должно проводиться. Однако полностью исключить соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было бы неправильно. Опыт лучших школ показывает, что использование соревнования в учебной работе оказывается возможным и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное отношение к учению. В условия соревнования младших школьников, например, вно­сятся такие обязательства: всегда выполнять домашние задания, Работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь чистые ТетРади, строго выполнять школьный и домашний режим дня, Читать дополнительную литературу.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, Рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе

его организации и проведения необходимо соблюдать традицион­ные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передо­вого опыта.

Действенность соревнования существенно повышается при ра­зумном насыщении как учебной, так и внеучебной деятельности вытекающими из самой логики учебно-воспитательного процесса ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными переживаниями.

В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются учащие­ся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются так называемые сдвоенные задания, где первое подготовляет к выполнению дру­гого, более сложного. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержа­ния деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуще­ствлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривание ученика, вызывающие у него уверен­ность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая мо­рально-психологическая атмосфера выполнения тех или иных за­даний, поскольку это в значительной мере снимает чувство не­уверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

К методам стимулирования деятельности относятся познава­тельные игры и учебные дискуссии, причисленные выше к группе словесных методов. Познавательные игры с учетом возраста ши­роко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуа­циям переживания успеха, поскольку тоже направлены на созда­ние ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, участниками педаго­гического процесса в этом случае наряду с детьми становятся и хорошо знакомые им сказочные персонажи. Большое стимулиру­ющее воздействие оказывают и специально подобранные дидак­тические игры типа электровикторин: «Задумай число», «Мате­матические ступеньки».

Поощрение — способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или кол­лектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, кото­рый избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энер' гии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.

Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и спо­собов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам Лакт одобрения, а не его престижный вес. Плохо, если ученик ясдет награды за малейший успех. Поощрение особенно необходи­мо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего при­ходится прибегать в работе с младшими школьниками и подрост­ками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные по-ошрения. Учителю необходимо заботиться о том, чтобы не появ­лялись ученики захваленные и обойденные общественным вни­манием. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории свобод­ного воспитания в первые годы советской школы наказания во­обще были запрещены. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов педагогического воздействия, А. С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и не­обходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому ха­рактеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их»1.

Наказание — это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоре­чащих нормам общественного поведения, и принуждает учащих­ся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А. С. Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов». Это со­стояние порождает у школьника потребность изменить свое пове­дение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ре­бенку страдания — ни физического, ни морального. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от кол­лектива, хотя бы временного и небольшого.

Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогиче­ский совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллель­ный класс или в другую школу. Может применяться и такая фор-а наказания, как изменение отношения к воспитаннику со сто-Р°ны учителя или классного коллектива.

г Макаренко А. С. Проблемы воспитания в советской школе // Соч.: В 7 т. — '•5--С.399.

Умелое применение наказаний требует от учителя педагогиче­ского такта и определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно со­гласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступа­ет неправильно, если будет наказывать по подозрению. По воз­можности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих об­щественный порядок и дисциплину. Нельзя злоупотреблять нака­заниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные непривычные.

Применение порицаний и наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения является исключением и может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.