Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности




I

Луначарский А. В. О народном образовании. — М., 1958. — С. 445.

им в основу организации детского коллектива, обеспечивали чет­кую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных ли­ний, методика параллельного действия, отношения ответствен­ной зависимости, принцип гласности и др. были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сфор. мировать постоянную потребность движения вперед.

Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллек­тивом. В.А.Сухомлинский в основу своей воспитательной систе­мы творческого развития личности положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм органи­зации, методов сплочения и формирования воспитательных кол­лективов (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельно­сти (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.).

Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Ку­ракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как свое­образную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. Детский коллектив является средством достижения стоящих перед обществом воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной сре­дой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествую­щими поколениями1.

В настоящее время исследуются такие вопросы ценностной те­ории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания, ведущими среди которых рассматриваются приобщение к различным аспек­там культуры, формирование социальной направленности лич­ности и развитие творческой индивидуальности членов коллектИ'

1 См.: Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. — М., 1978. 302

ва; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и само­регуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспита­ния и др.

Детский коллектив — основная база накопления детьми пози­тивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных вне­школьных условиях, через средства массовой информации, чте­ние книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает само­стоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других, и прежде всего классного коллектива, он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свой­ственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым кол­лективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффек­тивно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник должен пассивно приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это приводит к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициатив­ность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективе формируются такие существенные личностные харак­теристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или неприятие себя как личности.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой Деятельности детей. При ее организации в условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные Результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и стано­вятся их активными участниками. Познание практической эконо­мики, соединенное с участием в труде на предприятиях, обеспе­чивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает прак­тически неограниченные возможности для реализации физиче­ского и художественного потенциала личности. Физкультурно-Доровительная и художественно-эстетическая деятельность спо-

собствует эмоциональному развитию воспитанников, вызьгва чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместног ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотвор° чества.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что cm открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализу­ется через активное участие в школьном самоуправлении и мно­гообразной общественной жизни.

§3. Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.