Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов




Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике

Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО

Процессы развития личности и коллектива неразрывно свя­зны друг с другом. Развитие личности зависит от развития кол-Лектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличност-нЫх отношений. С другой стороны, активность воспитанников, Уровень их физического и умственного развития, их возможно-сти и способности обусловливают воспитательную силу и воз­действие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение Сражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем

полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой ак­тивности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в кол­лективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные про­цессы. Человек живет и развивается в системе отношений с при­родой и окружающими его людьми. Богатство связей предопреде­ляет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

С начала 20-х до 60-х годов XX в. проблема коллектива счита­лась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты кол­лективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х годов интерес к коллективу в силу изменившихся социально-по­литических условий проявился со стороны всех общественных наук. Философия исследует коллектив как социальную общность лю­дей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в уп­равлении развитием общества. Социальная психология интересу­ется закономерностями коллективообразования, взаимоотноше­ниями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных, интер­персональных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т.е. к обществу. Юриспруденция и ее отрасль — криминалистика рас­сматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условия отступ­ления от норм общественной жизни.

Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и исполь­зования его возможностей для всестороннего развития личности, т.е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.

Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, дол*' но быть всестороннее развитие такой личности, которая ее

жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, ко­торая связана с другими сочувствием и мыслью социально. «Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы кол­лективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью го­раздо больше, чем личными интересами»1. В то же время он отме­чал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индиви­дуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить един­ство личной и общественной направленности, считал А.В.Луна­чарский.

Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочис­ленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические осно­вы и показала конкретные пути формирования детского коллек­тива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному един­ству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие пробле­мы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широ­кой социальной средой и основы гуманизации межличностных отношений; самоуправление в детском коллективе и методиче­ские основы в его организации и др.

Теория коллективного воспитания получила практическое во­площение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию ру­ководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность орга­низации школьного коллектива и подтвердил действенность пер­вичного школьного коллектива как эффективной формы орга­низации воспитанников, открывающего широкие перспективы Для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт пер­вых школ-коммун оказал большое влияние на становление кол­лективистской системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспи­тания.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллек­тива внес А. С. Макаренко. Он доказал, что никакой метод не мо-Жет быть выведен из представления о паре «учитель + ученик», а Может быть выведен из общего представления об организации ^колы и коллектива. Он первым всесторонне обосновал строй-нУю концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гу­манистическими идеями. Педагогические принципы, положенные




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.